Ч. 8. Угроза войны с Японией

Дарима Базарсадаева
Предыдущая часть

        В ходе изучения архивных документальных материалов найдены сведения о подготовке к эвакуации Забайкальских военно-конных заводов вглубь страны в случае начала военных действий со стороны Императорской армии Японии, стоявшей вдоль границ СССР на территории Маньчжурии и Кореи. Столкновения с Квантунской группировкой Японской армии уже были в 1938г. у озера Хасан (Приморский край СССР), в 1939г. на реке Халхин-Гол (Монголия). И с 1941г. японцы только выжидали удобный момент для начала боевых действий в зависимости от ситуации на западных рубежах СССР.

      О том, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в случае дальнейшего обострения отношений с Японией вплоть до военных действий, была возможной эвакуации населения, конского состава и пр., в частности, из Бурят-Монгольского военного конезавода, вглубь страны, я узнала со слов старожилов своих сел Боржигантай и Усть-Нарин. Это подтвердили и потомки военнослужащих: в 1942 году некоторые офицеры Забайкальских ВКЗ по указанию руководства отправляли свои семьи к родственникам, проживавшим в глубоком тылу. О чем я писала в книге «Тоонто нютаг – место моего рождения. Очерки по истории Боржигантая – Бурят-Монгольского военного конезавода № 128», М., КРУГЪ, 2021, 400с., ил., с. 295-299.
В ходе работы в Читальном зале ЦА МО РФ нашлись этому документальные подтверждения.

       Так, обнаружено письмо на имя Начальника оргпланового отдела тыла Забайкальского Военного Округа подполковнику т. Глинскому за подписями Начальника Управления Военно-конных заводов ЗабВО военветврача 1 ранга Милованова и Военкома Управления ВКЗ ЗабВО полкового комиссара Лебедева от 22 апреля 1942 г. (вх. № 1999), с резолюцией от 23.04.42г. «тов. Егорову. Включить в план»:

«Сообщаю, что для эвакуации военно-конных заводов требуется вагонов:
 
На ветку ДАЦАН:

1.Для Бурят-Монгольского ВКЗ – теплушек 1 под лошадей 5 крытых 17 платформ 39

2.Для Управления ВКЗ (подаются в одном эшелоне с Бур.Монгольским ВКЗ) – теплушек 1 под лошадей - крытых 2 платформ -

3.Для Ононского ВКЗ - теплушек 2 под лошадей 1 крытых 21 платформ 39.

На ст. ХАДАБУЛАК:

1. Для Забайкальского ВКЗ - теплушек 2 под лошадей 1 крытых 19 платформ 53.

По данному варианту учтен вывоз всей сел/хоз.техники. В случае производства посева на месте сведения об изменениях будут даны дополнительно по окончании сева.

Маршруты разрабатываются в направлении Сосново-Озерского района».

Источник: ЦА МО РФ, ф.210 опись 3152 д.3 коробка 287.

Примечание: Сосново-Озерский район – это территория Бурят-Монгольской АССР, где  имелась Хандагатайская узкоколеная железная дорога, действовавшая с 1934 до 2003-2004гг.

Продолжение следует