Бдения на Аксинью

Оксана Самоенко
   Разночинцы.
 Как понять, что это такое?  Мне интересно их мироощущение, понимание своего места в мире, уже существующем. Представляю, как отреагируют высокодумные умы.
 Пусть.

Осознание  себя лишним человеком. Кто- то давно и хорошо живёт. Кто- то, не очень давно, но пристроился. Кто, как, но свой шесток знает.
 А ты не смог.

 У тебя есть достойное образование, знания. Ходу нет.  По всокодумью  получила Второе Высшее. Такое впечатление, что передо мной -  стена из получивших случайное образование. А есть  ещё база, поседевшая от главного руководящего: «не заставляйте людей думать». И мозговой штурм. Как эффективнее не заставлять людей думать?

Вирусология в действии.  Дробышевский обнадёживает, что, до максимума облегчённый мозг, снова начнёт набирать массу, осваивая палочки и нолики, буковки и счёт столбиком. Делая на уроках труда табуреточки и винегретики.

Да, чёрт с ним, с этим человечеством!

 Мне не дожить. Сейчас! Пока жив мозг. Пока могу. Пока вижу, что происходит. Пока есть силы предотвратить.
Только пустите Дуньку в Европу.

  А деньги? Эти страшные цифры, развращающие души даже тех, кто имеет опору в устаревшей  нравственности и убеждениях. Что говорить о, каждый день, устраивающих мозговые штурмы.  Кто ничего не устраивает, кто даже не знает, что это такое?

Лукавство.
 Открыли путь к знаниям выходцам из низших чинов. Между прочим, платное. И это снобствующее: «Бесплатный сыр есть только в мышеловке».
 «Бесплатное не ценится».

А то я не знаю, чем для меня обернулась платная медицина. Не вижу, что получилось из платного образования. Если во времена оны платное образование выдавало имена, вызывавшие мировую зависть и гордость за Отечество, то,  что оно выдаёт сейчас?

 Так вот, о лукавстве.
 Два- три  поколения дворянской элиты ушли  на формирование просвещённой основы российского самодержавия. А раньше пренебрегали, дворянина достойно только бряцание оружием.
 Потом кто- то устал от бесконечного бумагомарательства, беготни по кабинетам, общения с просителями, не знавшими грамоты.
 А, главное, общение  вот с этим дерьмом, имевшим во владении от силы душ сто, но тоже считавшим себя основой власти.
 А ещё хуже «богатенькие буратины», которые превыше всего ставили  свои интересы и  «в гробу видали»  интересы государственные.
 
Тогда придумали образование для разночинцев.
 Вообще- то, думать, там особо не пришлось.
 Был опыт писцов  самых разных культур. А он основывался на лени богов. Той самой, которая раньше нас родилась. Боги когда- то сами на себя работали. Но потом решили, что не царское это дело. Землю обрабатывать, да во внутренностях жертвенной пищи копаться.
И придумали боги людей. А те, возьми, да расплодись немерено.
 Всё было, более- менее, под контролем пока боги сами занимались буковками да смыслами, оставив людям цифирь. Но появились новые люди, которые к смыслам пришли через цифирь. Долгая история отлучения от смыслов.

Одним из этапов стало приобщение к смыслам разночинцев. Подумать над тем, что бедным людям нужна достойная основа для медленного вчитывания было,  или некому или некогда.
Прижало.

 Сотни способных людей, не очень здоровых физически, но единственных кормильцев  матерей, сестёр на выданье, младших братьев, «сели за парту» высшей школы и научились думать.

 Не просто мучится тёмными сомнениями, запивая  их алкоголем разного качества. А выстраивать логические цепочки, правильно ставить вопросы и находить ответы.
  И не сразу хирургического  характера.

 Он начал вырисовываться  тогда, когда новые люди «напоролись» на рифы лицемерия чиновников и скалы пренебрежения самых  разных «тургеневых», не считавших разночинцев полноценными людьми.
 Не знаю, может быть, на том этапе всё могло бы закончиться «достоевщиной». Поисками бога,  любви, красоты и правды.

 Но ищущий люд оказался втянут в противостояние дворянских группировок. Есть мнение, что крепостное рабство и рабство южных штатов Северной Америки было рентабельным к моменту отмены. То есть, вовсе не исчерпало своих возможностей. А мнение- то, не моё, даже не российских историков. Американских.

Можно прикинуть разницу между югом американской Конфедерации и  Средней полосой  российской Империи.  Отменит она противоречия  помещиков, оказавшихся  без львиной доли  доходов,  задолго до  появления воинствующих фанатиков?
 Как Отмена сказалась на владельцах малого количества душ, мало, кого волнует.

А зря.
Дворянство делилось на блестящее столичное, не знавшее родины, не говорящей по-французски.
 И армейское провинциальное, коротавшее время между обязательной дружеской попойкой и дуэлями.
И мелкопоместное.
 Даже состоятельные фамилии жили в деревне до ноября, так как не могли позволить себе круглогодичную жизнь в городе. Отсылаю к воспоминаниям Варвары Головиной, урождённой Голициной. Помещики, владевшие 75- 100 душами мужского пола жили в маленьких деревянных домиках и  составляли большинство дворянского сословия.  О  них  писал Гоголь.

А вот это писал Салтыков- Щедрин: « Помещичьи усадьбы были крайне невзрачными. Задумавшие строиться ставили,  продолговатый сруб вроде казарм, разделяли его внутри перегородками на каморки. Проконопачивали  стены мхом, покрывали тесовой крышей. И в этом неприхотливом помещении ютились, как могли.
Под влиянием атмосферических изменений сруб рассыхался и темнел, крыша пропускала течь, в окна дуло, сырость проникала беспрепятственно всюду, полы ходили ходуном, потолки покрывались пятнами. И дом, за отсутствием ремонта, врастал в землю и ветшал.
 Само собой, что у помещиков побогаче дома строились обширнее и богаче, но общий тип построек был одинаков. Об удобствах жизни, о,  тем менее,  живописной местности не было и речи».

О воспоминаниях Елены Водовозовой известной детской писательницы 19 века, имевшей образование института  для благородных девиц, я уже писала. Напомню. Речь шла о сказочной  неподкупности и неприступности  дворянских девиц  с высшим образованием. Воспитывали их в духе верноподданничества и безмерной безотказности.
 После ряда сексуальных скандалов на службу в  великокняжеские семьи стали брать иностранок или отличниц боевой и политической, мордой не вышедших для подвигов определённого характера.

Да, чёрт с ними, с этими великосветскими шалавами. Пусть это будет дважды и трижды враньём.
 Вот это поважнее: « В четырёх- пяти комнатюрках с прибавкой иногда флигеля в одну- две комнаты, ютилась громаднейшая семья, в которой было… 6- 7 человек детей, нянюшки, кормилицы, горничные, приживалки, гувернантка и разного рода родственницы.  Незамужние сёстры хозяина или хозяйки,   тётушки, оставшиеся без куска хлеба  в следствии  разорения их мужьями».

Что там о коммуналках, в которые были превращены большие и светлые комнаты дворянства?

« Детям отводились комнаты, не пригодные больше ни для чего. Тут же ютились няньки- мамки. Антисанитария дикая. Разводили чёрных тараканов, предвещавших скорое замужество, но и другой живности было полно. Детей били.  Холера уносила кучу детей. Огромная смертность.  По подсчётам самой родительницы 16, по подсчётам соседок- 20 умерло.
 Бесконечная экономия на всём. Но обязательные обеды, кормить нужно было и челядинцев, слуг, кучеров, лошадей. Даже в не богатой помещичьей усадьбе было от 400 до 800 человек слуг, посыльных, мастеровых, уборщиц».

 Ещё говорилось об уровне образования того дворянства. Кто- то сознательно, кто- то по денежной скудости не имел возможности отправлять детей учиться. Естественно, доведись такая удача, в город оправляли мальчиков, предпочитавших не возвращаться. Деньги ими клянчились регулярно, так как образование выбиралось военное. О состоянии армейских умов писала.
 А девочкам оставалось разводить тараканов и мечтать о головокружительной удаче в постели чиновничьей сошки.

Что получается?
 Основная масса дворянства  отличалась от самого крестьянства только  зверским правом бить и мучить себе подобного. Коим она и пользовалась. Со вкусом и удовольствием.
Вопроса: « А чем ты лучше»,  даже не возникало. Почвы для него не было. Ни образования, ни, похоже, заповедей.
 Да, и мозгов маловато. Развращение господ, разводивших тараканов, развращение дворни, привыкшей ничего не делать в убогих усадьбах помещиков. Чудивших устройством гаремов, театров, школ.
Как повезёт.
Худшим наказанием для греческой, римской, российской городской прислуги   была отправка в деревню. Там работать надо.
 Да так, что прекраснодушные мальчики и девочки разночинцы, пытавшиеся начать образование снизу, с треском вылетали из деревень под надзор полиции.
 «Думали»  в деревне чиновники от священства, крепко державшееся за свою кормушку.

 А  и проворонили.
 А и облажались.

 На смену образователям пришёл Мученик.
Да, не сам. Вдохновляем был вот этими самыми. Самыми умными из дворянских умников.
 
Что там о «Торжествующем Хаме»?

  Ни один не придёт без предварительной подготовки. С учётом опыта и ошибок.

Вот декабристы. Мол: « Проиграли по причине испуга. Впечатлила  группа поддержки из простого люда, собравшаяся поглазеть на выверты офицерья,  без верхней одежды, выведшего  солдат  в декабре  на продуваемую площадь. Не по пьяни ли?
 Запахло фонарями Парижа, на которых вешали дворян.
 Может быть.
 
Сами декабристы плохо себе представляли, с чего начать и что делать. Нужны смертники. Я ещё раз повторяю это слово.
 Смертники.
 Где- то, как- то отловили Самодержца, порешили его, порешили друг друга, как клятвопреступников. Открывших путь дальнейшим преобразованиям.
 Жертва.
 А тут ещё в Испании некто прошёл через всю страну и отменил короля.
 Можно себе представить воодушевление людей, не   имевших понятия о разнице между дорогами, климатом, снабжением, расстояниями Испании и путём из Малороссии в Санкт- Петербург.

Но наш «Парламент с ружьями», как называет его  Эдвард  Радзинский,  был ещё по-дворянски игрив и по- детски наивен.  Как и положено военному. Он никак не мог решить, надевать маски или так идти?

 Не получилось.
 Получилось у Николая Павловича, сделавшего из горе -  машкерадников мучеников. Вот те пятеро. Особливо,  повешенные  по второму разу.
 Жертва.
 Да, не с завитыми бакенбардами и холёными пальцами, придерживающими сабельку на боку.
 И, чем дольше дворянство с новыми  «богатенькими Буратинами»  делили шкуру не добитого медведя, то есть определяли пути дальнейшего развития России, тем больше было времени на натаскивание Мученика.
Вот здесь бы Священству…

Впрочим…

 Очень может быть, со Смертником работало именно оно. Исповедовавшее и отпускавшее грехи  на местах, знавшее, до каких глубин  пало дворянство. Падает купечество. Именно это Священство когда- то соединяло славянский вариант Константинопольского  христианства и  язычество Восточных славян. Создало культуру, сходу преобразовывавшую всё в Жертву.
 Каннибализм Сатурна в Жертву Отца картины Репина. С какой стороны не подойди, она есть.
 
Опять декабристы.
 Уже накануне выступления решили, что в царя будет стрелять пОляк Каховский. Обнищавшая до крайности семья, нет никакой надежды на появление девушки, решившейся разделить судьбу с безденежным мигрантом. Стреляй, всё равно, ждать от жизни нечего.
 И болеешь, опять же. 

А он, возьми, да и познакомься с хорошей девушкой. И забрезжила радость. Семейная жизнь, детишки. Говорят, на ней потом Дельвиг женился. Тот самый. Из друзей Пушкина.
Похоже, отношения там были в самом начале. Ещё не успели столкнуться с неприятием семьи девушки. Может, девушка   была из неземных. Из тех, кто даётся, как последняя надежда больному и нищему одиночке.
 По этой причине и не выстрелил.

 А Милорадович…
Так, планида у оружия такая.
 Стреляет.

  Всё было учтено наставниками Мученика.
 Болезненная экзальтированность.
 Крайнее безденежье.
 И традиция Жертвы.
  Самые- то знаменитые были из семинаристов.  Из беднейших священников, которых потом Тургенев назвал «нашествием семинаристов». А то и хлеще. «Образованные плебеи», от которых пахнет не так  и грязь у них на воротничках, да под ногтями. О кошмарном французском и говорить нечего.

 Покушались- то, дважды и трижды. Царь бегал по площади, как манок, охрана стояла и пялилась, а стрелок никак не мог попасть в мечущегося самодержца. И ничего. Кого- то сняли, привлекли?

А давайте вспомним триумф Веры Засулич.  Или гибель  одного из самых продвинутых министров,  о покушении, на которого Охранка знала заранее. Где, когда и кем.
 
Сколько было двойных агентов, доивших тех и этих. И сама  террористическая организация финансировалась вовсе не селенитами, даже не иностранными разведками. Авторитет царской власти поспособствовал.

Это должно было произойти.

 Доведённые до потери чувства самосохранения, они верили, что своей жертвой решат многое. Может быть, что- то искупят?
 И не надо уточнять, что кто- то пошёл один на крест, а эти потащили за собой случайных свидетелей.
 Всё зависит от трактовки. От таланта того, кто ищет и находит смыслы.

А потом просто Революция стала Религиозным движением.
А и проворонили.
А и облажались.