Павлин и Павлинка

Соловьева
Художнице Марье Антоновне Орловской 69 лет.
Долгое время она была классической белорусской портретисткой и  пейзажисткой, но недавно увлеклась творчеством бельгийца Рене Магритт, так глубоко им прониклась, что стала в своих работах смешивать эмоции и интеллект, иллюзии и действительность, театральные действия и ноты жизни.
Я была потрясена, когда увидела её картину «В кинозале»: экспрессия тиоиндиго, интеллектуальные спирали, мелькание квадратов – кадров: синего, розового и зелёного цветов, а в роли бобины, на которую наматывается плёнка, послужила трёхлитровая банка,- и она стала артефактом.
Также Марья транслировала на холст фотографии из фильмов «Свинарка и пастух»,  «Касабланка» и «А зори здесь тихие» - этот способ Марья Антоновна подсмотрела у Энди Уорхола.
Глаза Марьи Антоновны полыхали ярким синим огнём из- под шляпы.
- Влюбилась она, что ли,- подумала я, окинув её стройную фигурку в коротковатой юбке серого цвета, такой же майке и ослепительном белом кардигане…но следы наступающей старости были видны в виде мимических складок у рта и лапчатых бороздок у глаз…
Цветная шляпа художницы идеально сочеталась с такими же узорами в туфлях на высоком каблуке.
- Вы прямо с журнала «На экранах» или «Вот это истории о звёздах»,- ахнула я.
- Сегодня еду на дачу с нашим оформителем выставок Сергеем Артуровичем,- между нами, девочками, говоря…
- Я – стена, я - железный замок, а ключ выброшен в Двину.- А сколько Сергею? Сорок пять, пятьдесят четыре?
- Пятьдесят четыре. И зачем мне старый дед, когда я сама не очень молода,- рассмеялась Мария Антоновна.- Да, влюбляюсь в молодых,- так интереснее жить и полезнее для творчества! Я влюбляюсь тайно, только для себя, чтобы никто не смеялся надо мной.
- Не волнуйтесь, Мария Антоновна, Вам больше 50 никто не даст, а душе Вашей и тридцать не наберётся: Вы у нас – авангард, сюрр, ишь, какие работы стали создавать,- такой прыти от Вас я не ожидала.
- Приходи ко мне через неделю, я закончу свою самую главную  работу: «Киборг и программист», а также поделюсь впечатлениями от совместной поездки на дачу.
Я ослепла, когда увидела работу «Киборг и программист» - вся в серебряной и золотой фольге, тысячи проводков, микросхем, всё было пущено в дело: системный блок - мозг киборга, монитор – лицо, клавиатура – методы и средства управления , мышь- сигналы, идущие от Бога: ведь важнее всего услышать призыва Бога,- чего Бог от нас хочет!
Да, принтер – это задачи перед самим собой, сканер – это идеи, идущие от других людей. А когда человек счастлив? – когда доволен собой, своим окружением, процессом жизни и результатами труда.
Блок питания – это водная и солнечная энергия, процессор – кулёр – неизбежность, жёсткий диск – судьба.
- Хорош Ваш  машинно- человеческий гибрид!
И вот мне рассказывает Марья Антоновна:
- Я, конечно, в глазах Сергея – обеспеченная женщина: и квартира, и машина, и пенсия, и работа…
(Марья Антоновна преподавала в колледже декоративно – прикладное искусство).
- Но я не собираюсь,- и она поправила короткую модную стрижку,- плодить жиголо.
Альфонсы – не моя стихия, сколько бы не было мне лет!
- Я сказала Сергею купить сметану, майонез, колбасу, сыр, хлеб и кофе, а сама испекла два пирога и нажарила огромную гору котлет, и у меня на даче созрели помидоры и огурцы.
Едем. Он ограждает меня от физических усилий: вносит сумки, раскладывает их по полочкам.
Я тоже проявляю заботу: предлагаю из термосов то чай, то кофе.
Выходим из поезда – прошу  пройти пешком четыре километра к даче.
Сергей мне и говорит:
- Как – то я не собирался 4 км идти пешком с вещами.
Мне его реплика не понравилась.
- Подъедем. Десять машин пройдут мимо, одиннадцатая – остановится.
Остановилась вторая – и довезла до самого дома. Я взялась «обалтывать» водителя: щебетала о красотах леса и реки,- о дарах лета. Он собирался свернуть через два километра, а так ласково улыбается мне:
- У вас на дорогу уйдут все силы, будет Вам не до леса и реки. Довезу Вас  до самой дачи.
Водитель- смуглый, стройный, худой, как мне нравится, чей- то муж…
 (Кстати, Сергей – полноватый блондин, среднего роста, с животиком, так уж ему не везёт,- ни на один год не смотрится старше меня. Его принимали всюду либо за моего мужа, либо - за любовника).
Кажется, в таком возрасте внешность не должна играть никакой роли,  а у меня играет!!!Мне  такой тип , как Сергей, полный, рыхлый,не нравится: люблю высоких и худых брюнетов, теперь уже седых.
 Водитель, мой ровесник, денег с меня не взял.
Окрылённая первым успехом, быстро и ловко приготовила обед, достала маленькую бутылку коньяка, налила на донышко коньячных бокалов «Снифтер», похожих на бочонки, но с узким горлышком:
- Для бодрости. Всегда согреваю бокал ладонью, держу во рту - тоже согреваю, - потом пью,- так ощущается аромат любого бренди, так исчезает горечь.
Сергей последовал моему примеру и посмотрел на меня с восхищением, так  смотрят гости  на хорошую хозяйку.
И вот мы идём в лес: я - в тонком чёрном свитере,- хорошо очерчивает грудь, в легинсах – тоже чёрных- с красивыми узорами, легинсы прекрасно облегают мои стройные ножки, белые кроссовки и белая кепка дополняют контрапункты,- так стильно,- Сергей сам предложил мне устроить фотосессию,- вот пять превосходных фотографий!
Сергей в серой ветровке, серой майке, туфлях, и серой  кепке: лицо печально и очень напряжено.
Одет чересчур просто, не жадный, но вынужден экономить каждую копейку. Пофигист!  Сколько зарабатывает, столько и ладно! Боится и не хочет выйти из зоны комфорта.
Раз в месяц он меня балует: то розы принесёт, всегда необычные, то подарит дорогой альбом о художниках, а потом становится очень расчётливым, из экономности, чтобы дожить до зарплаты.
Выяснила, что у него нет ванны.
В областном городе?
Когда в деревне предприимчивые мужчины оборудуют и душевые кабинки, и устанавливают полноценный туалет!!!!!!
Невозможно забраться в чужую черепную коробку и понять, что же там происходит? Он год как развёлся,- может, тоскует по жене… Прожили вместе 16 лет,- женился в первый раз в 38 лет,- довольно поздно! Его жена  моложе Сергея на 10 лет, и  на  2 5 лет меня моложе: прекрасная фора, да ещё с параметрами 60-90-60…
Уверена, что одной красоты мало для счастливой семейной жизни.
Всё, что нажили вместе, Сергеева супруга забрала себе: стиралку, «Зингер», холодильник, плоский жидкокристаллический телевизор, ноутбук,- нагрузила вещами машину и отвезла к своим родителям.
Я же не знаю, зачем он со мной подружился? Интеллектуального общения ему не хватает? Противоположного мужскому - мнения? Женственности? Ну, вот зачем- то приходил раз 60, может, даже покушать, сам себе ленится готовить, а придёт с утра: и позавтракает, и пообедает, и поужинает…К его чести: то фарш принесёт для пирогов, то яблоки и виноград – для шарлотки…
Я ему рассказываю подробности из жизни художников, например, что Шагал родился в пожар, что Кузьма Петров - Водкин был сыном сапожника, а Василий Тропинин- крепостным и сначала для своего барина делал восхитительные торты в виде колясок и поездов для мальчиков, розовых венков – для девочек.
И Сергей меня благодарит за интересные факты и называет наше общение в высшей степени интеллектуальным.
Может быть, идеями поживиться?!!
Он дружит со мной. А разница в возрасте в 15 лет?!!
Я никогда не замечала, чтобы ему нравилась, как женщина: рано уходил, всегда около 20; никогда не пытался до меня дотронуться, приласкать, обнять, поправить причёску.
Но как человек, я ему очень нравилась, он, молчаливец по характеру, признавался:
- Никогда за всю мою жизнь не встречал более возвышенной  женщины.
Правду сказать, и он мне, как мужчина, никогда - никогда не нравился, хотя и моложе меня на 15 лет.
Как человеку, я ему верю всегда. Порядочный.
Но  я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной: дружат либо бывшие любовники, либо – будущие!
В лесу я собрала литр черники, для пирога, Сергей ел ягоды, мне не помогая собирать, потом я наломала веников для будущей бани, берёзовый и дубовый.
Сняла красивые пейзажи на камеру.
Как сговорившись, мне вдыхали пряный, чудный, лесной воздух, настоянный на ветках черники и брусники, малины и вереска.
Попили чаю с пирогами, и я Серёжу прошу покосить во дворе, под яблонями и грушами, - он согласился.
Но без особого удовольствия,- было около 31 градуса жары.
В 19 часов попросил меня постлать ему, и он, к моему удивлению, лёг спать.
Правда, одиночество вдвоём хуже всего…
Я перебрала ягоды, выполола цветники, взяла книгу Михаила Елизарова – русский букер – и прочитала страниц 30 его «Библиотекаря», но без книжной пыли Умберта Эко- читала его «Розу» и умственными нагромождениями философского плана -Хорхе Луи Борхеса, известного прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, читала «Вымышленные истории»…
Михаил Юрьевич -  ИО как у  Лермонтова - Елизаров  эпиграфом избрал слова Андрея Платонова:
- Рабочий человек должен понимать, что вёдер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей.
Я была обижена: ни костра, ни прогулки, ДРУГ улёгся спать.
И начало романа не очень поняла: ностальгия по Советскому Союзу: мол, был такой забытый ныне писатель, ветеран войны, Дмитрий Александрович Громов,- фамилия, как у героя Чехова «Палата №6»- «Счастье , лети», «Дорогами труда», «Нарва», «Серебряный плёс», «Тихие травы» - а теперь, в Безвременье, якобы эти книги стали Книгами Силы, Власти, Ярости, Терпения, Радости, Памяти, Смысла…
Во второй главе шла речь о Лагудове Валериане Михайловиче, организовавшем библиотеку по изучению произведений Громова, убиравшим с пути конкурентов.
В третьей главе речь шла об униженном, пугливом и застенчивом Николае Юрьевиче Шульге, страдавшем тиком, перенёсшем несколько операций, со шрамами на лице,- был неважного мнения о своей внешности, кинул пединститут и завербовался на комсомольскую стройку.
Потом стал промысловиком по пушному зверю, метель загнала в избу. Многовековой таёжный опыт  предупреждал  об опасностях коллективного заточения.
«Книга ярости» или «Дорогами труда» вызвала агрессию, и Шульга убил своих сожителей, расчленил их  и занёс в тайгу. Какие страсти и зверства!
Шульга рассказывал, как при свече читал, а почувствовал «изменённость состояния», будто по всему телу пробежал кипяток.
В тюрьме Шульга был идеальным объектом глумления.
Шульга сдружился с чушками, уборщиками, обиженными и униженными!
Шульга вступил в секцию профилактики нарушений,- перешёл в разряд «козлов»- так называемых зэков, согласившихся сотрудничать с лагерным начальством.
Учитывая хоть и незаконченное, но всё же гуманитарное образование и состояние здоровья  - обострился лицевой тик – Шульгу перевели на работу в библиотеку.
И вот в библиотеке он прочёл Книгу власти Громова  «Лети, счастье»- почувствовал душевную трансформацию, его ум вдруг наполнился  пульсирующим ощущением собственной значимости.
Шульга заметил: благодаря книге он способен диктовать свою волю, и он наказал всех авторитетов руками униженных и опущенных.
Как чмошник начал излучать душевную мощь?
Ночью у Шульги выкрали Книгу Власти.
Выиграв поединок, Шульга нашёл Книгу и властвовал над униженными.
…Уже заря розовела над ольховой рощей, уже сумрак собирался у калитки и все предметы красил в чёрный цвет.
Я легла спать. Долго недоумевала: друг устал? Боится, что я не ТАК истолкую его приезд на мою дачу.
Почему- то я чувствовала себя не в своей тарелке, налила сто граммов коньяка – и сразу уснула.
Завтрак, забота друг о друге, радость общения.
Сергей отпилил засохшие суки у яблонь, обмазал их глиной.
А вечером мы разожгли костёр – и на решётке готовили кабачки, сало, помидоры, хлеб, - было вкусно и красиво.
Я прочитала лекции  о Есенине  и Рерихе,- Сергей был так счастлив, с огромной, как небо, благодарностью впитывал знания.
И вскользь   я коснулась книг Громова и рассказала о том, как они сокрушают черепные коробки, ломают судьбы, зовут на костёр,- скучнейшие производственные романы советского писателя Громова Дмитрия способны наделить читателя сверхъестественными способностями,- за раритетами  охотятся несколько сект библиофилов, за право читать Книгу приходится сражаться с топором…
Я прочитала только тридцать страниц!
Оказалось, что и я, и Сергей – оба оказались павлинами: он хотел, чтобы я влюбилась в него,- и это прибавило бы мужской уверенности ему, а я мечтала, чтобы Сергей полюбил меня…ну, не то,чтобы полюбил, а чтобы я ему нравилась, ох, не хочется стареть, а без любви так скучно!
Зачем мне ему нравиться?
Приятно, когда кто-то сворачивает шею, глотает слюни, а ты идёшь так гордо, непоколебимо…
Но надо смириться с наступающей старостью.
А может, не надо, ни в чём не уступать молодым, быть такой же сильной, кататься на коньках, бегать по эскалатору, быть в курсе всех новинок, и творить, и любить, и сиять…
Леонид Андреев, страшный нытик, писатель трагической судьбы, утверждал:
Нет ничего смешнее, чем плачущий юноша и неунывающий старик…Одной ногой перед бездной, и он хохочет???
Каждый хотел брать?
Отдавать не мечтал никто?
Назавтра мы ходили на собрание садоводов – огородников, где меня избрали председателем, мы составляли Устав, подписывали его у местного начальства,- и Сергей всюду хотел присутствовать, и всё видеть и слышать собственными ушами.
Потом пошли купаться на речку.
Видели несколько моих знакомых,- Сергей вёл себя уверенно, всем пожимал руку,- все его принимали за моего любовника.
Его это не смущало.
Смущало меня : мои же знакомые!
Сергей красиво, с разбега, нырнул в реку, завопил от холода и выбрался на мостик.
Он мне потом признался, что был поражён моим поведением: я плавала  и брассом, и кролем, и баттерфляем,- и пробыла в воде ледяной около полчаса.
Как приятно было греться на солнце!
Заодно мы изучили фигуры друг друга!
Это неизбежно, -когда живёшь в одном доме!
То ночью выйдешь через комнату до ветра, то появишься  в предбаннике  из горячей бани в купальнике, то замотанной в простыню…
Да, как- то мы становились ближе …поневоле.
Назавтра Сергей топил баню: носил воду на коромысле из речки, выискивал среди кустарников валежник: сваленный бурей бурелом, срубленные и оставленные в лесу деревья,- насобирал целую гору!
После бани попросил сделать ему массаж!
Сделала!
Нужно же снять боль!
Он предложил в ответ:
- Надо же отдавать то, что сам получил.
- Нет, не надо, я не хочу, спасибо.
Этот вечер был весёлым и непритязательным!
Мы много шутили и веселились, как дети.
Назавтра я навела порядок во всех трёх комнатах дачи, приготовила завтрак, полюбовалась видами природы,- и мы поехали на автобусе в Витебск.
Я попросила Сергея одолжить мне 120 рублей заплатить за квартиру – одолжил!
Это же летом!120- два дорогих и красивых костюма, или один супер- пупер утюг!
А зимой я плачу 300!!!Это полстиралки, или полхолодильника! Немало! Дом из какого- то немецкого туфа: в жару в нём прохладно, а зимой - нехолодно, тепло!
Наверно, я буду работать пожизненно!
Первые пять дней Сергей мне звонил по три - четыре раза в день, пришёл в воскресенье, сделал две рамки для картин, прикрепил вешалку,- и исчез!
Он уже ни один раз исчезал!
Я написала ему:
-Серёжечка, у Вас всё хорошо?
Он в вайбер редко заглядывает, отключает ради экономии, сидит в «Телеграмме»…
Правда, уходя спросил:
- Ну, это же хорошо, что у вас есть такой друг, как я…
Очень хорошо, всегда рада…
Спасибо, что одолжил деньги. Вечная моя благодарность, что съездил на дачу и помог!!!
Так – кто мы? Друзья?
-  Время покажет, Марья Антоновна,- вздохнула я,- зачем- то ходил целый год, а человека 50 лет в одно мгновенье не прочитаешь…