Возвращение к себе... Глава вторая

Борис Аксюзов
 ­Мысль о том, что мне надо - просто необходимо - позвонить Лере, пришла ко мне, когда я уже садился в кресло самолета в аэропорту Домодедово, но ко мне тут же подошла симпатичная стюардесса в красной пилотке и попросила выключить телефон.
Я послушно выполнил её просьбу и сразу заснул, утомленный необычными событиями этого бесконечного, как мне казалось, дня.
Проснулся я, когда эта же милая девушка тронула меня за плечо и сказала:
- Мы прилетели, Иван Михайлович, вас ждут.
Я не понял, откуда она знает, как меня зовут, но спрашивать об этом было уже поздно, и, с трудом улыбнувшись ей, я встал и пошел к выходу. Она догнала меня, когда я уже был на трапе, и повесила мне на плечо мою сумку с вещами, которые были необходимы мне, как говорил мой старший брат, на первых порах моей холостяцкой жизни в Новосибирске.
И я, благодаря ее за это, целую её в теплую щёку. Она смеётся и бьет меня мягким кулачком по плечу: отстань, мол, охальник!
Мимо меня спускаются по трапу какие-то люди в длинных пальто с кейсами в руках, и только тогда я догадываюсь, что летел на этом самолёте не один.
Прямо у трапа я вижу черный «Мерседес» и красивую женщину в норковой шубе, облокотившуюся на его открытую дверцу.
Когда я ступаю на землю, она протягивает мне руку и говорит, четко и официально:
- Альбина Николаевна Уртаева, директор банка.
Потом вдруг улыбается и добавляет уже совершенно иным тоном, насмешливо, но с чуть заметным укором:
- А вы, Иван Михайлович, время зря не теряете. За время полёта уже успели стюардессу охмурить.
- Эта девушка, - отвечаю я с достоинством, - принесла мне сумку, которую я забыл в салоне. И я её отблагодарил.
- Вы машину водите? – спрашивает она.
- Конечно, я служил в ВДВ, а там учат управлять всем, что передвигается по земле, по воде и по воздуху. Я имею в виду, на парашютах А вот самолеты водить нас почему-то не учили.
- Тогда садитесь за руль. Я отпустила своего шофёра, а сама управлять машиной боюсь: гололёд на дорогах.
Действительно, автомобиль на шоссе заносит, движение медленное, и мне хорошо видно, как впереди уже образовалась пробка.
Сначала мы молчим, но затем Альбина Николаевна начинает говорить, но уже другим, чисто директорским тоном:
- Я знаю, что вы устали, но прошу извинить меня: мы сейчас едем прямо в банк. Церемония открытия состоится завтра, с одиннадцати часов. Вам следует осмотреть всё здание сверху донизу. Знаете, чем чёрт не шутит. Охранники уже неделю дежурят там круглосуточно, но полезно будет взглянуть на всё свежим глазом. Начальственным, как говорится. Потому что ответственность за безопасность банка полностью лежит на вас.
Инструктаж на этом заканчивается, и Альбина Николаевна вновь замолкает.
Где-то через час мы въезжаем в город, а спустя ещё полчаса останавливаемся у старинного трёхэтажного здания с широкими окнами.
- Бывший купеческий особняк, - объясняет мне Альбина Николаевна. – Перестраивали мы его долго, но сделать всё так, как надо, не смогли. Слишком много в нем клетушек и узких коридоров. Особенно в подвальном помещении, где у нас размещается хранилище. Вы это сейчас увидите, мы начнем именно с подвала.
В холле нас встречают охранники в красивой униформе, с автоматами через плечо. Директор представляет им меня, и мы спускаемся по крутой лестнице.
- Этот вход в подвальное помещение ночью будет замурован и обшит бронированными листами. А доступ в хранилище будет осуществляться лифтом и через потайную лестницу, вход на которую есть только на третьем этаже.
Когда мы прошли по лестнице метров десять, я взглянул на стену справа, и она сразу показалась мне подозрительной. На учениях нам приходилось штурмовать дома условных террористов, и нас часто предупреждали, что в стенах боевики обычно маскируют двери, которые могут внезапно распахнуться, и оттуда по нам откроют огонь.
Я остановился, провел по стене рукой, взял у охранника автомат и постучал по ней прикладом. И тут же услышал раздражённый голос Альбины Николаевны*
- Иван Михайлович, я уже сказала вам, что этот ход будет заложен кирпичом, обшит железом и покрашен под цвет стен. Пойдемте дальше!
- Не нравится мне этот стук, - ответил я. – По-моему купцы, не делали таких тонких перегородок в своих домах. И штукатурка на стене свежая. Зачем надо было штукатурить её, если этот спуск в подвал изначально собирались замуровать?
Подвал был глубокий, и лестница состояла из четырех пролетов по девять ступенек. Пройдя первые из них, я снова постучал по стене. Звук был тот же, неуверенный и протяжный, словно за ней находилось большое и пустое помещение.
- Что находится за этой стеной? – спросил я директора.
- Хранилище с огромными сейфами по всему периметру, - ответила она. – Я каждый день просматриваю план здания и знаю его, как свои пять пальцев.
- Тогда я точно скажу вам, что в этом месте никаких сейфов нет. Там пустое пространство с очень тонкими стенами.
И я продолжил спуск, простукивая стену через каждые полметра. Звук изменился только на втором пролете.
- Рабочие в здании еще есть? – спросил я Альбину Николаевну.
- Да, это как раз та бригада, которая осталась замуровывать вход.
- Бойцы! – обратился к охранникам. – Найдите эту бригаду, возьмите у них кирки, ломы и лопаты и мигом сюда.
- А, может, их просто привести сюда, чтобы они это сами сделали? – предложил рыжий парень в берете набекрень.
- Пока будешь искать их, подумай над своим предложением. Если по возвращении, ты не скажешь мне, почему этого делать нельзя, я уволю тебя.
Охранник помрачнел, но ответил мне чётко, по-военному:
- Есть!
Нишу в стене мы проделали за десять минут. Как я и предполагал, перед нами была большое и пустое помещение, но настолько низкое, что не мы смогли пройти там в полный рост И лишь у стен, или, как сказала директор, «по периметру», стояли небольшие фанерные ящики. От них к центру комнаты тянулись провода, подсоединённые к какому-то сложному устройству с мигающими лампочками.
- Ой, что это?! – испуганно вскрикнула Альбина Николаевна.
- Срочно звоните в полицию и вызывайте саперов! – приказал я.
Мы закончили осмотр здания уже после полуночи
Больше никаких сюрпризов мы не обнаружили, и Альбина Николаевна сказала мне:
- Вы будете жить в гостинице, где, кстати, живу и я. Поэтому я снова попрошу вас быть моим водителем. После этого ужаса у меня страшно дрожат руки.
«Если бы она знала, - подумал я, - как они дрожат у меня, то не попросила бы меня сесть за руль».
Но отказать женщине я не смог, язык не повернулся.
Альбина Николаевна жила не только в той же гостинице, но и на том же этаже, почти рядом со мной. По пути туда у нас уже не было сил обсуждать случившееся, и мы распрощались вежливо, но без той теплоты, с какой встретились.
Очутившись в роскошном номере с огромным телевизором на стене и широчайшей кроватью у окна, я, не раздеваясь, упал на неё и сразу уснул.

Разбудил меня звонок телефона на тумбочке возле кровати.
- Доброе утро, Иван Михайлович, - услышал я голос Альбины Николаевна. – Уже восемь часов. Выезжаем через полчаса.
- Хорошо, - ответил я и, вскочив с кровати, побежал в ванную. После достаточно холодного душа спать мне расхотелось, я оделся, выпил стакан воды вместо завтрака и вышел в коридор.
- Олег Павлович прилетает через час, - обеспокоенно сообщила Альбина, появившаяся там же спустя три минуты.
- А кто это такой, Олег Павлович? - спрашиваю я.
Она смотрит на меня удивленно и, как мне кажется, даже разгневанно:
- Вы не знаете, как зовут хозяина банка, в котором работаете?!
- Нет, не знаю… Я знаю лишь, что он тесть моего старшего брата.
Этому она почему-то не удивляются, но теперь в её голосе слышатся нотки какого-то утончённого злорадства:
- Тогда понятно, почему вы получили должность начальника охраны нашего отделения.
Видимо, поняв, что сказала лишнее, она ту же добавляет уже совершенно другим голосом, извиняющимся и тёплым:
- Впрочем, я должна признать, что справляетесь вы со своими обязанностями прекрасно. Не каждый бы смог обнаружить в первый же день работы заминированную комнату, да еще перед самым открытием банка. Я обязательно доложу об этом Олегу Павловичу при встрече и думаю, что вас ждет солидная премия.
«Она бы мне очень пригодилась, - думаю я, вспомнив о маме и о последнем разговоре с Андрюшей. – Посмотрим, насколько щедрым окажется мой новый хозяин»
Через два часа весь коллектив банка собирается в холле, чтобы встретить там Олега Павловича. И все с удивлением смотрят на меня, когда я подхожу к замурованному входу и провожу пальцем по покрашенному стальному листу.
- Что вы делаете? – возмущенным шепотом спрашивает меня директор, когда я возвращаюсь в строй.
- Проверяю, высохла ли краска, - отвечаю я тоже шёпотом.
- Зачем?
- А вдруг Олег Павлович, подойдет к стене, заденет её плечом и испортит свой парадный костюм. Кто в этом будет виноват? Конечно же, начальник охраны. Он несет ответственность не только за безопасность первых лиц, но и за их внешний вид.
Альбина Николаевна неожиданно улыбается:
- Не думала я, что мой начальник охраны будет обладать таким чувством юмора.
Но тут же спохватывается:
- Так что, краска высохла?
Теперь уже смеюсь я и, растопырив совершенно чистые пальцы, показываю их ей..
Босс почему-то задерживается, и банковские клерки, привыкшие к сидячей работе за компьютерами, начинают страдать от усталости, простояв на ногах в течение часа. Альбина Николаевна порой покрикивает на них, призывая не расходиться.
Но вот на улице раздаётся шум машин, все торопливо занимают отведенные им места, и в холл стремительно входит невысокий человек в длинном черном пальто с непокрытой седой головой в сопровождении множества сопровождающих лиц и телохранителей, которых я даже не успеваю пересчитать.
Его встречает Альбина Николаевна и ведет вдоль шеренги руководящих работников, представляя боссу каждого из них. Дойдя до меня, она говорит:
- Андреев Иван Михайлович, наш новый начальник охраны.
Олег Павлович почему-то долго смотрит мне в глаза и, пожимая руку, не выпускает мою ладонь из своей.
Когда он продолжает свой путь, я думаю: «Либо кто-то уже сообщил ему о моём «»подвиге», либо он вспомнил, что зять у него тоже Андреев».
Затем мы идем в центральный операционный зал, где накрыты столы для банкета.
Олег Павлович говорит краткую речь, в которой поздравляет работников банка с его открытием и призывает представителей городской общественности пользоваться услугами только его новорожденного предприятия.
Банкет продолжается, но через какие-то двадцать минут всё руководство банка во главе с банкиром встаёт и удаляется на совещание, которое проходит в кабинете директора.
Альбина Николаевна изящным жестом приглашает Олега Павловича занять её кресло, но он раздраженно отмахивается и садится за общий стол.
И сразу начинает с резкого вопроса:
- Госпожа директор, почему вы сразу не доложили мне о ЧП в вверенном вам учреждении?
- Я намеревалась сделать это на совещании, чтобы не расстраивать вас перед торжеством, и…
Но босс прерывает её:
- А вы понимаете, что тем самым затруднили расследование этого преступного замысла? Вы должны были позвонить мне сразу, как только обнаружили взрывчатые вещества в здании банка, и специалисты из Москвы вылетели бы в Новосибирск через час после вашего звонка. А я узнаю об этом только сегодня утром, и не от вас, а от полковника Трошкина, который направлял сюда группу саперов. Как это понимать?
Директор молчит и достает из кармана носовой платок.
И тут Олег Павлович вдруг обращается ко мне:
- А что нам скажет начальник службы безопасности? Ваша фамилия, кажется, Андреев?
Почему-то я не чувствую никакого волнения от того, что ко мне обращается сам босс. Меня только слегка задевает это небрежное «кажется». А, в основном, я думаю, совсем о другом: «Так вот как называется моя новая должность! Начальник службы безопасности! А меня все называли начальником охраны. Почему? Вероятно, так короче и понятнее…».
На эту мысль у меня уходит всего несколько секунд, после чего я спокойно начинаю говорить:
- Я обнаружил взрывчатку спустя двадцать минут после того, как впервые зашел в это здание. И сразу приказал звонить в полицию. Звонить вам я не мог, так как, во первых, у меня нет вашего телефона, а, во-вторых, я должен был немедленно осмотреть остальные помещения банка.
- Сколько лет вы у нас работаете?
- Приказ о моем назначении был подписан двое суток тому назад.
Босс смешно хлопает глазами и долго ничего не может сказать. Но, придя в себя, продолжает разговор на ту же тему:
- Кем был подписан приказ?
- Старшим менеджером по кадрам Андреевым Андреем Ивановичем. Как он сказал, после согласования с вами…
- Это ваш однофамилец?
- Нет, родственник.
- Близкий?
- Да. Это мой родной брат… Старший.
- Понятно…. А что вы можете сказать об организаторах этой диверсии? Кто они, на ваш взгляд?
- О заказчиках мне сказать нечего. Здесь вы должны подумать сами: то ли это ваши конкуренты, то ли бандиты, замышлявшие ограбить банк вскоре после его открытия, то ли кто-то просто хотел отомстить вам по личным мотивам. А вот по поводу исполнителей у меня есть две версии, и я буду работать над ними дальше… Если, конечно, вы меня не уволите…
- Вас не за что увольнять, - резко и раздраженно бросает он. – Вас награждать надо… Продолжайте об исполнителях!
- Версия первая: террористы - это члены бригады, которые работали здесь с самого начала реконструкции. Сначала они внедрились в коллектив рабочих вашего подрядчика и добились, чтобы их послали именно на этот объект. Если они не сбежали, найти их будет легко, если сбежали, немного труднее. Вторая версия: эта группа – одноразовая, она была сформирована из опытных взрывников, которые появились здесь всего на один день или одну ночь, чтобы возвести новые стены и соорудить эту комнату, которой в плане здания нет и быть не могло. Вот над этими двумя вариантами я буду работать. Если вы хотите знать подробности, то нам надо встретиться наедине.
Он не спросил «Почему?», и я понял, что его познания в криминалистике гораздо шире, чем у охранника, которого я посылал за инструментом.
- Хорошо, встретимся, - устало произнёс он. – Я вам позвоню, когда.
Мы встретились с ним вечером в его гостиничном номере, точно таком, в каком жил и я.
Я изложил ему план своих действий, и он одобрил его:
- По-моему, неплохо. Действуйте, Иван Михайлович. Только не лезьте сразу головой в петлю, как говорится. Завтра пойдите в управление МВД и найдите там моего хорошего знакомого, подполковника Каюмова. Он уже начал работу по поимке террористов и теперь вы будете действовать сообща.
Олег Павлович помолчал, потом добавил уже совершенно другим тоном:
- Да, не повезло тебе, Иван Михайлович. Не успел и дня проработать, как в такую передрягу попал.
Он впервые обратился ко мне на «ты», вероятно, осознав, что я его родственник.
- А брат твой сейчас гуляет по Парижу и в ус не дует, - грустно продолжил он. – Ты был когда-нибудь в Париже?
- Нет.
- Я тоже не был. Не пришлось… Наверное, жениться надо было поудачнее, а?
Я ему не ответил, так как не понял, что он хотел этим сказать. Может, Олег Павлович хотел, чтобы я посочувствовал ему по поводу его якобы неудачной женитьбы, а, может, он просто решил уличить моего старшего брата в чём-то нехорошем.