Лети же, мысль, на крыльях золотых...

Людмила Дементьева
В сентябре 1840г. потерпела провал опера  Джузеппе Верди «Король на час» в Ла-Скала. Он чувствует себя безутешным стариком. Кажется, не на что больше надеяться, и Верди находит выход - в работе!Его захватил сюжет "Набукко»,который написал Солера. В нём были герои, которые потрясали. Они перечеркнули все его страдания, апатию. И вы помните, какие строки заставили зазвучать душу Верди:"Лети же, мысль, на крыльях золотых»…  Джузеппе понимает, что это его последняя надежда вырваться вперёд. Он должен иметь большой успех. Потому и не нравится ему либретто. Он требует  от Солеры изменений, сокращений, хотя тот и протестует. Но побеждает Верди.  Опера приобретает более драматичный характер, в ней появляется глубокая боль. Большая роль отводится хорам. Вот теперь «Набукко» становится таким, каким Верди хотел его видеть. И  снова, как всегда, когда Джузеппе увлечён работой, болит горло и желудок. Это говорит о том, что надо работать, надо писать музыку.

Осенью 1841г. композитор сообщает Мерелли, что  опера готова. Импресарио говорит, что для карнавального сезона у него уже есть 3 новые оперы. Верди возмущён. Он знает, что опера не может провалиться. Она должна быть поставлена именно в карнавальный сезон, или не пойдёт совсем. Верди известно, что в этот сезон он может рассчитывать на таких замечательных певцов, как Джузеппина Стреппони и Джорджо Ронкони. Весной они не смогут участвовать в спектакле, так как ангажированы в другом театре.

Верди отправляется к Стреппони, показывет ей  оперу и арию Абигель, которую написал, думая о её голосе. Сопрано Стреппони в восторге. Она обещает ему свою поддержку. Но появляется афиша, а в ней «Набукко» нет. Композитор пишет Мерелли гневное письмо… Появляется новая афиша, и в ней «Набукко» написана  крупными буквами. На репетиции оркестранты и хористы понимают, что играют новую оперу, которая покоряет их и силой, и простотой. Но есть в ней огонь и бурный ритм. Об опере говорят до её постановки. Слухи доходят и до Буссето,готового поддержать Джузеппе, организовать клаку- группу людей, нанятых для создания успеха или провала. Они кричат «браво!» или «долой!» 

9марта 1842г. опера исполняется в «Ла Скала». Уже с начала увертюры зрители покорены. Восторг вызывает хор «Лети же, мысль, на крыльях золотых». Эту молитву необычайной чистоты хор поёт в унисон. Новизна музыки увлекает слушателей, и они несколько раз вызывают  композитора на сцену…   Верди избегает восторга толпы, он  думает об Антонио Барецци, который приехал из Буссето с мешком золота, чтобы купить успех, если понадобится. И как же хорошо, что ему не придётся  ничего тратить. Верди понял, что его музыка способна вызвать к жизни более сильные страсти. После премьеры "Набукко" повторён в "Ла Скала" 7 раз. Через несколько месяцев оперу ставят вновь,и она выдержит 57 представлений. Композитор Доницетти, профессор и директор консерватории в Неаполе,прослушав оперу,скажет:"Это прекрасно! Это великолепно!»

Газета «Фигаро»пишет:"Верди вложил в эту оперу огромный, изнурительный труд…Она потрясает слушателей, она  вынуждает их бешено аплодировать и кричать от восторга.» «Набукко» идёт каждый вечер при переполненном зале. Издатель Джованни Рикорди делает ставку на этого молодого композитора. Верди нет и тридцати, за ним будущее. За публикацию партитуры Рикорди  даёт ему 3 тыс. австрийских лир. Так начинается их счастливое  и прочное содружество.

Удивительный  случай произошёл с Мерелли. Он больше не сомневается, что надо использовать Верди в полной мере. Он предлагает  Джузеппо Фортунино Верди контракт для написания оперы к открытию следующего сезона, не проставляя суммы гонорара.(!) Верди в недоумении. Он советуется со Стреппони (своей покровительницей). Она называет сумму, которую Беллини получил за  «Норму» - 8 тыс. австрийских лир. Композитор – желанный гость в салонах. Раньше он не признавал их, но теперь понимает, что они создают общественное мнение. Он посвятил «Набукко» светлейшей эрцгерцогине Аделаиде Австрийской, свою новую работу намерен преподнести  правительнице Пармы – Марии Луизе. Верди  считает, что лучше иметь хорошие отношения с властями, пока ты ещё не достиг окончательной цели. Верди считает, что это даст прочные гарантии, например, дворянское звание. Он понимает, что  ему ещё нужно это общество. Здесь он часто видит Джузеппину  Стреппони.  К ней он испытывает другие чувства,  большие, чем галантная дружба. Их связывает ощущение доверия, они без слов понимают друг друга.

фото:Джузеппе Верди в Париже в конце 1840-х годов.

Продолжение:ч.4.http://proza.ru/2016/09/27/1178 "Джузеппе Верди и
                Джузеппина Стреппони."