Гости

Ольга Крикривцева
В селе Ёна ежегодно 6 февраля отмечают международный день саамов. Саамы живут в селе давно, а вот праздник стал отмечаться сравнительно недавно, с начала 2000-х. Раньше саамов называли лопарями, лопью, лапландцами, и это не было обидным названием народа.
Как я познакомилась впервые с этими самобытными людьми?  Совсем малышкой, когда к нам заглядывали соседки-саами Парасья и Ульяна, ну и Сергей - Левонтия сын. Вспоминаю каждого с теплотой.
Товарищ П
Прасковья Ивановна приходила к нам каждый день. Посидеть часик-другой, поговорить о жизни с бабушкой Марьей, вспомнить старое время. Я трогала ее согнутые к ладони мизинец и безымянный пальцы и просила: "Разогни". А она только посмеивалась: "У меня мамкины руки. У нее тоже к старости так согнулись". На безымянном пальце у нее было серебристое обручальное колечко, на шее желтые, под янтарь бусы, на голове цветной платок. Такой нарядной она мне казалась! Как-то в клубе был фильм про партизанку Парасковью, товарища П. Героиня понравилась Парасье своим боевым, бесстрашным характером: "Я вот сильно таких уважаю, не зря она мне тёзка. Никого не бойся, и будет всегда победа! Как у товарища П!" Такой и осталась у меня в памяти, неунывающей, любящей попесничать.
 Ульяшкин чай
Хрупкая, маленькая Ульяна Семёновна так же была частым гостем в нашем доме. Подсаживалась к столу, негромко рассказывала, где бывала, что видала. Героем ее рассказов частенько был Ёгрыш. И слушатели подсмеивались: "Ульяна влюбилась в Ёгрыша! Только о нём и говорит." Она смеялась: "Нафырк он мне! У него Райка есть!" Любила попить чайку из блюдца, но чай этот был светло-жёлтеньким. Почему? Услышала она от кого-то, что крепкий чай плохо влияет на сердце. С тех пор ни-ни! Никакой заварки! Жила Ульяна всю жизнь одиноко, замужем не была и детей не имела. Наверное, из нее получилась бы хорошая жена и мама: она не имела вредных привычек, была чистоплотна и заботилась о своей кошке. Очень боялась умереть в одиночестве. Опасения были напрасны: ухаживала за приболевшей Ульяной Алма Стаканова. Тихо-мирно у Алмы и улетела душа Ульяны в мир иной.
Играй, гармонь!
Еще один гость, черноволосый саам Сергей, приходил к нам посидеть. Левонтия сын, так его называли. У Сергея была весёлая для него игра в гармонь. Брал он меня на колени и заводил диалог:
- Мама дома?
- Дома,  - отвечала я.
- Гармонь готова?
- Готова, - говорила я.
- Можно поиграть?
- Можно, - послушно отвечала я.
- Тина-тина-тина-тина, тина-тина-тина-на! Тина-тина-тина-тина, тина-тина-тина-на! - дёргал он меня за оба уха, как бы изображая гармонь. Потом отпускал и начинал диалог сначала. А я отвечала так же послушно, пылая ушами, выкатив губу, готовая разреветься. Пока не вмешивалась бабушка и не забирала "гармонь" у музыканта.