Совок по-японски

Владимир Лях
    Недавно в соцсетях я наткнулся на полемику по поводу фотографии, изображающей советских школьников, убирающихся в школе. Большинство утверждало, что прививать навыки самообслуживания – это хорошо и правильно, а несколько участников им возражали. Дескать, не стоит брать из советского периода  нашей истории всё подряд, при капитализме любой труд должен оплачиваться, да и заняты теперь школяры не по-детски: секции, студии, кружки, да и уроки, наконец, кое-кто ещё делает. Нет времени у растущих «гениев» примитивными делами  заниматься. А один «народный прокурор» даже выступил с подозрениями, что директор школы  может использовать детский труд вместо ставки уборщицы. «Не позволим»! Мои доводы экс-директора с сорокалетним стажем  он отмёл с порога – мол, как может директор, даже бывший, говорить правду!
    Приняв участие в том споре, я привёл целый ряд доводов, к которым могу добавить, что по данным Федеральной службы государственной  статистики, в 2020 году в России распалось 73 % браков, а в 2018 и 2019 годах прекратили существование 65 % брачных союзов. 30 лет назад данный показатель составлял 42 %, а 70 лет назад распадалось всего лишь 4 % браков.
    Одна из причин этой тревожной статистики как раз и состоит в том, что во многих семьях растят эгоистичных «гениев», не способных и не приученных обслуживать себя, не говоря уже о том, чтобы позаботиться о других.
     Между тем, в обществе бытует неверное мнение, что коллективистские начала характерны исключительно для советского образа жизни, и что только при Советской власти было важно приучать детей к труду. Замечу, кстати, что я не считаю правильным термин «трудовое воспитание» применительно к массовой школе. Речь может идти преимущественно о формировании трудовых навыков и навыков самообслуживания, которые, тем не менее, очень и очень важны.
    А чтобы не ограничиваться одними словами, стоит, думаю, привести конкретные примеры ученического самообслуживания в других странах. Возьмем, к примеру, Японию, в образовательной системе которой, как и вообще в  школах большинства азиатских стран, сильны коллективистские традиции.
    Несмотря на отсутствие собственного природного сырья, это – одна из наиболее технологически развитых стран мира с высоким уровнем жизни населения. Японская система образования, естественно, составляет фундамент этого статуса, существующего десятки лет. И действительно, мировые рейтинги свидетельствуют, что по уровню читательской грамотности японские школьники находятся на 15-м  месте в мире, в естественных науках они занимают 5-ю позицию, а по математическим дисциплинам – 6-ю. Для  сравнения стоит добавить, что Российская Федерация в данном исследовании занимает 30 – 33 места.
    Казалось бы, японское государство может позволить себе обеспечить подрастающему поколению беззаботное детство и всестороннюю опеку, но не тут-то  было.
    В японских школах нет уборщиков в привычном для нас смысле. Одна из традиций японского образования заключается в том, что  ученики  обязаны делать «о-соджи», то есть уборку в своей альма-матер. Нередко  это удивляет иностранцев, и многие, не до конца разобравшись в этом вопросе, считают, что в школах Японии вообще нет уборщиков, поэтому всю их работу делают дети, но это не совсем так.
     В школах Японии имеется  персонал, называемый «йомушудзи» или сокращенно – «шудзи». В их обязанности, в частности, входит присмотр за порядком и выполнение функции дежурных. Но основная задача «шудзи» – поддержание чистоты и выполнение необходимого технического обслуживания школы. В конце дня, после того, как дети закончат уборку, следить за порядком и поддерживать чистоту должны эти работники.
     В обычной школе «о-соджи» начинается после обеда и длится примерно 20 минут, после чего дети могут идти на перерыв. Такие уборки обычно проходят 4 раза в неделю, кроме среды и субботы, даже если суббота входит в учебную неделю данной школы. В последний день каждого из трёх семестров проводят более продолжительное наведение чистоты, называемое «большая уборка».
     Уборочный процесс проходит в занимательной форме и напоминает игру, в которой каждый знает, что должен делать. Во время уборки звучит весёлая музыка – «песня о-соджи» или какая-либо бодрящая классическая музыка.
    Каждый класс отвечает за уборку своего помещения и двух других мест школы, например, кабинета медсестры и библиотеки. При этом класс делят на небольшие группы, каждая из которых отвечает за одну из зон, где нужно убирать. Всё в высшей степени организовано, поэтому не занимает много времени и не вызывает усталости. Тем более что, если убираться регулярно, то «клининг» не требует больших усилий.
    Чему учит школьная уборка? Дети понимают, что лучше не создавать беспорядок, если потом им придётся всё самим убирать. Да и видеть впечатляющие плоды рук своих всегда приятно. Японцев с детства растят патриотами своей семьи, спортивной команды, школы, предприятия, города, префектуры,  страны.
     В японских школах также принято, чтобы старшеклассники помогали  младшим школьникам справляться с уборкой. Например, группа учеников шестого класса отправляется в класс первоклашек, чтобы им помочь. Это учит детей проявлять заботу и внимательность к другим. Как тут не вспомнить  советское «шефство», не правда ли?! Не зря все-таки говорят, что новое – это хорошо забытое старое.
    Многие школы организуют взаимодействие между старшими и младшими классами еще и  потому что большинство японских детей – «хиторикко», то есть,  единственные дети в своих семьях. Японские учителя считают, что старшие ученики должны приходить на помощь младшим, а маленьким детям нужны образцы для подражания. Вспоминаю, в связи с этим, что в начале 1960-х, когда я учился в младших классах, к нам приходили пионервожатые-старшеклассники.
    Три раза в год учащиеся убирают окрестности школы. В каждом учебном заведении есть всё, что для этого нужно: веники удобного размера, совки для мусора, ведра, тележки и т.п. Эти принадлежности доставляют к месту уборки, дети надевают перчатки и принимаются за дело.
   Конечно, и в Японии подростки и даже взрослые иногда  бросают мусор под ноги. Устранить проблему и призвана организованная уборка школьниками территории, прилегающей к учебному заведению, в ходе этой работы ребята приучаются ценить чистоту и порядок.
   В  школах Японии по-разному организовывают уборку, но эта работа обязательно присутствует. Например, в некоторых школах уборкой занимаются, к примеру, только пятые и шестые классы, а в других посильное участие в ней принимают все питомцы.
     Иностранцам иногда бывает трудно понять, почему юные японцы должны убирать в школе. Разве не лучше использовать это время для учёбы? Но школьники учатся и во время уборки, скажут вам японские родители и преподаватели. Они учатся уважать своё окружение и работу других людей, ощущать себя частью общества, продолжателями его лучших традиций. Не случайно, юные японцы изучают родной язык в развитии, начиная с его древних форм.
     Но отнюдь не только это может удивить иностранца в школах Страны Восходящего Солнца. Школьные обеды тоже с полным основанием можно отнести к такой категории. Начнем с того, что при учебных заведениях существуют огороды, где школьники выращивают картофель и другие культуры, как это было когда-то в советских школах. Неожиданно, правда?!
     Кто-то высокомерно думает, что такое было возможно лишь в «совке», но вовсе нет. Это имеет место в Японии – родине «Тойот», «Лексусов», «Мазд», «Хонд», «Инфинити», шин «Бриджстоун» и «Йокогама», часов «Ориент» и «Ситизен», электроники «Сони», «Хитачи», «Денон», «Санио», «Тошиба» и т.д. и т.п. Кто бы мог подумать…
    Мало того, система питания в школах тоже способна поразить. Дети сами, под руководством учителя, привозят на тележке обед из школьной кухни. Количество блюд  рассчитано на количество учеников класса. Надо заметить, что при  приготовлении обеда  используется, в том числе, и продукция школьного огорода. Ну, чем не японский «совок»?! 
    Как странно видеть в самых развитых странах мира то, от чего мы в порыве слепого отрицания отказались, как от пережитков прошлого. А другие страны  без всяких комплексов используют эффективный советский опыт!
    Столовых в японских школах нет, обед проходит в помещении класса. Дети тут же, в специально оборудованном для этого классе, моют руки, раскладывают принесенные из дома скатерть-салфетку, зубную щетку, чашку и палочки. Надо заметить, что в некоторых школах обед сразу подается на индивидуальных подносах, но в остальном все школы похожи.
    Школьники надевают белые халаты и убирают волосы под шапочки. Дежурные по обеду в классе  надевают на лицо марлевую маску. Они  раздают еду: разливают суп по тарелкам, накладывают рыбу и пюре, расставляют по столам булочки и пакеты с молоком. Питание сбалансировано на основе рекомендаций диетологов, чтобы оно не вызывало ожирения и полностью компенсировало затраты энергии. Лишние порции, если они останутся, распределяются по жребию в виде считалочки. Когда дежурство заканчивается, форма стирается дома и потом передается следующим дежурным.
     Важно отметить, что после обеда каждый школьник складывает свой пакетик от молока в корзинку для переработки отходов. Дети чистят зубы за столом, потом полощут рот над раковиной, и учитель делает то же самое. Еще раз благодарят друг друга: «Спасибо за вкусную еду!» Дежурные убирают со столов, складывают общую посуду, отвозят ее обратно на кухню. Молочные пакеты дежурные тщательно моют, сушат в классе в течение дня, а потом один из ребят-дежурных относит их на пункт сбора и переработки. Раздельный сбор мусора здесь существует в реальности.
     Думаю, японский подход к школьному питанию весьма эффективно способствует формированию здорового образа жизни. Неспешный прием пищи, красивые принадлежности для еды, ритуал подготовки к обеду и его окончание, выращивание исходных продуктов своими руками, благодарность за вкусные блюда –  в том числе самому себе, если поучаствовал в организации трапезы, – все это помогает предотвратить переедание. Дети едят меньше, но получают от еды больше удовольствия.
    Об образовании в Японии можно говорить долго, там много интересного и необычного – даже учебный год в стране начинается в апреле, а не в начале осени, как у нас. Но это тема отдельного разговора, мы же обсуждаем только участие японских школьников в самообслуживании, что, как это ни странно, может помочь нам по-иному взглянуть на собственную историю школьного образования.
    В 1960-е годы невиданные в мире успехи СССР в космосе подвигли многие страны к изучению советского образовательного опыта и внедрению его элементов у себя. В то время президент США Джон Кеннеди высказался об этом так: «Советы поддерживают ежегодный приток научно-технических кадров, более чем в два раза превышающий наш. В то же время они практически ликвидировали неграмотность: с начала века доля людей, имеющих более чем 7-классное образование, выросла в 23 раза. Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы».
   В своё время  промысловики Российской империи по сходной цене отправляли за границу соболиные шкурки, а потом состоятельные россияне по сумасшедшим ценам покупали французские шубы, сшитые из этих шкурок. 
   Можно вполне представить себе ситуацию, что нам предстоит перенимать образовательный опыт других стран, который когда-то был явлен миру нашими талантливыми педагогами и затем получил развитие в этих странах.