Когда идёшь к цели, не оглядывайся. Отрывок

Василий Поминов
                Хитрая втулка.

   При изготовлении центрифуги для очередного дизеля на сборке потребовалась втулка для ротора.
   Не простая втулка, а отлитая из сплава свинца, меди, олова и ещё нескольких компонентов.
   В ПДО при планировании деталей про неё забыли, а, может быть, где-то по учётным данным, эта втулка числилась на складе.
   И когда её в нужный момент не оказалось на сборочном участке, разразился грандиозный скандал.
   Виновником был выставлен участок заливки вкладышей, который при очередном перераспределении обязанностей между заместителями начальника нашего комплекса достался в подчинение мне.
   Оснастки на изготовление детали нет, технологии литья нет, человека, который мог бы по готовой детали нарисовать эскизы заливочной формы, тоже нет.
   Мы не можем сделать эту деталь по техническим причинам, но основная вина за это возложена именно на нас.
   Конец рабочего дня на заводе - 16.00.
   Совещание начальник производства назначает сегодня, в пятницу, в 17.30.
   Приглашает меня, мастера заливочного участка, главного металлурга, главного технолога, начальника сборочного участка и заместителя начальника нашего комплекса, которому подчиняется участок сборки.
   Кроме того на совещании присутствуют начальник ПДО и старший диспетчер - верные помощники начальника производства.
   В полутёмном кабинете царит недовольная атмосфера, ведь кто-то уже должен был подъезжать к дому или даче, кто-то хотел в пятницу поехать в гости, да и просто отдохнуть после трудовой недели…
   Как ни в чём не бывало, и даже с удовлетворением, как мне показалось, от того, что сделал очередную пакость своим подчинённым, Вадим Константинович сел во главу стола для заседаний, удобнее придвинул под собой стул, переложил листы бумаги из открытой папки под левую руку и, оглядев присутствующих, почти весёлым голосом сказал:
   - Всем добрый вечер, начнём наше совещание. А почему вы так далеко сидите? Места свободного много, придвигайтесь ближе.
   Нехотя, шумно отставляя и приставляя стулья, приглашённые пересели ближе к председательствующему, перенесли с собой папки и блокноты, открыли авторучки, повернули как по команде головы в сторону Вадима Константиновича и замерли в ожидании продолжения спектакля.
   Один я остался сидеть на краю стола, левее торца, почти напротив Губовицкого.
   Он, посмотрел на меня чуть дольше, чем нужно было бы, опустил глаза на свои бумаги и начал разговор с простой фразы:
   - Так, где же втулка, из-за которой мы не можем собрать дизель? Кто мне ответит?
   - Её должны были сделать на участке Василия Васильевича, - сразу, без всякой паузы, с ехидной улыбкой на круглом лоснящемся от пота лице, прищурив под толстым стеклом очков правый глаз, любезно подсказал начальник ПДО Жилинский.
   Этой фразой он перескочил сразу два не исполненных этапа: планирование и выдачу оперативного задания на изготовление, за которые сам отвечал.
   - Почему Вы, Василий Васильевич не отдали втулку в нужные производству сроки? - нарочито спокойно, растягивая слова, пропел Вадим Константинович.
   - Этой втулки не было в плане работ участка, а когда мы узнали, что её нужно изготовить, не оказалось на неё ни чертежей, ни оснастки, ни технологии, - сдерживаясь, как можно спокойнее, ответил я.
   - Где же чертежи, технология и оснастка для нашей втулки, - по-инквизиторски, растягивая удовольствие от этого действа, наш уважаемый руководитель обратился к главному технологу.
   - Они утрачены, данную модель дизеля мы не делали лет двадцать, - бодро ответил Юрий Сергеевич, молодой специалист, исполняющий обязанности главного технолога завода.
   - Почему Вы не восстановили их немедленно, после возникновения данного вопроса? - по нарастающей синусоиде, увеличивая громкость, пошёл в атаку Губовицкий.
   - Мы уже начали искать чертежи в архиве, но там их нет, нужно заново конструировать оснастку, потребуется дня три, - вступил в разговор главный металлург.
   Его фраза оказалась куском карбида, брошенного в воду, от чего та пениться и, закипая, выделяет едкий дым.
   Так же повёл себя и Вадим Константинович.
   Он закипел, откинувшись резко назад, на спинку стула, оттопырил вперёд нижнюю губу и, вытаращив на окружающих свои остекленевшие глаза, стал выкрикивать нехорошие слова в адрес всех сидящих руководителей, про их профессиональную непригодность и нежелание работать на заводе «Планета».
   Едкий дым и грязная пена быстро заполнили весь кабинет.
   Размахивая руками, бросая перед собой листы бумаги с графиками, цифрами и датами изготовления узлов дизеля, начальник производства минут пятнадцать высказывал своё неудовлетворение работой приглашённых в целом, комплекса № 1 в частности, и, отдельно, участком заливки, который подчиняется Василию Васильевичу.
   Диспетчер и начальник ПДО поддерживали его выражением своих подобострастных лиц и возгласами одобрения обвинений.
   Подводя итоги заседания, Вадим Константинович перевёл все стрелки на меня, что виновато производство, что я срываю изготовление дизеля, буду наказан, а мастер моего участка будет уволен по статье за профнепригодность.
   Срок на изготовление втулок нам дали один день, то есть завтра они должны были быть на сборке.
   Не принимая никаких возражений от главных специалистов о нереальности такой постановки вопроса, Губовицкий закрыл совещание.
   Выходя из кабинета, я посмотрел на часы: 19.00, хорошо поработали сегодня.
   Мастер участка шёл рядом, понурив голову.
   У него жена, двое детей и съёмная квартира, за которую нужно каждый месяц платить…

   На следующий день, в субботу, не дожидаясь чертежей и технологов, мы вместе с заливщиками по найденной у слесаря на участке бракованной втулке нарисовали эскиз приспособления.
   Из кусков металла и обрезков труб собрали и сварили на шестом участке необходимую форму.
   К этому времени заливщики разогрели металл из нужных компонентов и подготовили вращающиеся под струями охлаждающей жидкости столы.
   Ещё через час заготовки для втулок были отлиты.
   Рано утром, в понедельник токарь проточил и нарезал заготовки в нужный размер, а слесарь отправил их в рентгеновскую лабораторию для контроля возможных раковин и трещин.
   Ещё через час, мы встретились в цехе с Вадимом Константиновичем
   - Получили ли Вы чертежи от технологов? - с неприязнью глядя на меня, спросил наш дорогой руководитель.
   - Детали уже в рентгене, - ответил я, - После проверки, из годных, мы будем точить втулки в размер и отправим на сборку.
   От удивления наш руководитель ничего не сказал, просто повернулся и пошёл прочь.
   Из двадцати четырёх заготовок качественными оказались шестнадцать, а втулок получилось после токарной обработки и проверки ОТК только десять.
   Четыре мы отправили на сборку, а шесть - на склад, может быть через пять или шесть лет они снова понадобятся.
   По итогам данного инцидента технолога, мастера и меня лишили премии за месяц, даже не поблагодарив за то, что мы исправили ошибку в планировании ПДО и спасли производство от позора.

                Непослушные клапаны.

   В любом двигателе внутреннего сгорания есть клапаны, перекрывающие и открывающие доступ горючего в камеру, где и происходит процесс его горения.
   Один  из участков подчинённых мне выпускал эти клапаны.
   Раньше их были тысячи, с отменным качеством и без особых проблем при изготовлении, сборке и сдаче ОТК.
   В наши дни, когда оборудование осталось не лучшее, специалисты производства разбежались в поисках больших зарплат, а количество изделий сократилось до единичного производства, стало трудно управлять процессом, даже повлиять на его результат не всегда удавалось.
   Но, мы работали, с трудом закрывали плановые задания, уговаривали людей оставаться сверхурочно, чтобы выпускать больше комплектов этих деталей и с нужным качеством.
   Однажды, после очередной задержки с металлом для клапанов, мы отстали от графика, а когда в план добавили ещё один дизель, превратились и вовсе в тормоз производственного процесса.
   После подсчёта запущенной в производство партии клапанов выяснилось, что у нас их только-только хватает на первый план, без добавки.
   ПДО срочно заказал новую партию металла, но пока его привезли и отковали в кузнице заготовки, ушло много времени.
   Цикл изготовления клапанов почти месяц, а сдавать дизели нужно через неделю.
   С криками, с руганью на каждом совещании мы, всё же, продвигаемся вперёд, уже остановилась сборка по нашей вине, рабочих сборочного цеха отправили домой, им просто нечего делать.
   И вот, на последней операции при термообработке в соседнем цехе выясняется, что вся партия аварийных клапанов уходит в брак.
   Там этот факт предательски скрыли и привезли нам, якобы годные детали.
Остановила выпуск продукции из нашего цеха молоденькая девушка, контролёр отдела технического контроля (ОТК) моего участка.
   Крики и угрозы в её адрес со стороны диспетчера и начальника ПДО не возымели действия, она стояла на своём.
   Лаборатория проверила качество деталей и подтвердила брак, то есть встала на сторону ОТК.
   Начальник производства вызвал меня и стал ругать за то, что я не смог выпустить готовую продукцию, остановил сдачу дизеля заказчику, подвёл весь завод.
   Мои доводы, что этот упрёк не по адресу, что вина термиста соседнего цеха в том, что клапаны оказались не годными, и контролёр права, не были даже выслушаны до конца.
   Только когда на совещании у Генерального директора Долюшкин объяснил ещё раз всю ситуацию, а главный контролёр показал документы по проверке качества термообработки, где чёрным по белому записана вина термического цеха, стало понятно, что горит план не по нашей вине.
   Угрозы сменились уговорами, пропустить клапаны как-нибудь, пусть даже обманом.
   На это ни я, ни контролёр, ни начальник ОТК завода не согласились.
   Может быть, так совпало, а может быть, это стало последней каплей в общем безобразии с качеством выпускаемой продукции, но на следующий день начальник ОТК завода написал заявление об уходе, и его уволили в один день.
   Ещё через день, заместитель начальника ОТК, вызывающего вида и скверного характера дама, своей властью пропустила забракованные клапаны, якобы для проведения первого контрольного испытания (КИ-1), чтобы проверить, как они отработают с последующей их заменой.
   Но, после первого испытания было второе, а потом и сдача заказчику.
   Дизель был признан годным для эксплуатации.
   Одно успокаивало, что эти забракованные клапаны установлены на дизель, который будет использоваться на земле, станет вместе с локомотивом перегонять вагоны по рельсам.
   Если бы его использовали на воде или, тем более, под водой, последствия могли стать трагическими.