Сотвори праздник

Евгений Глушаков
     Дела редакционные привели меня в Серпуховский район Московской области. Решил я проехаться по деревням и сёлам, познакомиться с местной культурой, с людьми, её творящими. Об этом и речь в предлагаемом репортаже.

                «Миряночка»

     Ни концертов, ни репетиций в эти дни у «Миряночки» не было. А значит народный хор посёлка Мирный увидеть на сцене не привелось. Беда в том, что его аккомпаниатор Александр Николаевич Иванов поскользнулся на неочищенных от снега ступеньках и, героически прикрывая собою баян, упал. В результате: инструмент целёхонек, а вот руку вывихнул.
     И всё равно даже с травмой играет классно! Плечо неподвижно, рука тоже, а пальцы так и бегают, Но не ради его игры напросился я к Александру Николаевичу. Очень уж хотелось на Алёнку, его трёхлетнюю дочь, посмотреть.   
     Солистка народного хора!
     Однако девочка, смело выходившая на сцену перед битком набитыми залами, петь перед московским корреспондентом отказалась. Пел её папа, пели старшие сестры Ира и Лиля, тоже участницы «Миряночки», пела мама – солистка хора. Алёнка же только теребила краешек платьица и глядела исподлобья. Но и по магнитофонным записям легко убедиться, что за чудо растёт в посёлке Мирном.
     Кстати, и папино дарование обнаружилось рано – в пятилетнем возрасте. Закатил он тогда родителям истерику в «Детском мире»: мол, покупайте баян, и всё тут! Выцыганил покупку слезами. Но как взял в руки, так и заиграл. К пятнадцати годам уже вальсы сочинял для Василича — руководителя одного из Серпуховских духовых оркестров. Тот аранжировал их и с успехом «прокатывал» на танцульках, не называя автора.
     Александр Николаевич закончил музыкальную школу, но специальность у него одна — водитель 1-го класса. Играет на всех инструментах. Слухач. Главное для него разобраться — куда дуть и на что нажимать; остальное само собой получается. Когда же на баяне играет, то и дело поясняет: саксофон пошёл, сейчас — труба...
     Не баян — а целый оркестр!

                День Оболенска

     По мудрой догадке местных властей Дням культуры предшествовал конкурс дворников. И вот уже в чисто выметенном, омытом теплыми дождями поселке наступает самый любимый, самый родной праздник — День Оболенска!
     Возле Дома культуры с раннего утра толпится народ. Перед крылечком на высоком рубленном помосте прохаживается Татьяна Владимировна Митягина — директор питомника местных кружковых Муз. Собственно, это не помост, а сцена, на устройство которой спонсоры отпустили несколько кубов прекрасного тёса. Плясать тут — одно удовольствие: и свежестью сосновой сияет, и туфельки не скользят.
     Праздник в разгаре. Костюм сменяется костюмом, танец — танцем. И вот уже на сцене «Любавушка» — детский фольклорный ансамбль. «Перевоз Дуня держала», «Во горнице новой» — звучат молодо, с задором. В инструментальной группе ансамбля два баяна, две балалайки, аккордеон, трещотки. Лихо играют ребята, поют, приплясывают...
     А руководитель «Любавушки» Ирина Агальцева рядом с помостом стоит, волнуется. Но страхи её напрасны. Выступили успешно. Теперь можно и снимок на память сделать.

                Великолепная восьмёрка

     Естественно, что парней из Райсемёновского никто не посылал идти в баню, а старенькую, заброшенную они сами себе под атлетический клуб облюбовали. Не век же крутиться над мухоморами на затисканном до блеска турнике.
     Было такое в доперестроечную пору, что по соседству с селом за щелистым забором московский пионерский лагерь располагался. Ни мячи, ни бадминтон, ни теннис не вызывали у местных ребят такой зависти, как спортивная штанга, за ненадобностью валявшаяся на задворках стадиона. Вот и пожалели райсемёновские парни московскую мелкоту — ещё, мол, пупки надорвут. Выбрали ночку потемнее и решились...
     В этой самой бане и укрыли штангу. Прикупили гантелей в Серпуховских спорттоварах. И начали заниматься. А чтобы качаться по системе, стали всякие приспособления изобретать. В дело пошли трубы, уголки и всякий другой подручный материал. Так появился станок для жима лёжа, за ним — доска для накачки пресса, брусья...
     Получилось прочно, красиво!      
     Возглавил атлетический клуб Павел Иванов. Он первым к работе над тренажёрами руки приложил. А поскольку занимался культуризмом ещё в армии, оказался и за тренера.
     Однако местное начальство не дремало, и кто-то, помозговитей, решил переоборудовать баню под хлебопекарню, ну а ребят не замедлили выпроводить вместе с нехитрым инвентарём.

     Как быть? Вернуться к лесному турнику?
     На помощь пришла Светлана Геннадьевна Батова. Пригласила ребят к себе в ДК, выделила просторное помещение, достаточно удаленное от зрительного зала, чтобы «железные игры» не помешали репетиционной и концертной жизни.
     ...Семь лет существует райсемёновский атлетический клуб. Когда собирается по вечерам дружная команда из восьми силачей, никто случайный в ДК не забредёт, никто не обидит занимающуюся тут детвору. И на дискотеки хода нет хулиганам. Ведь главный диск-жоккей Юрий Фишер — из «великолепной восьмерки».

                Дашковка

     Что ни весна низкий левый берег Оки в окрестностях Дашковки заливает на многие сотни метров до самой дороги, по которой осенью движутся на Москву автофургоны с овощами, выращенными здесь — на полях приокской поймы. Однако сдобренная благодатным илом земля обладает, кроме речного и небесного орошения, ещё и великолепным искусственным поливом.
     Дом культуры при акционерном обществе «Дашковка» — крупнейший в районе. Прежде процветал. Но с перестройкой интерес к нему поубавился. Пустовато стало, скучно. Хоть закрывай. И вдруг в прошлом году повалил туда народ малолетний. В кружок боевых единоборств 200 детей записалось, в хореографическую студию 150! Пополнился и драмкружок, руководимый профессиональным режиссёром Александром Веденским, в свое время игравшим в Московском ТЮЗе.
     Понемногу приживается в Доме культуры вокально-инструментальный ансамбль «Сентябрь». Пять лет назад, едва появившись, всех было повергнул в ужас. Стиляги! Хулиганьё! Не здороваются! На лицах – ухмылки! Ведут себя вызывающе!
     Но грубость «сентябристов» оказалась напускной. Теперь у Валентины Николаевны Героян, директора ДК, нет более добрых и отзывчивых помощников, чем они. Но ещё больше довольна Героян Леной Орловой, которая по окончании Московской консерватории руководит здесь вокальной группой. Да что там довольна — нарадоваться не может. Ведь Орлова и танцы бальные ведёт, и шейпинг. И рисунки детские собрала — устроила выставку.
     «Я за нее держусь!» — говорит Валентина Николаевна. И это правда. Но правда и другое: все сотрудники Дома культуры в свою очередь держатся за директора. Пользуется она уважением и в АО «Дашковка». Никогда от акционеров отказа не бывает. Вот и к Новому году подкинули они Дому культуры 1,5 миллиона на костюмы и 600 тысяч на призы.
     Помогает Валентине Николаевне и районное управление культуры во главе с Людмилой Викторовной Гафуровой. Поскольку Дашковское ДК является его базой, управление организовало тут замечательный хор русской народной песни, прислав и руководителя, и аккомпаниатора. Хору присвоено звание народного. Задушевные русские песни, прозвучав на приокской равнине, разносятся далеко-далеко – по всему району!

                Все цвета «Радуги»

     На поселковом празднике «День Оболенска» тон задают, конечно же, танцоры местного хореографического ансамбля «Радуга». А перестук каблучков при исполнении «Испанских напевов» такой, что и кастаньеты не нужны. Диплом I степени на Всероссийском фестивале-смотре в прошлом году в Иваново получили.
     А в «Орлёнке», хотя степень диплома была чуть ниже, зато и победителям не было предложено, а только «Радуге» – полугодичное турне по Японии. Но Джамиля Мирзоевна Балабанова, руководитель ансамбля, устояла. У старших ребят 11-й класс, нельзя с учебы срывать. Да и страшно. Нравы у империалистов известно какие...
     С пятилетнего возраста принимаются малыши в ансамбль. Все желающие. И не справилась бы Джамиля Мирзоевна, если бы не помогала Оля Буданова, бывшая её ученица. И сама Балабанова начинала танцевать в Оболенске. Занималась тогда у Татьяны Григорьевны Скуратовой, что вместе с Гафуровой в балетной студии обучалась.
     А в этом году уже и Настя Гришанова, выпускница «Радуги», собирается поступать в Московское высшее училище культуры. Вот какие цепочки мастерства и наставничества свиваются в Серпуховском районе.
     Умные, добрые люди живут в Оболенске, в большинстве своем сотрудники НИИ практической микробиологии. Конверсия, переполнившая страну пустыми кастрюлями, тут воплотилась в производство пластмассовых подносов, чашек и стаканчиков для бритья.
     Вот чем вынужден заниматься единственный в стране Институт, производящий антидефтиритную вакцину. Иностранные делегации, днюющие и ночующие в Оболенске, навряд ли пластмассовою дребеденью сюда привлечены. Но таково презрительное отношение наших чиновников к интеллекту — если какой академик не склепает, к примеру, дюралевый дуршлаг или сковородку с тефлоновым покрытием, своего куска он не отработал. 
     Аналогичное отношение к образованию, культуре. Хотя на потеху тем же иностранцам именно «Радугу» выводят. А как встал вопрос: кому дать квартиру — очереднице с восьмилетним стажем Джамиле Мирзоевне Балабановой или два года назад приехавшему сварщику, перед чиновничьим прагматизмом последний имеет все преимущества. И разве волнует их, что Джамиля Мирзоевна собрала и удерживает около себя 128 детей, танцем отвоевывая их у подвальных тусовок, у всех прелестей нынешнего раннего взросления?

                Милый добрый Карлсон

     Есть в этом человеке нечто очень доброе и печальное. Может быть, поэтому он и говорит про себя: «Стезя моя — юмор...» И не улыбается. Комику не положено. Все вокруг валятся со смеху, а он только недоуменно пожимает плечами, грустит и жалеет неразумных, смешливых людей...
     Именно он, Валерий Михайлович Ноговицин, все праздники районного уровня готовит. Пишет сценарии, ставит, играет. Ещё в детском саду, исполняя «Стрекозу и Муравья», нашёл себя и, кажется, более всего в муравье. С тех пор и хлопочет. В считанные минуты буквально из ничего способен концерт состряпать. Гафурова называет его «пожарной командой».
     А все-таки призвание этого человека — сцена. Актёр он, тысячу раз актёр! Пьеро, Карлсон, Меркуцио — вот его амплуа. Играет — с 14 лет! Ещё в Серпуховском народном театре начинал. Но и в методическом кабинете не потерял себя Валерий Михайлович. Ибо во всяком его сценарии найдётся роль и для него — самая грустно-смешная...

                Сёстры

     И что бы делала без них Александра Гавриловна Чеснокова, директор Подмокловского ДК? В добрый час, хотя и недоброю волной, двух беженок из Казахстана к нашему берегу прибило. Обе востроглазые, весёлые. У обеих за плечами оркестрово-дирижёрское отделение музыкального училища.
    Вот они тут детскую фольклорную группу и организовали. Но не только поют с детишками песни наши народные, не только игре на инструментах обучают. Ирина и Надежда Дьяченко ещё игрушки мастерят с ними. Паровозики из спичечных коробков и цветной бумаги, шкатулки из открыток. А из ваты, пуговиц и ткани делают страшных львов, забавных черепашек...
     Чеснокова помогает им, как только может. Всё село дом за домом обежала: ребят присылайте! Каждого разденет, оденет, да ещё нос утрёт. С инструментами плоховато. Пианино приобрели по дешевке. А вот на аккордеон не потянули. На своих личных играют девушки и ребят на них учат. Зарплату получает только Надя. Для Ирины ставку пока не выбили. Хотя надо бы... Дальше им бежать некуда.

                Заботливый хозяин

     Стоило задержаться в Серпуховском районном управлении культуры, передо мной непременно возникал этот высокий неулыбчивый человек в меховом пальто — Юрий Константинович Волков, директор районной школы искусств. Очевидно, здесь — пересечение его многосложных хозяйственных маршрутов.
     За нехваткой времени пальто своё не снимал и даже не расстегивал. Перед самым нашим знакомством, он только что удачно распорядился тремястами тысячами рублей, добытыми в администрации Калиновского округа. Отреза, приобретенного им в Институте нетканных материалов, хватит и на 35 костюмов для сводного хора школы искусств, и на занавески для двух ДК — в Дашковке и Мирном.
     При следующей встрече Юрий Константинович сообщил, что Министерство культуры впервые за пять лет существования школы выделило для неё бесплатное пианино, и он завтра поедет в Москву за инструментом, но прежде надо было ещё достать для Подмокловского ДК струну ми, самую толстую, хотя и не самую прочную в домре.
     Целые дни Волков на ногах. Иначе в наше нелегкое время ему бы не напитать своё детище, имеющее 11 филиалов, 400 учащихся, музыкальное, художественное и хореографическое отделения. А он, чудак человек, и театральное помышляет ввести со следующего года, чтобы ему прибавилось забот ещё о 50 учащихся.
     И педагоги у него тоже люди странные. Проживают в Серпухове, а день-деньской по району мотаются, по всем филиалам. Имеются, правда, и успехи. Две девочки — Таня Гашева и Таня Шумулина стали недавно дипломантками областного смотра. Обе гитаристки. И слава Юрию Константиновичу, слава его пробивной силе. Не давал и не даст он дремать в своих креслах чиновникам, снова и снова напоминая — зачем они туда посажены.

                Сталинградская битва»

     Никто не верил, что это можно отремонтировать: ни местная администрация, ни районная. Когда летом прошлого года прошлась по полуразрушенному зданию Людмила Викторовна Гафурова, похрустывая попадающимся под ноги битым кирпичом и печально озирая лишенные рам оконные проемы, она так и сказала: «Сталинградская битва...» Живого, теплого и было-то во всем ДК – небольшая библиотека, вроде гнезда над пропастью, прилепившаяся к прозябающим руинам.
     Единственно, кто не сомневался в победе – это новый директор ещё не существовавшего ДК – Татьяна Акимовна Маркелова. Будучи сама родом из Калиново, знала, какой удивительный народ здесь проживает. На его помощь и рассчитывала.
     Поднимали родной ДК всей деревней!
     Местное начальство поначалу и краску-то со скрипом выделило. Но, когда увидело первые успехи, и на люстры расщедрилось, и на шторы. А мероприятия пошли — тут и баян, и магнитофон, пожалуйста! За два осенних месяца выиграла Татьяна Акимовна свою «Сталинградскую битву», привела ДК в рабочее состояние.
     Уже и районное управление поставило киноаппаратуру, и Калиновские власти 507 млн. на нужды ДК в бюджет 1996 года заложили — починка крыши, мебель, инструменты. Уже и кружковая работа кипит. Под руководством Татьяны Мирошиной разыгрывают ребята пьески по рассказам Чехова, которые едва ли не сценичней его прославленных драм.
     Для фольклорного коллектива заполучила Маркелова саму Нину Зенькову, драгоценнейшего в районе хормейстера. Это притом, что Зенькова и крайне занята, и живёт далеко, и платить ей нечем. Уговорила-таки! Приехала Нина и с места в карьер:
    – Все знаете «Окрасился месяц багрянцем»? Пойте!
   Спели. Зенькова каждому голос его назвала, всех рассадила. Профессионал: и в хоре каждого слышит, как солиста.
     Выиграв генеральное сражение, вознамерилась Татьяна Акимовна перейти в наступление по всему фронту и превратить Калиново в культурный центр. Она уже помышляет очистить пруд, привести в порядок парк, футбольное поле, волейбольную площадку, танцевальную веранду.
     Всё это примыкает к ДК, и при энергичных усилиях Маркеловой расширит её вотчину, облагородив досуг калиновчан. Но есть что-то милое, трогательное в теперешней дикости калиновского пруда. И Татьяна Акимовна заказала местным художникам запечатлеть его для истории.

                Руки отца

     – Какие мы? – спрашивает Людмила Викторовна Гафурова, – культуру центральных областей не очень-то хвалят. В других местах лучше?
     И уже само волнение Гафуровой, само переживание её таковы, что ясно – всё возможное и невозможное эта женщина делала и будет делать, чтобы жилось людям веселее и радостнее.
     Всего какой-то десяток лет руководит она культурой Серпуховского района, а уже четыре коллектива удостоены звания «народный», три – «образцовый». Прежде на высоту такого признания ни один хор в районе не поднимался. Тут важен и темперамент Людмилы Викторовны, и высокий профессионализм. Средне-специальное и два высших образования – не шутка. Но судьбу решает другое...
     Когда-то давным-давно её, в ту пору ещё школьницу, привёл в балетную студию отец, известный в Серпухове художник-оформитель Виктор Никитич Абрамов. Привёл за ручку. И это стало началом её любви к танцу, к людям, ко всему прекрасному.
     Стал культработником и сын Гафуровой – Олег. А была у него иная мечта. Ещё в ясельном возрасте потребовал: «Мама, купи сапоги!» И носил их «как военный». Подростком занимался в ДОСААФ, семнадцать парашютных прыжков имел. До Высшего военного училища пол-шажка оставалось.
     Да вот несчастье – дружки с гранатой заигрались. Олег же, их спасая, отнял гранату, зашвырнуть хотел... В воздухе разорвалась! Осколочные ранения в голову, повреждено зрение. Тогда в больнице мать и узнала сына только со спины...
     Окончил Олег Московское высшее культпросветучилище, режиссёрское отделение. Прекрасный методист. Умеет и концерт вести, и за актёра... Он же оператор. Все видеоматериалы по району им отсняты. Жаль, камера любительская. Цены бы этим кассетам не было — столько интересного!
     Много у Людмилы Викторовны совсем юных коллективов, с которыми приходится нянчиться. Наберутся силенок, окрепнут — сами будут шагать. А мечтает Гафурова в каждом ДК, в каждом клубе, в каждой деревеньке свой народный ансамбль вырастить, чтобы весь Серпуховский район от мала до велика пел и плясал.
     Хвалят Виктора Никитича за дочку его коллеги художники-фронтовики. Всех Людмила Викторовна уважила, вернисаж в РДК устроила. С концертом, приветствиями, праздничным столом... Выставка и по селам путешествовала, и в Московском доме офицеров погостила. А Музей на Поклонной горе пожелал прописать ее у себя навечно. Не уступила Гафурова. Самим нужно. Мальчишки подрастают — видеть должны, знать...
     Красивые руки у Виктора Никитича. И мандолина, и балалайка, и фортепиано им послушны. И винтовка знакома кровно. Финская и Великая Отечественная от звонка до звонка пройдены. Два ранения, плен, высокие награды. Постепенно забывается мёртвая, до посинения пальцев хватка, когда поднимаешься в штыковую. Все роднее этим одухотворенным и сильным рукам тюбики с краской, палитра, кисти...

 Серпухов — Москва 1996г.