Мир Алема. Часть 2. Глава 12

Наталья Кривошея
Вопреки моим ожиданиям, юноша не стал делать выговор по поводу моего поведения - паренек как ни в чем не бывало ходил по своему новому дому, с искренним любопытством заглядывая во все закутки. Сделав круг по комнате, он вышел в коридор и, как я десять минут назад, принялся изучать квартирку. Он что-то довольно воскликнул, увидев кухню, одобрительно поголосил в ванне и снова вернулся к нам, сияя, как именинник. Развалившись в кресле, парень потянулся и прикрыл глаза. Осторожно ступая по скрипучему полу, я опустилась на краешек небольшого дивана, еще раз осматриваясь по сторонам. По комнате снова раздался звук шагов – Лу оторвался от стены и устроился в еще одном свободном кресле.
- Ну что, могу от души поздравить вас с обретением постоянного жилья в столице. - улыбнулся юноша. - Квартирка, конечно, маловата, вдвоем с девушкой тут будет тесно, но, думаю, раз ты согласился – то тебя все устраивает. Дождливый тупик неплохое место, отсюда и в Порт можно пройти, и в Республику, и в Торговый квартал. Очень удачное расположение, не придется долго блуждать по чертогам.
- Что такое чертоги? - поинтересовалась я, повторив про себя странное слово. В моем воображении оно ассоциировалось с огромным залом, однако юноша явно вкладывал в него другое значение.
- Это районы Краллика. - бросил Олли со своего места.
- А какие в нем есть районы? - никак не унималась я. Мой странный вопрос заинтересовал нового знакомца. Лу слегка нахмурился и внимательно посмотрел на меня.
- Ты никогда не слышала о районах Краллика? Мне казалось, о них только глухой да слепой не знают! Я часто общаюсь с матросами, многие из них в первый раз прибывают в Краллик, но все они слышали о наших чертогах.
- Поверь, я очень, очень много упустила в своем образовании. Сейчас стараюсь наверстать то, что не выучила в свое время. – под пристальным взглядом молодого человека я даже бровью не повела. За его спиной Олли забавными кривляньями показал, что я неплохо выкрутилась из ситуации.
К счастью, Лу легко воспринял мое незнание простых вещей. Юноша покачал головой, и, улыбнувшись, проговорил:
- Какая-то ты странная, не от мира сего. Когда на улице болтали, ты показалась мне поразительно умной девушкой, все быстро схватывала, да и рассуждала наравне с нами, а сейчас, оказывается, не знаешь чего-то очевидного…
- Вот тут ты правильно сказал! Можно сказать попал в самую точку! – засмеялся Оливер, почувствовав, что мы подходим к достаточно скользкой теме. Пока я в очередной раз не успела ляпнуть лишнего, парень постарался перевести разговор в другую сторону. – Ника у нас действительно не от мира сего! Более странной барышни я еще не встречал, она еще успеет ни раз поразить тебя! Она прекраснейшая из девушек, только вопросы странные любит задавать, и встревать, где не надо. Так что можешь заранее готовиться, что так просто она от тебя не отстанет! Кстати, серьезно, какие в Краллике есть чертоги? Я и сам только мельком слышал о них. Стыдно признаться, но я могу только в общих чертах рассказать про районы Краллика.
- Из какой глуши вы выбрались? – изумленно воскликнул Лу.
- Из прекрасного города Арониста.
- Так вот откуда ты столько знаешь о кораблях, Аронист же находится в одном из широчайших мест Кралло. А я все думаю, почему ты ни капли не похож на матроса, но так интересно рассуждаешь о кораблестроении! Но все равно, неужели в провинции ничего не слышали про Краллик?
- Слышать слышали, но только слухи. Якобы столица – это то место, где сбываются все мечты, вот только находится она уж очень далеко.
- Ну, не то, чтобы очень далеко. Мой отец, корабельщик, ходил пару раз до Арониста и Зельрица, в пути он проводил около трех недель, вполне стандартный рейс.
- Так или иначе, о Краллике я знаю только самое общее, а Ника, как видишь, не знает практически ничего. И знаешь что? У меня к тебе будет огромная просьба - сможешь научить меня хотя бы основам жизни в городе? Не хочу, чтобы нас с сестрой на улицах за полных невежд принимали, я планировал тут надолго осесть.
Мне показалось, что Лу откажется от такой наглой просьбы, однако юноша радостно закивал головой.
- Не вопрос! Не оставлять же вас за бортом только потому, что вы чего-то там не знаете. Наш город состоит из…
- Погоди минутку! – Олли вскочил с места и принялся кружить по комнате. Он не находил себе место, парню явно хотелось действовать, а не рассиживаться в новом доме. – Я не из домоседов, не хочу остаток вечера провести в четырех стенах. Знаешь что? Пошли знакомится поближе! Мы с тобой только на работе познакомились друг с другом, немного поговорили по дороге сюда, а теперь я хочу узнать Луиса Фольбера немного лучше. Я хочу поговорить с тобой в неформальной обстановке! Ты классный парень, я только мечтать могу о таком друге, а что может лучше способствовать формированию приятельских отношений, как ни кружечка чего-нибудь в приятном заведении? Ой, а может в Краллике нет ничего такого? Прости, я не хочу показаться бестактным деревенщиной, просто привык, что в Аронисте любой может зайти в таверну и пропустить там кружечку-другую, там в этом нет ничего постыдного. Если в столице другие нравы – ты только скажи, я постараюсь изменить привычки!
- Что ты, в Краллике, и особенно в Порту, множество мест, где можно посидеть. – молодой человек не смог сдержать улыбки, наблюдая, как Оливер меряет шагами свою новую комнату. Встав с насиженного места, он направился к выходу. – Сейчас уже вечереет, во всех трактирах обычно много народу ближе к вечеру. Не удивлюсь, если нам придется немного погулять по Порту, чтобы найти себе местечко!
- Я не имею ничего против еще одного путешествия по столице!
Из угла, где с ворчанием возились спутники, метнулась тень, опустившаяся на плече у Олли, а Мирра, не переставая весело тявкать, подскочила ко мне. Предвкушая очередную прогулку по волшебному городу, я последовала за молодыми людьми, которые уже вышли из дома. Я шагала между ними, внимательно прислушиваясь к их беспечной болтовне.
Стоило нам выйти на оживленный проспект, как Олли снова взял разговор в свои руки.
- Так что ты говорил про устройство Краллика? Из каких районов он состоит? Я только о громадном порте слышал, ну и что в столице есть специальная часть города, отведенная именно для тех, кто занимается криминальными делами. А про остальные районы я ничего не знаю!
- Ну вот как всегда! – засмеялся Лу. – Все приезжие из других городов слышали только о нашем Порте и о Республике. Самые знаменитые чертоги, их слава смогла перешагнуть городские ворота!
- Республика? – хихикнула я, повторив странное название района. – Что, так называется часть Краллика?
- Ну да, причем такое имя носит самая влиятельная часть Краллика. Вообще, столица состоит из пяти частей: Порт, Торговые кварталы, чертог мирян, Университет и Отверженная Республика. Все чертоги очень важны, все они отвечают за определенные слои населения, а правители районов сообща решают судьбу всего города.
- А зачем такое разделение? Не легче было бы, чтобы Краллик не дробился на несколько частей? – никак не отставала я от нового знакомца. На этот раз Олли не стал меня одергивать - ему самому был интересен наш разговор. Парень нахмурился, вслушиваясь в разговор. Его спутник, было улетевший высоко в небеса, спикировал юноше на плечо. – Это же, наверное, подрывает целостность его населения, люди могут ругаться только потому, что не согласны с соседом. К тому же, я правильно поняла, что столицей управляют пять человек? Как они вообще приходят к единому мнению?
- Нет, что ты, такая форма управления городом самая лучшая! В Краллике живет очень много людей, у каждого свои интересы, один человек просто не в состоянии учесть их все. У нас же есть пять районов, созданных специально для определенных сословий. Правительство каждого из чертогов заботится о своих подопечных, всячески защищает их. Благодаря такой системе учитываются интересы всех горожан.
- Как это чудно и странно! – воскликнул Олли после минутного молчания. – Что же получается, Краллик состоит из пяти городов, находящихся в одном большом городе?
- Вот тут ты в самую точку попал! Да, Краллик буквально состоит из пяти небольших городков, каждый из которых объединяет людей по их профессиям или происхождению. Если ты, например, торговец, то и жить ты будешь среди своих, а твои начальники будут всячески защищать твои интересы. Конечно, магазины есть во всех чертогах, и владельцы их принадлежат разным районам, но подавляющее большинство лавочников обитают именно в Торговом квартале. Сколько там рынков! На любой вкус, на любой кошелек! Есть большие, где ты можешь купить вообще все, что душе угодно, а есть поменьше, специализированные, там, например, только мясо продают, или только предметы быта. Еще в Торговом квартале расположены все банки, биржи и прочие учреждения, отвечающие за финансовую жизнь города. Городская коллегия тоже в том чертоге заседает, и управление Краллика находится там же.
Выслушав рассказ Лу, я задумчиво кивнула.
- То есть Торговый квартал отвечает за экономическое благополучие столицы?
- Все правильно. Ну а еще Торговый квартал является лицом Краллика. Если к нам приезжают представители других городов, то их сразу ведут именно туда – нечего дорогим гостям гулять по всяким задворкам города.
Я хотела расспросить побольше про этот район города, однако Олли успел перебить меня.
- Хорошо, Торговый квартал занимается всей денежной ерундой, тут всякие банкиры и торгаши обитают. Тогда получается все, что в порту, служит для приема и отгрузки всевозможных товаров?
- Да, именно в чертог Порта приходят все корабли. А еще здесь находится обширная сеть складов, там у нас и провиант хранится, и вообще все, что сразу не попадает на рынок. Тут распределяют, что и куда потом пойдет. Работы обычно очень много: надо принять корабль, разгрузить его, затем доставить полученные товары на склады… Знаю, звучит очень муторно, но на деле товарное распределение работает очень упорядоченно и быстро. Можно сказать, что половина Порта состоит из каналов, а вторая его половина – из хранилищ. Еще тут очень много доков и верфей, на них строят новые корабли и латают те, что останавливаются в Краллике на продолжительную стоянку. В корабельном мастерстве кралльцы достигли невиданных высот!
- Да ладно тебе! В Аронисте тоже есть хорошие мастера! – тут же воскликнул Олли, однако Лу лишь покачал головой.
- Тот, кто здесь был захудалым учеником, в каком-нибудь другом городке может стать очень уважаемым профессионалом, а уж мастеров наших, или доковых старост, постоянно пытаются переманить работать в остальные, не менее крупные и богатые селения. Весь Алем признает, что именно в Краллике живут лучшие корабельщики! Ну а еще в чертоге Порта обитают рабочие, матросы с семьями, и те, кто держит специализированные лавочки. Кстати, я принадлежу именно Порту.
- А ты можешь поселиться в другой части Краллика? – с неподдельным интересом воскликнул Олли.
- Если захочу то конечно могу, только дома мне куда уютнее. Тут все свое, я тут родился, тут вырос, первые лет десять жизни вообще не покидал пределов родных улиц. К тому же тут у меня есть работа, идти в свой док через половину Краллика у меня нет ни малейшего желания.
Внимательно выслушав собеседника и как будто узнав все интересное, Олли продолжил разговор.
- Так, с торговым кварталом разобрались, с портом тоже. Что там дальше по плану? Где, например, живут обычные жители, ну, те, кто не занят работой в финансовой сфере и постройкой кораблей?
- Простые горожане живут в чертоге мирян.
- Как интересно! – засмеялась я, едва услышав название очередного чертога. – Почему район Краллика носит такое название?
Лу нахмурился – мне показалось, будто подобные мысли еще не приходили ему на ум. Молодой человек с минуту помолчал, подбирая слова, а затем проговорил:
- Если честно, я не имею ни малейшего понятия, откуда оно пошло. Я лишь знаю, что словом «миряне» в прошлом называли простых людей, тех, кто занимается ремеслами или земледелием. Именно такие люди и живут в этом чертоге. Там очень много многоквартирных домов, а также всяких мастерских и мануфактур. Вообще, крупных заводов в Краллике нет, их еще лет сорок назад вывезли далеко за пределы столицы. В чертоге мирян есть и кузни, и гончарные мастерские, и кожевенные, и монеты чеканят именно в этом чертоге, да и ткачей там полным-полно. Обучить человека какому-либо делу не трудно, зато потом не надо будет заказывать у поставщиков уже готовый товар, можно будет куда дешевле закупать только материалы для него. Еще у нас есть несколько ткацких мануфактур, фабрики по производству утвари, и множество мелких предприятий, которые работают с автоматами. Короче, в чертоге мирян обитают те люди, которые обеспечивают Краллик самым необходимым. Еще у нас есть чертог Университета, только я смутно понимаю, для чего его вообще в отдельный район вынесли.
- Ой, а мы его видели, когда только пришли! – радостно воскликнула я, вспомнив громадный замок, который Олли назвал университетом. Лу понимающе закивал.
- Если не ошибаюсь, вы вошли с Гончарных ворот, они ближе всех к дороге, ведущей сюда от Зельрица. Вы успели полюбоваться чертогом мирян, и, естественно, видели наш университет. Как он вам?
- Он просто шикарный! Такое громадное здание, я его башни увидела, как только в город вошла! А что он изучает?
- По-моему, они там изучают все на свете. Там очень много факультетов, ученые занимаются всеми аспектами жизни. Я там ни разу не был, только мимо проходил, так что не особо представляю себе, что творится внутри этих стен, просто знаю – все вопросы, что только могут возникнуть у человека, изучаются именно тут. Я где-то слышал, что в нашем университете хоть и изучается все подряд, начиная медициной и заканчивая поведением людей в обществе, большой упор делается на биологии и инженерике.
- Что такое эта инженерика? – нахмурилась я, услышав странное слово. – Я такого слова никогда не слышала, полчаса назад я бы вообще сказала, что ты его выдумал.
- Это очень тонкая и трудная наука, связана с созданием новых автоматов, облегающих человеку жизнь. Люди создают удивительные вещи из каких-то винтиков да шестеренок! Но в университет очень сложно поступить, туда берут только лучших из лучших. Один мой приятель пытался было пойти туда учиться, вроде как даже экзамены все прилично сдал, но его все же не приняли. А вообще, в университете живет кучка ученых, которая только и занимается тем, что пытаются постигнуть суть жизни. В принципе, Кралльский университет состоит из учебных корпусов, огромнейшей библиотеки, больницы, где самые продвинутые лекари пытаются научиться лечить человека инновационными методами, и еще из десятков, если не сотен, лабораторий. Это такой большой научный город, расположившийся в стенах замка. В отличие от других чертогов, Университет живет достаточно обособленно. Кстати, говорят, что в университетском саду очень много интересного, там, якобы, выставлены плоды экспериментов, но на деле я никогда этот слух не проверял.
- Значит, Краллик состоит из объединений ученых, мастеровых, финансистов и работяг? – проговорил Олли. Лу снова утвердительно кивнул.
- Коротко и по делу!
- Прекрасно, остался еще один чертог! Ты упоминал про Отверженную Республику. Кто там живет?
- Те, кто не вписываются в другие чертоги. Здесь обитают всевозможные воры, убийцы, наемники – словом, все те, кого в любом другом городе бы отправили на веревку. У нас же совсем другое дело. Правительство Краллика решило бороться с преступностью достаточно своеобразным способом – больше ста лет назад оно начало сгонять всех неугодных людей на самый край города, устроило для них что-то вроде резервации. Смертной казни у нас нет, провинившихся до сих пор отправляют подальше от города. Сейчас в этом качестве выступает Руккер, это город в горах, там руду добывают, а когда-то таким вот местом ссылки выступала западная оконечность Краллика. Кстати, вы могли пройти по территории Республики, когда бродили по городу – она расположена рядом с Портом.
- Нет, мы точно не заходили ни в какой оплот воров! – покачала я головой, нарисовав в голове яркую картинку, состоящую из людей, убивающих ни в чем не повинных кралльцев. – Мне кажется, если бы мы туда забрели, нас бы сразу прикончили! Мы же чужаки, таких, как мы, никто не любит.
- Что ты! Ну и фантазия у тебя! Такого быть просто не может! Большинство республиканцев – милейшие люди, я сам вожу знакомство с многими из них, и поверь, в тех районах Республики, что находятся близко к другим чертогам или городской стене, очень даже спокойно. Ты что, думаешь, там до сих пор могут убить ни за что, ни про что? Ну ты даешь! Нет, за всеми, кто занимается воровством, или наемником является, очень строго следят, каждое их действие подлежит строгому контролю, и за нарушение порядка человека могут внести в черный список. И вообще, по пути сюда мы три раза заходили на улицы Республики, а ты даже не заметила, что мы из Порта вышли. Кстати, мы на месте! Бар «Две селедки и карп», или же просто «Селедки» – очень приятное заведение. Тут собираются как портовые, так и республиканцы, а еще здесь находится неофициальный штаб правителя всей Отверженной Республики, так что сервис тут на высшем уровне! Еще вроде не особо поздно, только шесть вечера пробило, надеюсь, мы найдем себе местечко.
С этими словами Лу указал на одну из дверей, находящуюся в переулке между двумя аккуратными трехэтажными домами. Над ней висела вывеска с изображением двух рыб. Пока мы шли по улице, несколько человек открыли зеленоватую дверь и вошли внутрь.
Едва войдя в просторный зал и окинув его быстрым взглядом, я поняла, что Лу оказался прав – заведение действительно было очень популярным. Свободных столов практически не осталось, однако нам посчастливилось найти себе место в самом углу.
Атмосфера в помещении была приятной. Мягкий свет, льющийся из окон трактира, манил к себе, приглашал немного отдохнуть, посидеть, пропустить пару кружечек чего-то освежающего, забыть про все проблемы дня. Едва подумав о том, что тут еще и кормить могут, я вспомнила, что обед был много часов назад.
Интерьер трактира не представлял из себя ничего особенного. Здесь было чисто и аккуратно, на стенах и столах уже мерцали свечи, от чего в зале был приятный полумрак. В углу стояла большая барная стойка. По периметру были расставлены деревянные столы с лавками, посередине – пустое пространство. Помимо больших столов, в заведении стояло несколько столиков поменьше, рассчитанных на небольшие компании, а в нишах стен находились уютные места с небольшими диванчиками, которые, к сожалению, уже были заняты.
Пока я осматривалась, Лу уже устроился за свободным столом. Взяв меня за плечо, Олли вывел меня из оцепенения и легонько толкнул в сторону нового знакомца. Представив, какое глупое у меня сейчас выражение лица, я быстрыми шагами пересекла залу и устроилась на лавке, откуда были видны все многочисленные посетители бара. Действительно, популярное место!
Спутник Лу превратился в кролика и сидел на руках у хозяина, не обращая ни малейшего внимания на назойливую собачонку, звонко тявкающую на полу. Я огляделась и обратила внимание, что рядом с другими посетителями сидит или мышка, или воробушек, или еще какая-нибудь мелкая живность. Общей приметой было то, что ни один спутник не позволял себе громко тявкать, зовя нового друга еще немного поиграть. Почувствовав, как лицо покрывается краской, я сползла под стол. Рука прыгала по полу до тех пор, пока не поймала яростно виляющий собачий хвост. Послышался недовольный визг – и вот я выпрямилась, как ни в чем не бывало поглаживая непокорного спутника. Подняв глаза, я увидела, как Лу внимательно наблюдает за нашей борьбой.
- Как странно она себя ведет! – проговорил юноша, чуть улыбнувшись. Олли быстро сообразил, что нужно как-то объяснить такое поведение моего спутника, и со вздохом покачал головой:
- Что поделаешь! Нике не особо повезло с Миррой, она в точности копирует характер моей сестренки. С ней одновременно и очень легко, и очень трудно. Она себе на уме, может делать все, что только в голову взбредет, но со спутником своим ей совладать еще сложнее, чем мне с ней. Ника у нас странное сочетание преданности и вольнодумства в одной девушке!
- Очень верное замечание! Никогда еще не встречал девушку, которая не знала бы простых вещей, но прекрасно разбиралась бы в науках. У меня такое чувство, будто ты родилась в библиотеке, и в то время как остальные изучали мир, ты читала книжки. Надеюсь, я тебя не обидел?
- Нет, нисколько. – от комплиментов молодых людей я зарделась, и постаралась перевести разговор на другую тему. – Но если не расскажешь еще про Республику – я имею полное право затаить на тебя обиду. Как можно начать рассказывать о чем-то интересном, а потом остановиться на полуслове?!
- Для начала я хочу поесть. У меня с утра во рту маковой росинки не было, из-за невыполненной работы у меня не было возможности уйти на обед, так что теперь я голодный, как волк. – Лу обернулся и остановил проходящую мимо хрупкую светловолосую девушку, работающую официанткой. Подняв голову, молодой человек проговорил: – Будь добра, принеси нам по кувшину светлого пива и, наверное, брусничной настойки, а еще три дежурных блюда на ужин.
- Что за дежурные блюда? – поинтересовалась я, когда девушка кинулась к кухне выполнять наш заказ.
- Не знаю, наверное, жаркое какое-нибудь, или рыба. Не волнуйся, хозяйка в «Селедках» готовит просто отменно, все ее шедевры вкуснее, чем блюда в самых изысканных ресторанах Торгового квартала. Кухня тут простая, неприхотливая, как раз самое то, что надо работягам после трудового дня.
Обслуживание в трактире оказалось очень быстрым. Не успел Лу рассказать мне о всех достоинствах местной кухни, как вернулась официантка с большим подносом наперевес. Быстрыми движениями она расставила перед нами тарелки, наполненные золотистым картофелем и мясом, от аромата которого у меня буквально потекли слюнки. Еды было так много, что даже мой голодный желудок задумался: а справится ли он с такими объемами? Следом за рагу на стол поставили два кувшина, до краев наполненные пивом цвета солнца, а также графин с багряной настойкой. Едва увидев ужин, оба парня замолчали и, вооружившись вилками, принялись за еду. Решив не отставать от них в этом вопросе, я с аппетитом взялась за картофель. Как и говорил Лу, еда была простой, но при этом очень вкусной.
- Ну что, давайте выпьем за знакомство! – воскликнул Олли, едва успев утолить голод.
Кружка с пивом была невероятно тяжелой, но я, не переставая смеяться, все же присоединилась к молодым людям, когда те решили чокнуться. После глухого «дзынь» я поднесла ко рту новый для себя напиток. Что такое пиво? Я знала это слово, но никогда его не пробовала, так что вкусовые рецепторы приготовились узнать что-то новенькое. Отхлебнув немного пенной шапки, я слегка закашлялась – оказалось, что содержимое моей кружки имело горький вкус. Мне сразу захотелось выплюнуть это и прополоскать рот. Однако Олли тихонько пнул меня под столом и покачал головой, словно говоря: «нет, ты делаешь что-то не так, смотри, как надо». Не переставая улыбаться, юноша подул на свою кружку, отгоняя уже начинающую оседать густую пену, открывая золотистый напиток. Я поспешила последовать его примеру, однако пиво все равно показалось мне неприятно горьким, с какой-то кислинкой. Поморщившись, я отставила свою кружку в сторону и вернулась к тарелке с едой.
Мирра, не переставая, елозила у меня на коленях, и стоило мне утратить бдительность, как не в мерю любопытный спутник полез на стол. Я не стала ее останавливать, наблюдая, как собачонка засунула нос в отставленный бокал. Вот она попробовала его содержимое – и с громким, недовольным чихом снова полезла ко мне на колени.
- Забавная она у тебя. – сказал Лу, оторвавшись от бокала. – Мирра похожа на спутника ребенка, такая же вездесущая и неугомонная.
- Что есть, то есть! Я и сама вездесущая и неугомонная, Олли не даст соврать. Вот и спутник у меня подстать моему характеру! Хотя не спорю, временами у нее настоящие заскоки случаются. Ну же, Мирра, хватит вертеться! Веди себя прилично, ты же меня подставляешь!
- Мне нравится местное пиво! – промычал Олли довольным голосом. Парень откинулся на спинку скамьи, и постарался отвлечь внимание собеседника от моего неумелого обращения с собственным спутником. – В Аронисте его, конечно, тоже умеют варить, но такого приятного наши ребята не делают. Это же светлое? Ну да, я его в разных городах пробовал, но нигде оно еще так легко не пилось!
- Что в нем вкусного? Оно же горькое до невозможности! – воскликнула я, припомнив неприятный вкус напитка. Молодые люди переглянулись, и дружно рассмеялись. Повернувшись ко мне, Лу сказал:
- Еще ни одна девушка на моей памяти не сказала, что ей нравится какой-либо вид пива. Ты говоришь, что это горькое? Да как бы не так! Как правильно заметил Оливер, это светлое пиво, оно самое слабое, в нем практически нет алкоголя, а вот темное – оно действительно горьковато. Зато как после него хорошо! Не знаю, зачем и тебе пиво принесли, я вообще-то для тебя специально настойку заказал. Попробуй ее, может, тебе сладенькое придется по душе.
Передвинув бокал с пивом Олли, я потянулась за небольшим стаканчиком, стоявшем рядом с кувшином красного напитка. Налив себе настойки, я внимательно посмотрела пурпурно-красный стакан. Не учуяв никакого подвоха, я залпом выпила его содержимое, чем вызвала очередной приступ смеха у мальчишек. Оказалось, что настойка имела приятный, сладковатый вкус и легкую кислинку, она чем-то напоминала разбавленный компот. В отличие от пива, этот напиток мне понравился, и я потянулась к кувшину за следующей порцией.
- Так на чем мы остановились? – сказала я, когда на тарелках не осталось еды. От ощущения голода не осталось и следа, а приятная сытость располагала к неспешной беседе. После нескольких бокалов пива парни, в начале вечера держащие себя достаточно скованно, совсем расслабились. Они развалились на скамьях и, время от времени прикладываясь к кружкам, болтали обо всем на свете. Вспомнив, что Лу прервался буквально на полуслове, я постаралась вернуться к интересующей меня теме. – Ты вроде, начал рассказывать про последний из чертогов Краллика? Меня интересует, почему воры и убийцы соседствуют с приличными горожанами. Как такое может быть?
Лу сел поудобнее, как будто готовясь к долгому разговору.
- Ну, с воровством у нас действительно не все гладко, в том смысле, что тебя могут обокрасть на улице. Правительство Республики просто не может контролировать абсолютно всех карманников, но наказывает их, если ловит на воровстве человека без лицензии на мелкое мошенничество. А вот с домушниками куда легче. Если ты платишь налоги в управление Республики, или в казну своего чертога – то можешь спать спокойно, твое имущество никто не возьмет, а если и совершится подобный проступок, вора легко найдут, все-таки смотрители Краллика работают быстро. Все горожане платят небольшую сумму в счет своего чертога и еще немного – Республике, буквально по монете с дома. И все, можно не волноваться, что однажды ты вернешься домой, и окажется, что твое жилище разорено, а все твои пожитки растворились в воздухе. С наемниками еще проще – они просто не имеют права на нелицензированное убийства, их услуги надо именно покупать. К ним обращаются не часто, и работа такого рода мастера обычно стоит очень дорого. Обычно такими средствами располагают либо самые богатые жители города, либо правительство какого-нибудь из чертогов. Иногда даже в Краллике приходится прибегать к самым крайним мерам наказания, и просить мастеров проследить за каким-либо подсудимым.
Олли мигом насторожился. Лицо молодого человека осталось все таким же безмятежным, однако я заметила, как он напрягся.
- Ты же говорил, что в Краллике нет смертной казни!
- Как таковой ее действительно нет. Наемник может не справиться со своей задачей, и тогда у подсудимого есть шанс удрать из города – а за городской стеной власть правительства Краллика заканчивается. Если у тебя есть возможность спасти свою шкуру, казнью твою смерть уже не назовешь. Этим мы и отличаемся от других городов – там уж если решили вздернуть человека, то выкрутиться из петли практически невозможно. Так, все оставили мрачные разговоры! У меня сегодня нет настроения разговаривать на эту тему. Я только что получил сытный, вкусный ужин, провожу вечерок в приятной компании, мне совершенно не хочется рассуждать об убийствах. Просто запомните, если будете платить налоги, а также не станете соваться в самые темные закоулки Республики, ее обитатели не сделают вам ничего плохого. К тому же, большая часть республиканцев не занимается ничем криминальным, даже тут есть куча возможностей заработать на хлеб.
- Ладно, не хочешь об убийствах рассказывать – не надо. Но мне все равно хочется побольше узнать про этот район! Как он живет? Кто в нем обитает, помимо разбойников? Что вообще может происходить в части Краллика, целиком и полностью заполненной отщепенцами?
- По большей части на территории Республики живут самые обыкновенные люди. Кто-то просто родился на этих улицах, кто-то не хочет перебираться в другие районы, кто-то просто не может позволить себе жилье в остальных чертогах. Есть, конечно, улицы, куда забредать не стоит, но в остальном Республика – это такая же часть Краллика. А ведь когда-то на территорию Республики действительно было страшно заходить… Там обитали все отбросы общества, и чужак мог сгинуть, попав на чужие улицы! Хотите, мы немного окунемся в историю? Я ее неплохо знаю, а в прошлом Отверженной Республики много интересного.
Мы с восторгом восприняли это предложение. Олли оживился, и, подлив в свой бокал пива, воскликнул:
- Какое заманчивое предложение! Я очень хочу сойти за местного, так что будь любезен – расскажи самое основное про воровской квартал. Да и в принципе про историю города хорошо бы узнать, а то как-то странно получается – про Республику я все знаю, а про какой-нибудь Торговый квартал нет… Ну да ладно, с остальными чертогами мы позже разберемся! Прости, прости, я не хотел тебя перебивать!
- Как я уже говорил, Республика была основана больше двухсот лет назад как резервация для всех отбросов общества. Раньше, много веков назад, провинившихся отправляли строить город, расширять или ремонтировать его. Когда он вырос до нынешних размеров, власти поняли, что больше строить ничего не надо. А куда девать заключенных? Ведь и грабежи, и разбои все же случаются. И решили ссылать их на окраину города. Сюда же не только маньяков сбрасывали, но и тех, кто был неугоден вышестоящим жителям Краллика: инакомыслящих, имеющих другую точку зрения на мир, тех, кто не платит налоги, разорившихся торговцев и корабельщиков… Одним словом, когда-то в ссылку могли отправить за малейшую провинность. Со временем к ним подселились всякие бродяги, нищие и оборванцы, Республика постепенно росла, и скоро стала напоминать огромный и очень опасный муравейник. Убийцы ведь мыслят иначе чем честные люди, так, по крайней мере, раньше было. Если такого вот мастера клинка посадить в изоляцию, он все равно ничего не поделает со свое натурой, тем более если вокруг него будут такие же люди, как и он сам. Условия там были просто отвратительными. Когда-то обитателям Республики даже было запрещено покидать территорию Республики! То есть если ты попадал туда, или рождался на ее улицах – то это уже навсегда. Первое время республиканцы жили отдельно от остальных кралльцев. На месте Лебяжьей улицы в восьмом столетии даже стена была, но ее потом снесли, когда нравы двух сторон поутихли. Изначально правительство города выбирало одного человека, который держал бы весь этот сброд в узде, этакий староста в тюрьме. Такой человек имел более сносные условия жизни в обмен на то, что он присматривает за своими товарищами. К сожалению подавляющему большинству этих управителей было наплевать на народ, они только о себе думали, старались нажиться, в то время как простой люд страдал от голода.
- Какие жестокие у вас нравы! – выпалила я, с открытым ртом смотря на рассказчика и ловя каждое его слово. – Не хотела бы я попасть в эту самую Республику только за то, что думаю чуть иначе, чем все остальные! Там же, наверное, все кипело, как в котле! Еще бы, собрать в одном месте сотни убийц, воров и нищих всех сортов – не удивительно, что никто из остальных кралльцев не желал заходить в это пекло! А что дальше было? Как та лихая Республика превратилась в то, что существует сейчас?
От потока вопросов молодой человек приосанился и горделиво улыбнулся – было видно, что ему очень приятно видеть, насколько интересным вышел его рассказ.
- Какая ты нетерпеливая! Не волнуйся, я все расскажу по порядку, только больше с мысли меня не сбивай. На чем я остановился? Ах, да, точно. Район, сами понимаете, лихой, за историю его существования было несколько крупных конфликтов как внутри Республики, так и со всем остальным городом. Но тридцать лет назад случился кризис, который обернулся настоящей катастрофой… К тому моменту республиканцам уже можно было выходить за пределы родных улиц, но все равно – жители остального Краллика недолюбливали своих соседей. К потомкам убийц и разбойников до сих пор относятся с подозрением, а тогда людям говорили прямо – терпеть их в приличном обществе не будут. Не все придерживались такого мнения, уже в начале нынешнего столетия были те, кто считал республиканцев равными, однако признать Республику полноправным чертогом Краллика власти города не спешили. А ведь люди просили не так уж и много – просто достойного отношения к себе… Тогда республиканцами руководил очень слабый человек, и после его гибели люди как с цепи сорвались. Что тогда началось! Старики рассказывали, что весной тридцать третьего года было страшно на улицу выйти – можно было поймать случайно выпущенную пулю. Само собой, такое положение дел совершенно не устраивало остальной город. Руководители чертогов пытались договориться, что делать со взбесившимися республиканцами. Так получилось, что уже к лету город поделился на два лагеря – на тех, кто хотел помочь Республике встать на ноги, и тех, кто хотел попросту уничтожить всех непокорных. Конфликт все развивался, и очень скоро перерос в кровопролитную войну. Сражения двух сторон длились два года, за это время Краллик изменился до неузнаваемости. Но все же к осени тридцать пятого года руководство чертогов сумело договориться и закончить все эти безобразия. В городе появился новый чертог – Отверженная Республика.
- Так почему она отверженная? – подал голос Олли, который тоже внимательно слушал рассказ Лу.
- Чтобы люди помнили о прошлом и не допускали повторения того кошмара. Тогда погибло очень много людей – кто от вражеской пули, кто от болезней, кто от голода. Особенно много смертей было среди республиканцев – вот они и решили напомнить потомкам о своем прошлом. – на какое-то мгновение лицо молодого человека потемнело. Лу посерьезнел, о войне в родном городе он говорил без намека на улыбку. Однако такое состояние длилось не долго – уже через несколько минут парень снова расслабился. – Тогда руководство Республики в корне изменилось. О нашей бюрократической системе ходят легенды – и зародилась она именно на территории послевоенной Республики. Если раньше республиканцами управлял глава правящей семьи, то теперь всю власть разделили между главами различных департаментов. Ну а все самые важные решения принимает президент – он следит, чтобы жители остального Краллика не страдали от действий его подчиненных, а также представляет интересы республиканцев на Совете Города. С тех пор начался медленный подъем из того ужаса, в котором находилась вся западная сторона Краллика. Неспешно, спотыкаясь и оступаясь, республиканцы доказывали всей столице, что они тоже люди, а не отбросы, которыми их привыкли считать. Как доказала история, обитателям Отверженной Республики для стабильного развития нужна твердая рука, способная и бунты пресечь, и помочь нуждающимся. В последние десятилетия республиканцам в этом вопросе очень повезло. В Отверженной Республике было три президента, все они оказались очень достойными и талантливыми людьми. Вот уже двадцать лет всем районом заправляет один человек. Правит он довольно жестко, строго, но зато теперь по Республике можно пройти спокойно, на тебя не набросятся и не разорвут на части ради кошелька с парой двирмов. Это все благодаря нынешнему президенту Республики, Генри Червинсу. Кстати, вон он сидит.
Я посмотрела в ту сторону, куда указал Лу. Долго вертеть головой не пришлось: мой взгляд почти сразу же наткнулся на мужчину, сидящего во главе самой многочисленной компании. Это был уже не молодой человек лет пятидесяти, лицо которого украшали неглубокие морщины и россыпь старых шрамов. Больше всего внимания к себе привлекала отметина, идущая через правую сторону лица от виска к шее. Мужчина не обращал ни малейшего внимания на шум трактира – он внимательно слушал собеседника, не отвлекаясь на бестолковую суету вокруг. Я никак не могла оторвать взгляд от этой человека, глаза нет-нет, да возвращались к нему. Мотнув головой, я напомнила себе о правилах приличного поведения в обществе и постаралась не пялиться на президента Республики с таким откровением, однако мое любопытство оказалось сильнее.
Притворившись, что изучаю интерьер «Селедок», я принялась бросать осторожные, косые взгляды на одного из самых важных людей Краллика. У него было чуть отстраненное выражение лица, уже тронутые сединой темные волосы, а холодные, серые глаза были направлены на собеседника. Мне показалось, что Генри Червинс видит насквозь того, с кем он говорит. Содрогнувшись, я поняла, что это действительно властный человек, привыкший, что все его приказы незамедлительно исполняются.
- Что-то мне подсказывает, что портить отношения с ним не стоит. Вообще, лучше держаться от него подальше! – пробормотал Олли. Подобно мне, он с неподдельным интересом рассматривал компанию, не боясь, что его любопытство заметит кто-либо кроме меня и Лу. – Это же, по сути, самый отпетый убийца, раз весь контингент Республики его слушается! Я догадываюсь, что это за народ, и думаю, абы кто помыкать им не сможет. Что это вообще за человек? Чем он так вызывает расположение к себе? Он что, такой злой?
- Не знаю, если честно. Господин Червинс пришел к власти очень давно, около двадцати лет назад, и с тех пор именно он представляет интересы всей Республики. За это время несколько раз опрашивали всех жителей Республики – именно они решают, кто будет ими править – и каждый раз все единогласно выбирают именно его кандидатуру. Не представляю, каким образом он умудряется держать свой народ в узде, но большинство моих знакомых с республиканских улиц очень уважают своего правителя. Есть, конечно, недовольные, куда же без них, но еще ни одна попытка смены власти в Республике не увенчалась успехом. Тем, кто в верхушке чертога сидит, приходится не сладко, с таким-то начальником, а простому люду очень даже хорошо под его контролем: именно благодаря стараниям Генри Червинса на территории Республики наступил хотя бы намек на спокойствие. Правит он жестко, но справедливо, строго наказывает провинившихся, не дает им ни малейшей возможности отвертеться от кары, но о простых людях всячески заботиться. А еще он наладил бюрократическую систему Краллика. Начал с того, что собрал точные сведения практически на каждого республиканца, а потом эту идею подхватили и в других чертогах. Так как работа ведется уже больше двадцати лет, то и архив накопился не маленький. Еще бы! Насколько я знаю, в управлении Республикой есть огромные залы, целые библиотеки, заполненные как личными делами большинства жителей Краллика, так и вообще записями всех происшествий, даже самых незначительных, что случились в городе за последнее время. Один мой приятель рассказывал, что каждое заседание как чертогового суда, так и общегородского, записывается, а потом отдается в архив. Как оказалось, жители Республики не только мастера работы с клинками, но еще и превосходные бюрократы!
- Так я не понял, господин Червинс – плохой или хороший? – нахмурившись, поинтересовался Олли. – Ты говоришь, что он руководит всеми преступниками Краллика – и при этом он делает для города очень много хорошего. Как такое может быть?
- Это уже каждый сам для себя решает. Кто-то называет его тираном и деспотом, кто-то – спасителем Республики, а кто-то – человеком, который в состоянии угадать мысли и желания подчиненных. Я лично склоняюсь к третьему варианту. В Республике полным-полно куда более жестоких людей, готовых убить оппонента даже в самой невинной ссоре, а на всемогущего освободителя своего народа он тоже не тянет – многие люди в этом чертоге до сих пор живут за чертой бедности. Мне кажется, что господин Червинс – достаточно своеобразный человек строгих правил, желающий, чтобы его подопечным жилось как можно лучше, и готовый устранить любую угрозу, мешающую развитию родного чертога. Так или иначе, я бы не стал переходить ему дорогу.
Оказалось, что Олли очень заинтересовала идея отдельного района, где живут всякого рода мошенники. Парень пристал к Лу с миллионом вопросов, которые надо непременно уточнить. Едва собеседник успевал ответить на первый из вопросов, как в ответ ему летели сразу несколько очередных восклицаний. Паренек взял в оборот нового знакомого, и отпускать его так просто явно не собирался. Мне же не оставалось ничего другого, как сидеть и слушать, благо, рассказчик умел говорить о сложных вещах простым языком.
Беседа за столом текла легко. Каким бы слабым не было пиво, под его действием у мальчишек развязались языки, оба трепались на любые темы, постоянно прыгая с одного на другое. Лошади, корабли, байки из жизни Краллика и Арониста, всевозможные анекдоты, рассказы Олли о том, как он ловко играет в карты… Казалось, всего за один вечер молодые люди умудрились крепко сдружиться. Я внимательно слушала их разглагольствования, практически не участвуя в беседе и лишь иногда вставляя комментарии, и роль наблюдателя меня вполне устраивала. Завладев последним стаканом с настойкой, я откинулась на спинку скамьи.
И все же, несмотря на расслабленную атмосферу вокруг, я несколько раз за вечер замирала на месте, лихорадочно соображая, как бы умерить болтливость Оливера. Уже навеселе, парнишка рассказывал, как жители Бонема ополчились на него за излишнее увлечение химией. Мне казалось, что молодой человек сейчас ляпнет что-то, раскрывающую особенность моего пребывания в Алеме, что Лу обо всем догадается, что он передаст нас в управление по каким-нибудь делам, и что нас в лучшем случае выставят из Краллика. Однако оказалось, что Олли умеет следить за своей болтливостью – паренек умудрился так извернуться, что к истории его поразительного освобождения нельзя было придраться. Все выглядело так, будто его прежний хозяин сам вернулся с недельных работ и спас незадачливого квартиранта от петли, а затем предал ему ускорения на пути в Краллик. Я в этой истории участвовала исключительно в роли голосистой сестрицы подсудимого. 
Мы просидели до глубокой ночи. Никто из нас не замечал, как посетители «Селедок» один за другим расплачиваются с хозяином и покидают трактир. Постепенно народу стало меньше, ближе к ночи веселые компании разошлись по домам, а мы все сидели, находя все новые темы для разговора. Посмеявшись над очередной историей Лу, я посмотрела по сторонам. Обитателей Краллика заметно поубавилось, лишь угол, где президент Республики проводил свое собрание, не собирался расходиться.
- Слушайте, а сколько времени? – поинтересовался Олли, перестав смеяться над последним анекдотом.
- Секундочку… - протянул Лу, копошась в кармане куртки в поисках часов. – О, сейчас у нас уже почти одиннадцать!
- Как, уже? А почему народу так мало стало? Одиннадцать ночи, детское время!
- Так тут же работяги в основном отдыхают! Завтра им на работу спозаранку – вот они и начали расходиться. Кстати, и нам с вами пора честь знать. Ты завтра со мной в доки на работы пойдешь?
- Спрашиваешь, конечно пойду! Мне нужен стабильный заработок, иначе господин Циглер выставит нас с Никой на улицу, ты же сам слышал его слова. Пока буду тебе помогать, а потом посмотрим, может, что-то полегче да поинтересней себе найду.
- Тогда мы действительно засиделись. Давайте-ка по домам расходиться, завтра, как никак, рабочий день. Кстати, служба начинается в шесть утра, так что готовься к раннему подъему!
- Меня такое нисколько не пугает! – голос парня, вскочившего из-за стола, был полон оптимизма. Подойдя к владельцу бара, Олли расплатился с ним, не переставая нахваливать Селедочника за вкусный ужин и прекрасную выпивку. Его собеседник только улыбался, наблюдая за словоохотливым мальчишкой.
Выйдя на улицу следом за Лу и Олли, я почувствовала, что июньская жара спала. Воздух был прохладным и кристально чистым, а вокруг нас раздавались звуки неспящего города. Определенно, Краллик пришелся мне по душе! Этот город куда приятнее и интереснее захудалой деревеньки, где в десять вечера уже все засыпало. Парни, шагавшие по бокам от меня, и не думали понижать голоса. Олли продолжал расхваливать кралльский трактир:
- Пиво было легким, весь хмель уже через пару часов выветрится, так что к утру я буду бодр и весел! Если, конечно, встану в такую рань. А еще у меня к тебе будет огромная просьба: ты до дома нас не проводишь? Я пытался запомнить дорогу, но сейчас в голове вообще ничего не осталось! Не будет наглостью попросить тебя проводить нас до Дождливого тупика? А еще лучше завтра помочь мне добраться до места работы, а то я совсем забыл, как мы шли…
- Ну что мне с вами делать? Так и быть, буду помогать первое время, пока вы не освоитесь. Сейчас, конечно, ни у тебя, ни у Ники не получится запомнить дорогу, но на будущее постарайтесь вбить себе в голову несколько маршрутов. Узнать весь Краллик вы еще успеете, для этого опыт нужен, а для начала с вас будет достаточным просто не плутать, когда идете в «Селедки», на работу или просто гуляете по Порту.
- Нам просто необходим проводник в этом лабиринте! – воскликнул Олли с неподдельным счастьем в голосе. Прислушавшись к моим просьбам вести себя несколько тише, молодой человек улыбнулся. – Будешь нашим поводырем?
- Конечно! Так, значит, завтра с утра я у тебя, а после работы – пойдем гулять и знакомиться с Кралликом.
Наша галдящая компания шла по улицам столицы, от нее было столько шуму, что немногочисленные прохожие оборачивались на двух парней и девчонку, громко смеющихся над какой-то только им ведомой историей. Дождливый тупик, показавшийся мне приветливым при свете дня, сейчас просто не отложился в памяти, я совершенно не запомнила, как вместе с мальчиками спорила по поводу нужного дома, как прощалась с Лу и как укладывалась спать. Последней мыслью были мольбы о том, чтобы приятель господина Циглера не услышал смеха соседей, завалившихся домой после того, как часы пробили полночь.