Мой старый-новый Первоуральск

Сергей Домбровский
Первоуральск - Шайтанские заводы
(отрывок)

Мы не спеша прогуливались по уютному тротуару улицы Трубников, похожему на узкую аллею. Из-за растущих по обеим сторонам кустов жёлтой акации (карагана или гороховник) создавалось впечатление уединения. Желая увеличить время сегодняшнего общения, папа предложил более длинный путь, и поэтому мы начали прогулку от профилактория завода Хромпик, что у перекрёстка Гагарина-Трубников.
Пройтись решили до «Домашней кулинарии», мол, по дороге и поговорим, и блинчиками со сметанкой побалуемся, или с топлёным маслицем – тоже вкуснятина! Но это уж кому как – на любителя, короче...

Ну, вот. Идём мы, этак неспеша, вдыхаем ароматы цветущей акации, сада и соснового бора (тогда Корабельная роща была жива), слушаем птичек-кузнечиков. Слева от нас небольшой жилой квартальчик двухэтажных шлакоблочных домов, дальше по ходу район деревянных коттеджей итээровцев.

На обоих углах каждого здания прикреплены новенькие эмалированные, «вечные» таблички – на белом фоне синими цифрами-буквами обозначены улица и номер дома. Справа, через дорогу, коллективный сад, за ним Корабелка. Не доходя до ж/д переезда, городская оранжерея.

У меня шла беззаботная пора летних каникул – скоро поеду на смену в пионерский лагерь «Орлёнок». Папу отправили в отпуск, и через два дня он уезжает в санаторий «Трускавец». Вот у нас с ним появилась и ещё одна причина прогуляться и поговорить перед короткой разлукой.

Я хочу на время прервать воспоминания моего папы и твоего дедушки, Влад, чтобы, по возможности, ярче описать (с пониманием для последующих поколений нашего рода) состояние, обстановку, послевоенный дух этого уральского рабочего города, моей малой родины...

Природа в окрестностях Первоуральска необычайно хороша лесами, реками, увалами, горами. Только маловато бывает погожих дней. И часто уральская погода преподносит сюрпризы: то поздние заморозки весной, то ранние заморозки в конце лета. Помню, как в июне, в начале 60-х, внезапно выпал снег, переломав в городе уйму тополей, а на полях уничтожил всходы сельхозкультур. Здесь почти все лето может стоять сушь с изнурительной жарой, а могут почти все лето идти дожди.

Из природных объектов отмечу замечательную реку Чусовая, городскую речку Нижнюю Шайтанку, озерки-старицы, многочисленные родники, источники и ключи по всей округе. Горы – Волчиха, Пильная, Караульная. Карьеры титаномагнетитовой руды (Магнитки), кварцитного рудника (Динаса).
В Первоуральске есть такие районы: Динас, Ельничный, Магнитка, Талица, Техгород, Хромпик и Центр (Соцгород).

В то время, когда Альберт Витальевич впервые увидел город, Первоуральск представлял собой обширное производственно-фабричное поселение, вобравшее в своё «тело» заводы, цеха, жилые деревянные строения, дороги, мощенные камнем и брусчаткой, множество хаотично расположенных землянок, бараков и фанерных домиков с набивкой из опилок, колхозный рынок у корабельной рощи. По улицам вместо тротуаров были проложены деревянные дорожки-мостки, чтобы горожане могли передвигаться посуху, а не по грязи.

Люди, населяющие городок, как и всюду по стране (и в мире), были разного социального положения. Одна группа, относившаяся к местной знати* - это руководители цехов Новотрубного завода, партийная и административная верхушка (т.н. советская номенклатура). Они жили в 4-х этажных домах, деревянных коттеджах, имели хорошую обстановку в квартирах.

* Например, ярким представителем инженерно-партийной номенклатуры можно назвать Н.А. Тихонова — главного инженера НТЗ в 1940—1947 гг., в дальнейшем занявшего важный государственный пост Председателя Совета Министров СССР.

 «...В ближайшие годы население Первоуральска возрастет до 100 тысяч человек, – сообщала в феврале 1941 года газета «Уральский рабочий». В связи с этим старый город реконструируется в южном направлении. Здесь будут жить рабочие, служащие и инженерно-технические работники заводов: динасового, хромпикового, старого и нового трубных заводов. На главных улицах будут построены двух-, трех- и четырехэтажные дома, предусмотрено строительство Дома Советов, Дома культуры, Дома связи, нескольких школ, больниц, библиотеки и музея. В городе будет водопровод и канализация (надо понимать, что до этого времени население пользовалось колодцами, речками, ключами, прудом верхним и нижним, а отхожие места располагались «на воздухе» - во дворах и огородах). Предполагается также строительство двух парков – центрального на левом берегу городского пруда и районного в Корабельной роще. В феврале 1941 года Коллегия Наркомхоза РСФСР утвердила генеральный проект развития Первоуральска и сейчас город застраивается уже по новому проекту».

«Ряды строителей нового трубного завода в Первоуральске все время пополнялись. Здесь и бывшие крестьяне, и спецпереселенцы (ссыльные на «химии»), и «вербованные» из разных областей страны и эвакуированные из западных регионов Союза.

Многие приезжали с семьями. Поэтому сразу встал вопрос, где людям жить? Жили в бараках и землянках, а идеологи советской архитектуры уже планировали для них новый тип жилья – социалистический город – единый комплекс, включавший в себя жилые и общественные здания, больницы, школы, стадионы, парки и прочие атрибуты скорого социалистического будущего.

За один только 1946 год в кварталах Соцгорода было намечено построить пять 12-квартирных домов, три 36-квартирных дома, 10 индивидуальных коттеджей и шесть одноэтажных общежитий для семейных рабочих».
________________________________________
*Справка по населению: 1735 год - 400 чел., 1799 год – 1250 чел., 1926 год – 9000 чел., 1931 год – 11800 чел., 1939 год – 44000 чел., 1959 год – 90424 чел., 1962 год – 104000 чел., 1983 год – 133000 чел. После развала СССР население Первоуральска пошло на убыль (за редкими годами) и в настоящее время (2021 год) составляет примерно 121000 чел.
________________________________________
 
Начиналось послевоенное строительство (Соцгород, Техгород, парки, клубы, школы, больницы, магазины и всё-всё-всё, что необходимо для нормальной, удобной жизни горожан).

Из-за больших объёмов строительных работ, а по сути возведения нового города и новых цехов Новотрубного завода, в помощь строителям были приданы рабочие спецпоселений (т.н. «химия»). Активно привлекается труд немецких военнопленнных. Отделения лагеря № 476 в Свердловской области были расположены в районах строительства, лесозаготовок и горных разработок. Лагерное отделение № 3 дислоцировалось на окраине Первоуральска в пос. Талица.

Как и на любой строительной площадке, а именно такой площадкой стал весь Первоуральск, техника развела по всему городу непролазную грязь. Весной, осенью и в период дождей это была просто жуть, требующая постоянного ношения резиновых или кирзовых сапог.

У школ, контор, учреждений перед входом всегда стояло одно-два корыта с водой, чтобы люди могли помыть обувь (а школьники, плюс к этому, должны были приносить в мешочках сменную пару обуви, и переобуваться при входе в «храм знаний»).
В Советском Союзе во времена Великой Отечественной войны главной задачей было выжить и победить.
ВЫЖИТЬ И ПОБЕДИТЬ!

Поэтому о комфорте городского устройства, заботе об окружающей экологии, приемлемой для нормальной жизни человека, заводских очистных сооружениях, рекультивации отравленных земель даже речи в то время не велось. Молох войны по своим законам заставил всех работать и выживать, сосредоточившись только на смертельной опасности для всего государства и грозящей уничтожением самого народа.

Отсюда и страшная загазованность уральских городов-тружеников, загрязнение земли, рек и водоёмов. Отсюда и повышенный уровень заболеваний рабочих и горожан.

Но всё начало стремительно меняться после начала бурного городского строительства и уже с середины 50-х город стал выглядеть очень симпатично и уютно.

«Пятидесятые – это время рождения магистрали города, улицы Ватутина. Прямая и широкая, она начиналась строиться в стиле «советского неоклассицизма». На красную линию улицы выходили регулярные прямоугольники кварталов. Жилые кварталы, отходящие от главной улицы на восток и запад, имели свои внутренние композиционные оси, симметричные магистрали. За жилыми зданиями располагались детские учреждения и городские дворы, довольно большие по размеру с замкнутым или полузамкнутым пространством. Нередко внутри они украшались малыми архитектурными формами: фонтанами, декоративными заборами, беседками и ротондами. Какая четкая привязка к местности, какое прекрасное видение перспективы! Улица как будто взлетает, начинаясь относительно невысокими 3-этажными зданиями в нижней точке и лаконично заканчиваясь высокими 5-этажными домами – в верхней. «Улица Ватутина – просто учебник для архитекторов, – считает главный архитектор Первоуральска Андрей Владимирович Саднов. Такую цельную, с единым стилем улицу редко встретишь даже в больших городах. По большому счету – это памятник архитектуры».
 
Итак, в 50-е, 60-е,70-е и до середины 80-х годов картина города рисуется великолепными красками творческого порыва настоящих зодчих. Ошеломляющими темпами идёт бурное строительство, город на глазах хорошеет и начинает светиться красотой, чистотой, архитектурным вкусом. Сердца и души первоуральцев в то время наполнены благими желаниями о будущем, уверенностью в завтрашнем дне, заботой о городе, о своей семье, детях...

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия происходит неожиданная для нас (хотя мы сами парадоксально желали этого) смена системы. Перестройка разрушила, вернее, уничтожила Великое Государство, и уже после переворота, с начала 90-х годов, я в каждый свой приезд с горечью отмечал процессы повсеместного упадка. Город хирел, превращаясь в труху и помойку – «разруха поселилась и в головах» горожан... Одна форма обмана и лицемерия заменена другим видом изощрённой и наглой лжи.

...Хотя в последние три-четыре года (после 2017) фотокартинки из Первоуральска публикуются в Инете весьма симпатичные. Неужели началось возрождение? Дай-то Бог!!!
...