Как Бродяга Кэнсин повлиял на индустрию аниме

Анатолий Зоренко
Моё очередное мнение об аниме. На этот раз - о "Бродяге Кэнсине", которого на западе и у нас также называют "Самурай Икс". Я уже давно взял себе негласное правило: писать лишь тогда, когда хочу написать что-то новое. Иными словами, я не любитель приводить какие-то общеизвестные факты, тем более - пересказывать сюжеты или историю создания произведений, на которые пишу рецензии. Об этом я упоминаю максимально кратко - ровно настолько, насколько это нужно для изложения моих собственных впечатлений, наблюдений и выводов. Итак, приступаю!

"Бродяга Кэнсин" - это франшиза, рассказывающая о мечнике на закате эпохи самураев. Ну, Япония конца XIX века, внедрение индустриализации, упразднение самурайского сословия и прочее. Франшиза началась с манги, по которой впоследствии было снято аниме, принёсшее "Бродяге Кэнсину" мировую известность. Суть: главгерой вроде как странствующий мечник, хотя по самой истории этого не видно, ибо уже в её начале ГГ оказывается в Токио, где впоследствии переходит к оседлому образу жизни. Притом ГГ не торопится рассказывать, кто он и откуда, ибо прошлое у него такое, что лучше не афишировать! А точнее - он был наёмным убийцей на службе правительства. И вот тут сразу вопросы - если такому человеку не нужны неприятности, что он забыл в столице? Почему не странствовал, держась глуши и маленьких поселений? И наконец - нафига этот откровенный провокатор таскает с собой меч, тем более в ГЛАВНОМ городе страны, упразднившей самураев и запретившей ношение мечей?! Конечно, меч у него не простой, а с лезвием на обратной стороне клинка, что должно обманывать городовых, вот только часто так делать не удалось бы (рано или поздно кто-то обратил бы внимание на обратную сторону меча и увидел бы в якобы незаточенной железке самое настоящее оружие!); притом обращать внимание на человека с мечом (особенно, в столице) должны были часто! А раз так, то логичнее было бы носить с собой полностью незаточенный меч, тем более - главный герой крайне редко рубит что-то, предпочитая сражаться именно незаточенной стороной клинка и раздавать тумаки врагам (ибо уже осознал, что убийство - плохо, встал на сторону добра, дабы его меч служил справедливости и т. п.). К тому же самурай, устраивающий резню в условиях гонений на самураев, недолго прожил бы в столице, так что тут поведение ГГ выглядит логичным; но всё же - если он не хочет провоцировать проблемы, следовало бы носить с собой незаточенный меч! Вот только... главный герой, вооружённый таким "недооружием", не завоевал бы популярность у читателей и зрителей; а потому автору пришлось вооружить его пусть необычным, но запоминающимся мечом.

Итак, на что же повлияла такая франшиза, повествующая о приключениях такого воина? На... создание другой франшизы под названием "Триган". Если "Кэнсин" - это история о мечнике, то "Триган" - футуристический вестерн в инопланетных реалиях. Да, чем-то напоминает скандал с плагиатом вокруг спагетти-вестерна "За пригоршню долларов", подсмотревшего сюжет у самурайского боевика "Телохранитель"; вот только в случае с "Кэнсином" и "Триганом" никто не был обвинён в плагиате - во всяком случае, мне не удалось найти никаких упоминаний об обвинении. Что странно, ибо сходство более чем заметное:

* Во-первых, внешний вид главгероев. Оба персонажа - светловолосые: один - рыжий, другой - блондин. Далее - Бродяга Кэнсин носит обычную для своего времени одежду, среди которой выделяется красный, хотя в аниме - малиновый, то ли хаори, то ли хантен (простите, не разбираюсь в японской одежде); в общем, что-то, вроде рубахи. А ГГ "Тригана" носит красный плащ. Т. е. во внешнем виде обоих героев преобладает красный оттенок: у одного - длинные волосы и подобие рубахи, у другого - плащ (можно даже предположить, что цвет рубахи Кэнсина в аниме специально сделали малиновым, дабы схожесть с ГГ манги "Триган" стала менее очевидной). Согласен, это лишь мелкие сходства, но дальше - больше!

* Во-вторых, ГГ "Тригана" таскает с собой револьвер, которым не так уж и часто пользуется по назначению. Всё то же выпендривание с принципом "убивать - плохо" и отсутствие внятного ответа, почему ГГ носит боевой револьвер с боевыми патронами, если не хочет никого убивать. Почему не пользуется резиновыми пулями? Ах, ну да - главгерой с "гандонострелом" не завоевал бы популярность читателей и зрителей; а так наоборот - ГГ достаточно крут, чтобы уметь разбираться с большинством проблем без помощи настоящего оружия, которое всё-таки имеет при себе (почти как Кэнсин, носящий заточенный меч, но не для убийства). Такой подход позволяет усидеть на двух стульях: показать серьёзность протагониста через наличие у него смертельного оружия - и не запятнать "мокрухой" его репутацию хорошего парня.

* В-третьих, оба героя "бегут от прошлого". Оба - странники без собственного дома. И оба - невероятно крутые парни в прошлом (да и в настоящем, раз уж на то пошло).

* В-четвёртых, оба мастерА по "валянию дурака". Мастерски прикидываются неуклюжими и туповатыми, скрывая свои истинные навыки - до поры, до времени.

Как по мне, этого вполне достаточно, чтобы обвинить автора "Тригана" в плагиате, учитывая, что его манга начала публиковаться заметно позже "Кэнсина"; даже аниме про Кэнсина вышло намного раньше аниме "Триган". Так что, дошло бы дело до суда, было бы не отвертеться от нарушения авторских прав! Но всё же - почему не произошло скандала? По-моему, потому, что оба произведения выходили в непростые для Японии 90-е годы, ознаменовавшиеся падением экономики, унынием населения и ростом преступности, в результате чего взрослые начали терять авторитет в глазах молодёжи - и та отбивалась от рук, что было чревато подростковой преступностью. Взрослым нужно было чем-то занять молодёжь, дабы она не болталась без дела и не увлекалась деструктивными идеями. Поэтому КТО-ТО просто решил, что манга и аниме, рассказывающие о мечнике, вставшем на сторону справедливости, пусть и смирившемся с приходом новой эпохи, должны стать актуальными. И в том случае слова "должны стать" были не предположением, а утверждением. "Бродяга Кэнсин" продвигался с вполне конкретной целью, ибо в Японии 90-х появилась своя вынужденная "повесточка". А потому и не должно было быть претензий к "Тригану", продвигавшему в массы ту же идею ценности всего человеческого, даже созданной людьми реальности, какой бы несовершенной она ни была! Оба произведения работали на одну и ту же цель, которой разборки касательно авторского права лишь помешали бы. Такая сложилась ситуация.

Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть о другой франшизе, также повлиявшей на появление "Тригана", т. е. о "Космических приключениях Кобры": тамошний главный герой светловолос, имеет бионическую руку со спрятанным внутри оружием и носит при себе револьвер, а также одет в красную водолазку и того же оттенка штаны. Да, сходство с "Триганом" очевидно; даже в опенинге "Кобры" мелькают слова "Peace & Love", впоследствии ставшие узнаваемым дивизом ГГ "Тригана": "love and peace!". И всё же убеждения главгероев этих двух произведений слишком отличаются, ибо Кобра ни разу не пацифист - если стреляет, то на поражение. "Космические приключения Кобры", в свою очередь, были отчасти вдохновлены франшизой "Люпен III", повествующей о похождениях друзей-грабителей, время от времени ничуть не стесняющихся убивать своих врагов (если, конечно, позволяет возрастной рейтинг конкретных проектов франшизы). В общем, и "Люпен Третий", и "Кобра" максимально далеки от пацифистской пропаганды в "Тригане" - в отличие от "Бродяги Кэнсина"; именно эти два произведения до неприличия похожу м/у собой: оба представляют вниманию зрителя вооружённых пацифистов в красном, у одного из которых при движении развиваются красные волосы, у другого - красный плащ, оба ГГ мастерски владеют индивидуальным (неотъемлемым от их образа) оружием, оба в прошлом стали причиной очень многих смертей, и оба теперь сражаются с толпами различных антиобщественных элементов...

Ещё немного о "Тригане" (именно об аниме, а не о манге, ибо её я не читал). В принципе, это довольно глупое произведение, и чем дольше его смотришь, тем больше претензий копится. Впрочем, и "Кэнсин" ненамного умнее, однако "Триган" - просто апофеоз тупости, который не смог бы обрести популярность честным способом, т. е. без продвижения в массы "повесточкой". Начинается всё вроде бы забавно - главный герой Вэш Ураган разыскивается за уничтожение нескольких городов, но позже оказывается, что в большинстве случаев города уничтожались самими их жителями и случайными охотниками за головами, обстреливающими район за районом с целью подстрелить Вэша, мирно прятавшегося в очередном городе. Ладно, один раз такое было бы смешно. Но когда такое случается раз за разом - это уже клиника. Ещё и ГГ настолько туп, что не умеет маскироваться, из-за чего в нём частенько узнают "того самого Вэша"; он всюду носит на себе привлекающий внимание красный плащ и не стесняется "светить" узнаваемым дорогим револьвером. Ещё он бегает за бабами, но, когда ему предоставляется возможность переспать с одной (а то и с двумя сразу), какого-то хрена... даёт заднюю. Ну, что ж; типичное произведение для девственников, которые вроде и хотят покувыркаться с девушками, но... боятся! Заодно можно упомянуть и заядлых онанистов, из-за собственной вредной привычки заработавших сомнение в... своей способности удовлетворить женщину, а потому боящихся выйти из зоны комфорта и рискнуть (да, представьте себе: некоторые вправду боятся, что не смогут возбудиться с настоящей женщиной). Ну, понятно теперь, на какую аудиторию рассчитано аниме "Триган", и что ассоциировать себя с таким главгероем должны были молодые люди, которых заставили смириться с ущербной реальностью Японии 90-х и ИХ неудовлетворительным будущем, порой не позволяющим даже завести собственную семью? (либо из-за частой нехватки денег, либо из-за постоянных переработок и нехватки времени). Да и школьников "Триган" учит быть "хорошими мальчиками", а неотъемлемая часть этого образа - не трахаться за спиной у родителей, дабы не создавать им ещё больше проблем сверх имеющихся (напоминаю: японский кризис 90-х - тогда многим родителям не хватало времени, чтобы следить за детьми). А если я неправ, то тот фрагмент могли бы вовсе не вставлять в сериал!

Впрочем, даже "Триган", будучи пусть непризнанным, но плагиатом, смог кое-кого вдохновить. А именно - автора манги "Хеллсинг" на создание тамошнего протагониста, вампира Алукарда, частично списанного с Вэша Урагана. Похожий красный плащ, похожие оранжевые очки; даже оружие похожее: если Вэш пользовался большим серебристым револьвером (а злобный братец Вэша - похожей воронёной пушкой), то Алукард стреляет из двух здоровенных полуавтоматических пистолетов, серебристого и воронёного. Даже сам автор "Хеллсинга" признаёт, что отчасти вдохновлялся Вэшем из "Тригана"; однако снова никаких обвинений в плагиате, пусть и по другой причине:

Банальное признание, что автор "Хеллсинга" вдохновлялся "Триганом", - это уже бесплатная реклама "Тригану"; так что возмущаться, правда, было незачем. Это абсолютно нормальная практика в стиле "не плагиат, а отсылка"; в индустрии манги и аниме такое встречается сплошь и рядом. Скопировать детали внешности персонажа ЛИБО его убеждения, ЛИБО поведение, ЛИБО связанные с персонажем сюжетные ходы - это ещё не плагиат; плагиатом можно считать копирование большинства пунктов (если такое есть, но нет обвинений - нужно искать подвох в виде продвижения в массы "актуальных" убеждений). Всё-таки что ещё считать плагиатом, если не такой подход?.. В остальном же никакой защиты "повесточкой" у "Хеллсинга" не могло быть, ибо тамошний главгерой не стесняется пользоваться своими пистолетами по назначению (т. е. для смертоубийства), что неудивительно, ибо у этой манги более высокий возрастной рейтинг; а читатели, голодные до таких особенностей, были всегда. Особенно, если они смотрели "Триган", и им не нравилось, что ГГ так редко стреляет из своей эффектной пушки. В общем, в первом случае была "повесточка", а во втором - спрос, вот и всё.

Кстати о "Хеллсинге". Это ещё одна история о Дракуле, основанная на романе Брэма Стокера, т. е. книге, уже ставшей общественным достоянием; а потому в этом плане не могло быть нарушения авторских прав. А ещё сам Алукард, в свою очередь, успел стать вдохновением для создания другого героя из другой франшизы - Дзиро из "Братства чёрной крови": оба персонажа - черноволосые вампиры, и оба носят красную одежду - плащ и шляпу, даже оранжевые очки есть у обоих! (однако характеры и типажи персонажей сильно отличаются). Думаю, раз уж такое дело, можно вновь упомянуть "Триган"; ибо Вэш Ураган тоже послужил вдохновением для появления ещё одного героя из ещё одной франшизы - Эдварда Элрика из "Стального алхимика": светлые волосы, красный плащ, бионическая рука и сверхъестественные по меркам обычных людей способности - очевидное сходство персонажей (при этом существенная разница в росте, характерах и убеждениях героев исключает вероятность обвинения в плагиате). Также заслуживает внимания франшиза "Devil May Cry", начавшаяся с одноимённой серии видеоигр, в которой главный герой носит красный плащ и стреляет из парных пистолетов - серебристого и чёрного; беря во внимание всё вышесказанное, это тоже не получится назвать простым совпадением! Учитывая предысторию тамошнего ГГ и мистический сеттинг, можно найти отдельные сходства как с Вэшем из "Тригана", так и с Алукардом из "Хеллсинга".

Такая вот история. И в ней далеко не последнюю роль сыграл Бродяга Кэнсин; впрочем, даже этот персонаж мог быть частично списан с некоего героя старого самурайского боевика...