Старик

Олег Крату
Ему уже очень много лет. Когда исполнилось девяносто, он перестал считать года. А смысл? Ну еще год, ну ещё … Карах Вартма, был обычным человеком, жил обычной жизнью. Да, долго жил. Так у них в семье все долгожители. Отец умер в сто два года, дед в сто четыре.
Сейчас ему конечно тяжеловато. Возраст, что поделаешь. Раньше бывало по выходным и праздникам любил гулянья, веселье. А сейчас, какое веселье, одни проблемы. Теперь вот сиди и гляди в окошко, как молодёжь пляшет. Ну вот он и сидит.
Сегодня большой праздник. Посвящён одному из богов. Какому? Он уже и не помнит. Да и не важно это. Вот помрёт и сам с ними встретится, если повезёт. В их стране много разных богов, кто ни будь да встретит.
Нарядные люди гуляют, танцуют, все улыбаются. Мимо шел какой-то старик. Медленно шёл и улыбался, глядя на веселящихся людей.
- Куда путь держите, уважаемый, - окликнул его Карах?
- В горы, умирать иду.
- Почему в горы?
- А почему нет?
- А с вами можно?
- Конечно. И жить, и умирать в компании веселее.
- Это точно. А что делать горах будем, если дойдём?
- Жизнь вспоминать. Ну или то, что мы считали жизнью, по молодости.
«Да, с весёлым человеком и путь легче. Хорошая шутка удел умных. Дураки, они не шутят, они о своей значимости заботятся». Ну что, решил, собрался и пошёл. С возрастом на всё смотришь проще. И что ему собственно тут делать? Жена давно умерла, дети выросли, так что …
 Он взял небольшую циновку, хлеб, флягу с водой, немного овощей, палку на которую опирался и вышел на улицу. Удивленной соседке сказал, чтоб передала семье, что уходит. И всё.
Попутчика звали, Адьям. Веселый человек. В общем, два старика отправились в свой последний путь. А что еще делать, если всё что мог, ты уже сделал.
Удивительно легко шлось. Вот дома, кряхтишь, ворчишь, а тут идёшь всё. И компания хорошая и погода не жаркая. Ранняя весна в их краях всегда мягкое время. Хорошо было. Жаль не долго. Попутчик умер на вторую ночь. Тихо отошел, во сне, с улыбкой. Жители ближайшей деревни отнесли его к реке кремировать.
Караху предложили ночлег, но он отказался. Сказал, что под деревьями ночевать ему лучше. Хлеб и немного продуктов, от добрых людей взял и пошел дальше. «Значит, я пройду этот путь за нас двоих, весёлый Адьям.
И снова в дорогу. Шел себе и шёл. Деревьями, любовался, цветам, птицами. Когда молодой был ничего этого не замечал. Ну может и замечал, но ценности и красоты в этом не видел. Многое видел, а жизнь природы пропускал. Наверное, и себя в ней пропускал.
Он не помнил сколько времени уже в пути. Остановился, когда понял, что стоит среди голых камней. Пришёл, наверное, мелькнула мысль. Постелив циновку на камни и опустился. Да, а зачем шел то? Ах да, вспомнить жизнь.
Достав из котомки хлеб откусил кусочек, остальное убрал. Прожевав огляделся. Небольшое углубление в скале. «Вот и славно, нашёл я свою пещеру. Спасибо тебе, Адьям». Медленно поднявшись, пошел к скале. Да, это и правда была пещера. Маленькая конечно, но для уходящего в последний путь старика вполне сойдёт. И камень тут есть очень удобный. А главное тихо, совсем тихо …
Не помнил сколько сидел. Мысли сперва какие-то были, потом воспоминания. Немного грустно стало. Вроде и жил правильно, достойно, семья хорошая большая, дети уважительные, а чего-то не хватает.
Постепенно всё как-то начало откручиваться назад. Старость, зрелость, молодость. На одном воспоминании остановился. Девушка одна ему нравилась, но он не подошел к ней. Почему? Может побоялся. У них семья богаче была, да и он не считал себя таким уж симпатичным, а она … Она красивая была и иногда смотрела на него. Потом он женился на другой и через год родился сын.
Потом ещё работу одну вспомнил. Предложили ему, но он подумал, что не потянет. Уж больно сложная. Тоже видать испугался. Хотя ему нравилось представлять, как её можно было бы сделать.
И разговор тот, с большим начальником не выходил из головы. Мужчина кричал, он на всех кричал. Его боялись. И он …
Эта мысль пронзила его как кинжал. Страх … Страх убивает и любовь, и жизнь, и нас. Может от страха, он и состарился? От страха, что боится жить. От этой мысли, он открыл глаза и … и замер в оцепенении. В полутьме явственно проступал силуэт какого-то большого животного.
«Снова страх. Страх убивает … страх ведёт во тьму, во тьму души». Опираясь на клюку поднялся в полный рост. Зверь напрягся и слегка присел. «А чего я собственно боюсь. Я ведь стар и скоро умру …». Эта мысль так развеселила его, что он расхохотался. Бояться смерти на пороге смерти? Ну это уже совсем глупо.
Посмотрев на зверя улыбнулся.
- Не бойся. Мы тут одни и я не нападу на тебя.
Опустившись на камень, протянул руку к животному. Тот мотнул головой и медленно подошёл ближе. Тигр. Большой, лохматый, мокрый. Видимо был дождь, и он спрятался от него.
- Иди сюда, переждём непогоду тут. Хотя, дождь, это же хорошо. Вода нужна природе, человеку, тебе.
Зверь подошел ближе и опустился рядом.
- Вот так, а потом … Что будет потом? Мы уйдём с тобой. Нет не из жизни. Из страха. С новым именем в новую жизнь …
                ***
Странную историю рассказывали местные жители. В начале лета, с гор спустился молодой человек, лет двадцати пяти, наверное. Он путешествовал по горам вместе с тигром. Откуда пришёл и кто он никто не знал. Сказал только, что зовут его, Занта Вартма. Куда идёт?
- Жить иду, - улыбнулся он.