3. Мудрые мысли об истории

Анатолий Михайлович Кулемзин
== ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ ==

«Тот, кто не учится у древних, долго не держится у власти».
(Шунь Юй – юэ, древнекитайский мудрец)

«Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими: надобно знать, что любишь, а чтобы знать настоящее, должно иметь сведения о прошедшем». (Н.М. Карамзин)

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С. Пушкин)

«Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». (А.С. Пушкин)

«Гордиться славой предков не только можно, но и должно». (А.С. Пушкин)

 «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю». (К.Н. Бестужев-Рюмин)

«Не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно». (Н.Г. Чернышевский)

«Революция отрицает не только личность, но также связь с прошлым».
(Н. А. Бердяев)

«О степени культуры каждого народа можно судить по его отношению к своему прошлому». (Л.Г. Бескровный)

== УЧЁНЫЕ И ИСТОРИЯ ==

«Не к лицу человеку ученому занимать низкое положение и жить в нищете, порицать мир и презирать всех, оставаясь в бездействии».
(Ли сы, древнекитайский мудрец)

«Изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться». (В.О. Ключевский)

«Любое прегрешение ученого против истины означает не только измену науке, но и личное моральное падение». (Л. Голованов)

«Историк, стоящий на уровне современной науки, - всегда теоретик».
(А. Гулыга)

«И среди нас найдутся научные работники такого типа – очень начитанные, но не способные подняться над фактами, буквально тонущие в них. Эрудиция подобным специалистам скорее мешает, чем помогает». (А.А. Фомозов)

«Историческая наука формирует национальное самосознание. Известно, что знание истории делает человека гражданином».  (И.Я. Фроянов)

== ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ==

«Я надеюсь, что будущие завоеватели научатся не разорять покоряемые города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов». (Полибий)

 «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания». (Н.В. Гоголь)

«По одним этим памятникам можно бы прочесть в главных очерках историю России». (В.Г. Белинский)

«Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие различий и разделений, являются выражением демократического разума». (А. Лихтварк)

«Крупнейшие памятники прошлого – это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее, следствие творческих усилий народа, чем блистательная вспышка гения, это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией, наслоения, отложенные веками».
(Виктор Гюго)

«Музеи соединяют общество и образованных людей… Они заставляют чувствовать на минуту, что есть в жизни что-то высшее, благородное».
(Н.М. Ядринцев)

«Памятники ставятся всему тому, что наименее памятно».
(Стивенсон Роберт Льюис)

 «Мы бы желали, чтобы при новых формах жизни старина не заменялась рыночным безвкусием». (Н.К. Рерих)

«Современность – это не только настоящее, но и великое прошлое, нами воспринятое». (Д.С. Лихачев)

«Ели человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране». (Д.С. Лихачев)