В защиту русского языка

Елена Черникова-Калиновская
Я русский бы выучил! (с)
Русский язык очень сложен для изучения. Конечно, проще, чем английский, где пишется "Манчестер", а читается "Ливерпуль". Английский преподают два учителя в одном классе, а русский язык и литературу - один. В результате огромной нагрузки на учителя-словесника материал дается некачественно. Все сводится к натаскиванию к сдаче ЕГЭ! Учитель-словесник  должен не только объяснить программный материал ученикам, но и научить мыслить, правильно излагать свои мысли устно и письменно. Может быть, стоит пересмотреть и программу по русскому языку и литературе, и нагрузку на учителей русского языка и литературы?
На каждом курсе филологического факультета Кировоградского педагогического института имени Александра Сергеевича Пушкина училось сто (!) человек. Куда учителей-словесников столько? А не факт, что все пойдут работать в школу. Мы вам подвесим язык, научим говорить и писать легко и свободно, и вы найдёте себе применение везде, где необходимо знание великого и могучего. Особенно, в условиях билигвизма (двуязычия). Даже узбеки – спецгруппа из Самаркандского университета – начинали говорить и писать грамотно в течение года.
В семнадцатитомном словаре современного русского языка триста тысяч слов. И много-много лингвистических дисциплин – лексикография, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика. Фонетика изучает звуки языка, орфоэпия – нормы произношения слов, морфемика – состав слова, морфология – части речи, синтаксис – предложения, пунктуация – знаки препинания, лексикология – словарный состав языка, фразеология – устойчивые словосочетания. Грамматика – грамматический строй языка, закономерности построения словоформ. Читать-то сложно, а как это запомнить и потом грамотно писать? Есть секреты.
Врач получает знания в анатомическом театре и учится  много лет, получая сакральные знания, позволяющие ему диагностировать и лечить больного. И филолог, изучая предъязыки – например, старославянский и древнерусский, получает доступ к истокам современного языка. Но это специалист, который несколько лет изучает вышеизложенные науки. (Помимо того, историю литературы и много-много книг – кубометры – нужно прочитать). Как же в школьную программу, где уроки русского языка и литературы предусмотрены дважды в неделю, поместить всё это?
Я начинала с прописей и чтения вслух. Писали диктанты, проверяя тетради соседей. Это техника врождённой грамотности. В течение года приобретается. Но не от случая к случаю, а ежедневно. Четверть часа – прописи и несколько предложений диктанта.
Филологический снобизм? Нет. Из дверей технических ВУЗов выходят специалисты, не умеющие грамотно писать – языковые дисциплины не предусмотрены в программах ВУЗов. Например, наборщик текстов в типографии раз в месяц пишет диктант повышенной сложности, что позволяет ему поддерживать квалификацию.
Давайте вернём поголовную грамотность населению. Чтобы не тот, кто грамотно пишет и говорит, а безграмотный человек выглядел белой вороной. Иначе мы все останемся в стране невыученных уроков.