Клопы. Хроника сельской жизни

Александр Шиманский
               
 В жизни иногда бывает так, что иногда достаточно каком-то толчку чтобы события давно прошедших дней ярко всплыли в памяти и главное успеть их изложить в рядках рассказа. События о которых пойдет речь будут летом 1946 года.             
   
  Самым ярким и запоминающимся воспоминанием в моей жизни был переезд с хутора в деревню, когда после переезда в новом доме был устроен искусственный пожар, на который смотрел с открытыми глазами и наверно где-то подспудно проявился снова страх перед пожаром, так как в далёком детстве горела наша деревня, и в дальнейшей жизни сохранилось уважение к огню. Со спичками играть, что опасно никто не предупреждал и спички родители не прятали, все это было наверняка от тех страшных событий прошедшей войны. По воспоминаниям о жизни в этом бывшем чужом доме, ставшим на несколько лет убежищем для нашей семьи и с событий, произошедших в этом доме, будет написано ряд рассказов и выложенных на сайте Проза. ру - Найденыш, Веснушки, Испуг, Медаль для кобылы, Немец, Червонец, Звонок звени, Встреча со Сталиным, Сторожа.

   Отсюда пойдёт учиться брат в начальную школу, которая была в этой деревне, а через год пойду, и я постигать школьные азы.Здесь познакомимся с полчищами клопов, здесь мы с братом проболеем корью. Как характеризует клопов Советский энциклопедический словарь 1962г.Клопы (полужёсткокрылые) отряд насекомых с колющим хоботком. У них характерны кожные пахучие железы. Распространены широко. В СССР около 2,5 тысяч видов. Паразиты различаются как (постельный клоп) и растительноядные. Многие вредят сельскому хозяйству. В той местности, где пришлось проживать в далёкой юности, домашних клопов называли блощицы, а других, которые встречались на растениях- смердюха. Наверно они получили такое название из-за своего своеобразного запаха, когда дотронешься до него нечаянно и тогда долго палец или рука несут на себе благоухающий, запах от этого прикосновения.

    Заселились наша семья в один из пустующих домов, хозяева которого уехали в Польшу после того, как деревня где родился, была сожжена немецкими СС и их прислужниками. Кто до этого мог там проживать неизвестно, много бродило разного люда с разных мест по деревням в поисках особенно еды, больше всего с тех мест, которые во время войны сильно пострадали от боевых действий. По разным причинам они с восточной части БССР перемещались в западные районы, так как эти районы меньше пострадали от военных событий.

   Пустовало какое-то время наше будущее жилище, а мы прибыли со всяким скарбом в этот дом, который смогла вывести наша бабушка при оставлении своего дома на хуторе и приступили к чистке всякого хлама, побелили печку, помыли полы и окна, и стали обживаться на новом месте. С под печи доставали мусор и в одной из куч этого хлама был найден бронзовый звонок, который стал детской игрушкой на какое-то время. В польские времена в одной из комнат этого дома была начальная школа, даже был для этого отдельный вход в эту комнату и похоже этот звонок остался с тех времён. В моей семье ему позже будет уготована новая жизнь, он станет дверным звонком в нашей городской квартире.

   Был осмотрен и сарай, который стоял с открытыми дверями, в одном отсеке сарая была ржаная солома. Не всё деревенские вытащили с пустующего дома.А вот несколько плодовых деревьев были выкопаны, остались после этого на огороде ямки. В комнатах стояли две деревянные кровати, в кухне был стол, скамейка, такую называли у нас лавка. Как обустраиваться на новом месте почти без предметов первой необходимости. Набили соломой мешки с под картошки, застелили какими-то покрывалами, в кухне на крючке повесили керосиновую лампу и стали готовить ужин.

   Мы с братом на лужке, за дорогой, пасли корову и лошадь пока домашние готовили дом к дальнейшей жизни, в доме котором мы проживём пять лет.  Брат спал с бабушкой в комнате, где когда-то была польская начальная школа, а мне пришлось спать на очень широкой кровати с матерью и отцом, когда отец приезжал со службы, а он служил на железной дороге и приезжал на один день через два дня. 

   Потихоньку наполнялся дом всякими предметами домашнего обихода. В сенях в коморке появился поросенок, другого места пока для этой животины не было. Там прежние хозяева тоже держали во время войны свою свинью, чтобы не украли в ночное время. А в сенях, под крышей дома, своё гнездо свили шершни. Корова и лошадь были в сарае. Было своё молоко, рожь и картошку одолжили у родственников, завели кур и небольшую собачку. Всем места хватало.

   Вот только с ночи начало чесаться все тело. Ну у старших это могло быть от нервов, неспокойные были послевоенные времена, а у нас детворы то от чего, какие ещё нервы у нас. Почувствовали родители неладное. Начали изучать кровати, сенники, покрывала, опыт у них был от такого рода чесания, в беженцах были в первую мировую войну, всего насмотрелись и всего пришлось пережить. Обнаружили, что появились клопы (блощицы-местное), не просто клопы, а целые полчища этих насекомых. Откуда они взялись, не известно, грешили и на тех, кто здесь раньше жил, может от тех, кто смог поначевать пока мы поселились, а может и их отец доставил, работая на железной дороге в охране, ночевал в разных местах, перемещался в поездах.

   Первая подвижка-керосин. Запахла комната, не дыхнуть. Клопам нипочем. Как-то одного раза отец привез спирт, как тогда говорили –древесный, пить его нельзя, а для уничтожения клопов пригодился. Хорошо полили места обитания клопов, перед этим сенники вынесли на огород, хорошо выбили, солому выбросили, новую заправили. А вот те места, которые полили этим спиртом подожгли.

   Полыхнула стена, полыхнула кровать. Пламя поднялось до потолка, потолок был оштукатурен, а стена была побелена. Забегали бабушка с мамой, сгорит дом, где жить потом, от этого пожара спрятался на кухне, со страхом наблюдая за мамой и бабушкой. Стали какой-то мешковиной сбивать огонь с кровати, а пламя само уменьшалось, только в тех углах кровати и в тех местах где выступила смола, с соснового дерева была кровать, осталось пламя. Потушили и эти небольшие очаги. Закоптился потолок, но это не беда. На всякий случай мама проверила чердак дома, крыша то из соломы была. Но всё обошлось.
 
    На следующий день с работы приехал отец, ласковых слов было от его много, правда, матом никогда не ругался и тут обошелся. Побелили снова потолок, кровать протерли, черные места поскребли ножом и зажили в этом доме до постройки нового рядом дома уже без клопов. Древесный спирт помог, сожгли этих незваных гостей и их места размножения. Нет уже этого дома давно, да и тот новый, который был построен пустует. Моя семья проживает в другом городе, изредка наведываемся туда, где прошла моя юность и есть возможность пройтись по тем местам, по которым бегал ещё босоногим мальчишом. Но это уже другая история.