Они пошли к специалисту

Марк Коган
  Наши люди, знающие жизнь, в бурном море медицины стараются не двигаться проторенными путями. Ну типа, если заболел – пошел в свою поликлинику. Этот вариант оставляют только на тот случай, когда нужен больничный. Тут уж никуда не денешься. В остальных случаях выбирают один из двух вариантов: отправиться к народным целителям или поднять все свои связи и выйти сразу на профессора медицинских наук, неважно, какой специальности. Он же профессор,  значит, лечит всё. И тут возникают непредвиденные ситуации.

     Лучший автослесарь

  Один парнишка, не достигнув и возраста 30 лет, уже прославился как лучший автослесарь города. К нему записывались заранее, как к признанному авторитету. Он мог починить в автомобиле буквально всё. Особенно ему удавалось, судя по всему, крутить различные гайки. Я полагаю так потому, что в конце концов у него разболелась рука. И чем больше он работал, тем рука болела сильней. Тогда он решил обратиться к врачу, но не простому, а равному себе по популярности, и среди множества контактов в записной книжке телефона он нашел профессора – хирурга. Ну, и пошел к нему на консультацию.
  Я этого профессора знаю еще с той поры, когда он был студентом. Его судьба была предопределена заранее. У него и папа был профессором, и тесть был профессором, так кем же он мог вырасти? Вот и стал он сразу после окончания института аспирантом, а по прошествии ряда лет – профессором, специалистом в сложной отрасли хирургии. Что-то там в грудной клетке такое заковыристое.
  Посмотрел он, стало быть, на того автослесаря, малость подивился, что у людей кроме грудной клетки может еще что-то болеть, и отправил пострадавшего на «исследование руки». Профессор назначил – аспиранты выполнили. Самым нужным им показалось проведение миографии, и пациент попал ко мне на прием.
  С первых же слов несчастного автомеханика стало понятно, что у него тендовагинит – воспаление сухожилия, проще говоря. Если еще проще – «потянул руку», или «рука развилась». Воспаление ведь бывает не только вызванное микробами, как принято считать, а само по себе, как патологический физиологический процесс. У медиков даже считалочка-напоминание есть на это случай, на латыни: «rubor, tumor, calor, dolor». Дальше там не в рифму, про нарушение функции. Вот все эти признаки у пациента и были налицо, плюс еще характерный хруст при движении кистью руки («крепитация» называется). Миография моя, разумеется, ничем в диагностике этой болезни помочь не могла, зато я смело мог назвать диагноз. Устно, конечно, ведь писать в протоколе исследования «чужие» диагнозы я не имел права.
  С тендовагинитами любой хирург поликлиники сталкивается по десять раз на дню. Лечение тоже труда не представляет: надо повязать на запястье шерстяную ниточку.
  Я шучу, конечно. Ниточка – это из арсенала народный целителей. Поможет она только в том случае, если вы руку обычно не утруждаете, а пострадали при попытке открыть притертую крышку на банке с огурцами. Тут да, смело вяжите волшебную нитку. В тех же случаях, если вы постоянно крутите тугие гайки, надо это дело вам на время прекратить, забинтовать запястье, а свободный от бинта участок предплечья мазать согревающими мазями. Как-то так. В тех же случаях, если нетерпеливый пациент втихушку продолжает руку нагружать (предъявляя при этом хирургу претензии, что «оно не проходит»), злой доктор вместо бинта накладывает на пару неделек гипс – чтоб неповадно было режим нарушать.
  К сожалению, мой рассказ на пациента впечатления не произвел. Во-первых, он категорически отверг идею повязки, ведь она будет мешать работать! Во-вторых, он ведь был на приеме у целого профессора, который сказал, что болезнь его науке неизвестна. То, что этот профессор ни дня не сидел на приеме в поликлинике и таких чудес не видал, рассказывать я ему не стал по соображениям этики. И деонтологии, будь она проклята.
  Вот такой краткий рассказ о воспалении сухожилия без микробов. Правда, есть еще болезнь де Кервена, при которой микробы в сухожилие иногда пробираются, но это другой случай. Кстати, таких пациентов тоже иногда на миографию посылали неизвестно зачем, хотя диагноз устанавливается простым нажатием пальца. Если знаешь, куда нажимать. Как говаривали античные эскулапы, «врач видит только то, что знает».

     Искусство резать сыр

  В один прекрасный день ко мне на исследование пришла утонченная дама лет сорока с направлением от одного из профессоров. Ну, как направлением – запиской на листке бумаги. Дама желала обследоваться непременно платно, а из кассы нашей конторы ее послали в кабинет, уточнить объем предстоящего исследования.
  Дама (она, кстати, оказалась почти коллегой, врачом-ревматологом) пожаловалась на невозможность резать твердые сорта сыра. С мягкими сортами проблем не было, хамон и осетрина резались – только шум стоял, а вот твердые сорта – увы. Полагаю, что сырая морковь тоже успешно сопротивлялась, но плебейскую морковь не упомянули.
  Затруднение заключалось в том, что у дамы при такой специфической нагрузке возникали боли в глубине предплечья. Проблема существовала несколько лет, и она совсем отчаялась. А поручить совершение расправы над твердым сыром мужу было нежелательно по неясным для меня причинам. И тогда дама обратилась к самому лучшему, по ее мнению, профессору. Профессор этот работал на одной из хирургических кафедр (имеющей мало отношения к рукам и сыру), и был страстным поклонником топографической анатомии (к большому огорчению сдававших ему экзамены студентов). Посмотрев даму, профессор назначил ей исследование: изучение мембраны, соединяющей лучевую и локтевую кость. Методом исследования была выбрана миография.
  Мои уверения, что методом миографии указанная мембрана не исследуется, во внимание не были приняты – ну как же, ведь профессор назначил! То, что я работаю в медицине подольше того профессора, занимаюсь миографией около 40 лет (ну, с небольшими перерывами), и последние 10 лет сам читаю врачам лекции по миографии, тоже козырями не являлось. Еле убедил я пациентку (а по совместительству – врача-ревматолога) сначала пройти в соседнем отделе УЗИ мышц предплечья. И там – ну кто бы мог подумать – был выявлен хронический воспалительный процесс в сухожилии одной из мышц, обеспечивающих поворот кисти ладонью вниз. Тендовагинит, ага.
  С этим заключением УЗИ дама пришла ко мне и спросила: а какой же специалист лечит хроническое воспаление мягких тканей? Глядя в глаза врачу-ревматологу,  я ответил:  «Ревматолог». Финал этой истории мне не известен.

    А поутру она проснулась

  Одна девица лет так 20 проснулась рано утром и выяснила, что одна рука у нее не работает. Сначала со страху ей показалось, что рука совсем отказалась выполнять свои функциональные обязанности, но путем экспериментов пострадавшая определила, что кисть и пальцы не могут только разгибаться. Ну то есть, если руку вытянуть вперед, то кисть печально свисает вниз, как поникший тюльпан. Вот если у кого есть собака, которая умеет делать «зайку», то примерно так это и выглядит.
  Встал извечный вопрос: «Что делать?» Пометавшись немного, девица вспомнила, что у знакомого ее знакомых есть на примете «очень хороший врач». Пройдя всю цепочку, пациентка предстала перед молодым веселым врачом, который оказался вертебрологом (специалистом по заболеваниям позвоночника). Плюс к тому же он владел мануальной терапией, а именно – древней школой «коротких рычагов» (это когда лупят кулаком по пораженному месту). Будучи вертебрологом, он полагал, что все болезни рук и ног происходят от позвоночника, а будучи мануальным терапевтом – что хороший удар исправит любую проблему. Поэтому, когда через недельку эта девица наконец пришла ко мне на миографию, вся ее шея и пострадавшая рука были покрыты крупными синяками. Надо ли упоминать, что лучше за это время ей не стало…
  Как только я начал пациентку расспрашивать (собирать анамнез), она с возмущением воскликнула: «А почему все спрашивают меня, употребляла ли я накануне алкоголь! Я, может быть, вообще не пью!»
  Дело в том, что наш организм неплохо защищен от того, чтобы человек во сне мог «отлежать» конечность. Многим, вероятно, приходилось проснуться и начать растирать внезапно онемевшие пальцы – это сработал подсознательный «тревожный сигнал». А вот подвыпивший гражданин такого «предохранителя» лишается, и практически все утренние нейропатии лучевого нерва (а именно эта болезнь приключилась с героиней моего повествования) сопровождаются еще и похмельем.
  Ну, не употребляла – так не употребляла. Мое миографическое исследование подтвердило факт поражения лучевого нерва, и я отвел пациентку в соседний кабинет, к хорошему неврологу. Через пару недель невролог зашла ко мне и сообщила, что пациентка излечилась и ушла вполне счастливой. Примечателен только последний вопрос девушки, который она задала врачу страшным шепотом: «Доктор, а что, теперь каждый раз, как я напьюсь, со мной такое происходить будет?!»
  Вот и собирай у таких анамнез… Вся статистика может порушиться.

Февраль 2023