Оскар Уайльд и его роман Портрет Дориана Грея

Эдуард Кукуй
Судьба сродни Чайковского- и неуместно лезть в их век,где "пятна солнца"- страшнее, чем болезнь, и можно всё сегодня-
хоть задницей свиньи- в Европе узаконить создание семьи...


Из интернета
...............

Четверг, 13.10.2011
Владимир Кореняко,
специально для «Нового пенсионера»

Выход в свет «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда вызвал скандал в английском обществе, а потом в течение следующих 120 лет он был переведен почти на все языки мира, экранизирован более 25 (!) раз и до сих пор не сходит со сцен театров. Разве это не повод перелистать знаменитый роман вместе с историком Владимиром Кореняко? Может быть потом захочется перечитать книгу и подумать о вечных вопросах: молодости, красоте и ответственности за свои поступки.

Оскар Уайльд родился в 1854 году в Дублине. Его отец был очень известным врачом-офтальмологом, мать – переводчицей, поэтессой и собирательницей ирландского фольклора. Сын унаследовал лучшие интеллектуальные качества родителей. Он отлично учился в школе, в колледже Святой Троицы в Дублине и в Оксфордском университете, который окончил в 1879 году.

Ирландец по рождению, Уайльд писал по-английски и по-французски. 1880-е гг. были для него периодом борьбы за литературное признание – эта борьба продолжалась до 1890 года. В этом году был опубликован роман «Портрет Дориана Грея», иные произведение Уайльда. Пьесы Уайльда «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным» одна за одной ставились на театральной сцене.
Этот взлет был недолгим – занял всего несколько лет. О причинах конфликта Уайльда с «аристократической вершиной» британского общества написано много и с различной степенью убедительности. Наиболее различимая здесь веха – в том, что обнаружились гомосексуальные отношения между Уайльдом и молодым аристократом Дугласом. Последовал скандальные судебный процесс, затем два года тюремного заключения. Выйдя из тюрьмы, Оскар Уайльд покинул Британию и поселился во Франции. Он продолжал работать, но по всему было видно, что Редингская тюрьма раздавила его. Дожив всего лишь до 46 лет, Уайльд скончался в Париже в 1900 году.

Первое издание романа в Lippincott's Monthly MagazineРоман «Портрет Дориана Грея» - крупнейшее литературное произведение Уайльда. О чем оно?

Действие романа происходит в Лондоне, современном Уайльду, то есть «викторианском». Главные действующие лица: прекрасный юноша Дориан Грей – «внук последнего лода Келсо», лорд Генри Уоттон и художник Бэзил Холлуорд, написавший портрет Грея. Лорд и Грей любуются шедевром Холлуорда, причем лорд Уоттон произносит монолог о красоте и быстротечности молодости. Тут же Дориан Грей предается мечтам о том, чтобы «портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» Или: «У меня такое чувство, словно этот портрет – часть меня самого». И Холлуорд дарит Грею этот портрет.
Мечты Дориана Грея вскоре начинают исполняться. «В каком-то жалком театрике» он знакомится с семнадцатилетней актрисой Сибилой Вэйн, в которую горячо влюбляется. Дориан, лорд и художник отправляются в театр. Сибила Вэйн должна была играть Джульетту в «Ромео и Джульетте», но – «провал был полный», а причина провала – плохая игра Сибилы. Девушка пытается объяснить Дориану, что теперь, когда они любят друг друга, она ненавидит театр: «… Я могла изображать на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь, когда любовь сжигает меня, как огонь». Грей в ответ «с усмешкой высокомерного презрения на красиво очерченных губах» объявляет, что уходит от Сибилы.

Дома Дориан Грей обнаруживает первые изменения в портрете – появилась «складка жестокости у рта» Грей тут же вспоминает о том, что он «высказал безумное желание, чтобы портрет старел вместо него, а он оставался вечно молодым, чтобы красота его не поблекла, а печать страстей и пороков ложилась на лицо портрета». Утром же лорд Генри сообщает Дориану, что Сибила Вэйн умерла – отравилась.

Дориан Грей «почувствовал на глазах слезы», но тут же предался сладостным мечтам о том, как «портрет станет для него волшебным зеркалом». Он отказался отдать и даже показать портрет Холлуорду, убрал полотно в отдельную комнату и закрыл его покрывалом.

Проходят годы и годы. Холлуорд приходит к Грею накануне его тридцативосьмилетия. Художник рассказывает Дорианту о падении его репутации, о его дурном воздействии на знакомых. Грей отводит Холлуорда в комнату-тайник и срывает покрывало с портрета, настолько изменившегося, что стал «мерзкой карикатурой, подлым, бессовестным издевательством». Дориан убивает автора портрета ударами ножа. Теперь нужно было избавиться от трупа. Но и это удается с помощью азотной кислоты и приятеля-химика, покорного Грею-шантажисту.

Роман Оскара Уайльда – сложное произведение. Я излагаю его содержание очень бегло и сжато. Между прочим, я опускаю похождения Грея на грязных лондонских окраинах, в гнездах преступности, наркомании и проституции. Можно подумать, что такая жизнь подводит Грея к мысли о «новой жизни», о «жизни, начатой сначала». А, может быть, уверяет себя Грей, его новая жизнь уже началась? «И если жизнь его, Дориана, станет чистой, то, быть может, всякий след пороков и страстей изгладится с лица портрета? А вдруг эти следы уже и сейчас исчезли? Надо пойти взглянуть».

И вот Дориан Грей «сорвал с портрета пурпурное покрывало. Крик возмущения и боли вырвался у него. Никакой перемены! Только в выражении глаз было теперь что-то хитрое, да губы кривила лицемерная усмешка. Человек на портрете был все так же отвратителен, отвратительнее прежнего, и красная влага на его руке казалась еще ярче, еще более была похожа на свежепролитую кровь...» Паника овладевает Греем. Он думает сначала сознаться в убийстве и сдаться полиции. Но очень быстро мысли Грея обращаются против портрета: «Прежде ему нравилось наблюдать, как портрет вместо него старится и дурнеет, но в последнее время он и этого удовольствия не испытывает. Портрет не дает ему спокойно спать по ночам. И, уезжая из Лондона, он все время боится, как бы в его отсутствие чужой глаз не подсмотрел его тайну. Мысль о портрете отравила ему не одну минуту радости, омрачила меланхолией даже его страсти. Портрет этот – как бы его совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить».

Грей берет нож, которым убил Бэзила Холлуорда, и вонзает его в портрет. Слуги, напуганные «криком смертной муки», проникают в комнату. «Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это».

Прочитав роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», удивляешься двум основным вещам. Первое – инфантильная, почти бездумная погоня «вечно юного красавца» Грея за удовольствиями – погоня, сопровождающаяся предательствами и убийствами. Вторая – сохранившаяся у Грея совесть, загнанная им в глухой угол души, но время от времени восстающая и мучающая своего хозяина.