А был ли мальчик?

Томас Твин
Иногда в полемике со знающим оппонентом всплывают истории, требующие прояснения. Вот так недавно получилось и у меня.
Обсуждали мы известный евангельский эпизод с т.н. Благоразумным разбойником.


        Помните ли вы рассказ ев. Луки о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом? Один поносил
        Христа, а другой («Благоразумный») вступился за Иисуса и тот обещал ему Рай.
        Вот как всё было:

        «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
        Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на
        то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего
        худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
        И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:39-43)


Здесь что ни фраза, то загадка.
В самом деле, распятие считалось одной из самых мучительных казней. Помимо нестерпимой боли в пробитых руках и растянутых суставах, страдалец хрипел, задыхался из-за неестественно расширенной грудной клетки*, его тело сотрясали судороги, сердце бешено билось, а давление падало до минимума...
Трудно поверить, что в таком состоянии кто-то стал бы ругать товарища по несчастью (в данном случае - Христа). Что он Гекубе, что ему Гекуба?

С большой натяжкой можно допустить, что срывая зло на Иисусе, лиходей «заговаривал» свою боль. Такая, дескать, у него была анестезия. Ну, это ещё куда ни шло.
Но вот второй, "Благоразумный"...Он не только ужасно мучился, но и, якобы, многословно увещевал первого разбойника! Такое поведение кажется совершенно невероятным ещё и потому, что расстояние между ними составляло не менее 5-6 метров, надо было выворачивать голову вбок и кричать, хрипеть эти уговоры через голову Христа.
Вдобавок этот второй на удивление много знал об Иисусе: и что Он Бог, и что у Него есть Царство, и даже то, что «Он ничего худого не сделал» (хотя погром в Храме устраивал, держался царём, субботу нарушал, разрушение и беспорядки возвещал, мечами своих вооружал и один из них даже напал на стражу)**

В общем, - какая-то сомнительная получилась история. Так не напутал ли Лука?

Чтобы рассеять всякие сомнения, обратимся к свидетельствам других евангелистов: быть может, они подтвердят рассказ Луки. Как ни странно, никаких следов Благоразумного у них мы не находим: Иоанн о разбойниках не говорит ничего, а у Матфея и Марка ОБА разбойника поносят Христа и никакого раскаяния не проявляют.
Кому же прикажете верить - апостолам Матфею и Иоанну или Луке - хроникёру Павла, «примкнувшего» к апостолам уже после смерти Христа?***

Приходится констатировать, что публичное смирение одного из разбойников, скорее всего, является плодом фантазии писателя.

Иное дело - странное поведение другого, «злобного» преступника.
Все синоптики - Марк, Матфей и Лука - дружно утверждают, что он поносил Христа. За что же? Почему именно Христа, а не второго разбойника или, что было бы уместнее, - Пилата и солдат?
 
Чтобы найти этому объяснение, давайте вспомним, что в Иудее мятежников часто именовали разбойниками. Вполне возможно, что оба распятых были не уголовниками, а неудачливыми бунтарями - например, соратниками Вараввы. Его упоминают все евангелисты, называя то известным узником, то мятежником, то разбойником. Этот Варавва учинил в городе мятеж и оказался в тюрьме, где готовился к смерти. Однако народ, собравшийся на суд, потребовал его освободить, и прокуратор уступил. И тот же народ потребовал распять Иисуса. Его-то за что? Понятно, что Варавву почитали как борца и героя, но почему же люди ополчились на популярного пророка, которого совсем недавно, всего пару дней назад, встречали осанной и пальмовыми ветвями?

Должно быть, тогда, накануне праздника, от Него ожидали чего-то важного и этих ожиданий Он не оправдал.
Тут вспоминается, как возле Тивериады некие люди хотели придти, «взять его и сделать царем», Он ушёл по морю, а на следующий день они опять искали Его... Иисус явно не хотел становиться «царём», то есть вождём радикально настроенных иудеев, и не раз уходил от них то «в страны Тирские и Сидонские», то за Иордан.

Увы! На этот раз скрыться не удалось. Соратники Вараввы ожидали от Сына Божьего мощной поддержки их бунта, а оказались с Ним вместе на кресте.
Вот и «возопили».


=====================================================

    * Так полагают многие эксперты. Это подтверждает и быстрая смерть разбойников, которым
       перебили ноги и тем лишили опоры.
  ** Некоторые указывают, что до казни Иисус и разбойники, возможно, сидели в одной камере и там
       могли познакомиться. Правда, в евангелиях ничего об этом не сказано. Если и побывал Он
       в темнице, то пробыл там совсем недолго - не больше нескольких часов.
*** В отличие от остальных учеников, Иоанн был    о ч е в и д ц е м    казни.

=====================================================