Башлачёв. Личное отношение

Павел Пластинин
17 февраля 1988 года, то есть, ровно 34 года назад этот мир оставил Александр Башлачёв - один из самых известных представителей советской андерграундной рок-сцены, ныне почитаемый в негласном лике святых русского рока. И хотя его имя далеко не так известно, как имена тех же Цоя и Летова (что бы не кричали на полстраны башлачёвские апологеты), оно, безусловно имеет громадное влияние по сей день.
Но это общие фразы. Сегодня хотелось бы поделиться с вами собственными мнением о творчестве Башлачёва... хотя повод, безусловно, грустный...

Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец, Вологодская область — 17 февраля 1988, Ленинград) — советский рок-музыкант, поэт, бард, певец, автор-исполнитель, художник и журналист. Прославился как один из наиболее известных представителей советского андеграунда, входил в Ленинградский рок-клуб. За свою жизнь написал чуть более 100 стихотворений, создав наиболее известные свои произведения в течение двух лет (спасибо Википедии)
С творчеством Башлачёва я познакомился в 15 лет, хотя слово "познакомился" здесь максимально притянуто за все известные места. Скорее, прошёл по касательной, будучи в те дикие годы ярым алисаманом. Однако с годами погружения в анналы отечественного рок-н-ролла, я постепенно, что называется "въезжал" в Башлачёва и его творчество. Большую роль в моём восприятии сыграла книга Льва Наумова "Башлачёв. Человек поющий", в которую все "песни" Башлачёва были включены в формате стихотворений. Плюсом к текстам шли фотография, биографический очерк о поэте и другие материалы.

В таком издании мне попала книга Наумова

Не даром я назвал Башлачёва поэтом. Не даром написал слово "песни" в кавычках.
Александр Башлачёв - безусловно, большой литератор, разработавший свою собственную поэтику, свою метафорику, а далеко не каждый автор-исполнитель способен на такое. Но я категорически против того, чтобы называть Башлачёва "музыкантом" и тем более "рок-музыкантом". С точки зрения теории музыки, так называемое, песенное творчество Башлачёва с горем пополам, но укладывается в рамки бардовской песни. Но можно ли творения Башлачёва назвать песнями - большой вопрос.


На гитаре он играл весьма и весьма посредственно, вокальными данными практически не обладал. Большинство композиций, в том числе - и "визитная карточка" артиста "Время колокольчиков" - держится на 2-3 аккордах. Ну, а какая гармония, такие и мелодии.
Скорее, гитара была для поэта вспомогательным инструментом, клюкой, на которую опиралась его бешеная экспрессия. Это был способ донесения стихов, но никак не музыкальное творчество.

Однако недооценивать сами стихи не приходится. Лично я отношу Александра Башлачёва к числу своих самых любимых поэтов, на одну полочку к Гумилёву, Пушкину, Введенскому, Бодлеру. "Абсолютный вахтёр", "Петербургская свадьба", "Похороны шута", "Слёт-симпозиум", "Хозяйка" - эти и многие другие стихотворения я перечитываю уже много лет... чего и вам желаю сделать. На мой взгляд, выразительная поэзия Башлачёва лучше воспринимается от ставшего своеобразной классикой звукоряда.

Буду рад, если вы напишите мне о своих любимых произведениях Александра Башлачёва и поделитесь своим мнением о его творчестве. Мне было бы очень интересно!