Каин и Авель. Плод греха. Каинова печать

Славен Любомиров
1. 1) Адам и Ева были изгнаны из Рая после нарушения Божьей Заповеди – Не вкушать плод с древа познания добра и зла, ибо это грозило им смертью.*

Дело в том, что о добре и зле, о смерти, Адам  и Ева знали со слов БОГА, но  опытно знали только добро и ещё не были готовы к встрече со злом. И Господь хотел уберечь их от опасности.

2) Древний Змий (диавол) соблазнил Еву лживым обещанием, что, когда они вкусят плод, то станут как Боги.
Он также оклеветал БОГА, мол, БОГ не желает, чтобы они были как Боги, поэтому запрещает им  есть плоды с древа познания добра и зла.

3) Доверчивые, как все русские люди,  Адам и Ева поверили Змию.
 Заметим, что нелепо говорить о национальности Адама и Евы, ибо все будущие национальности как образы присутствовали в прародителях, в том числе, образы русских людей.
Здесь имеется ввиду, что русские люди, видимо,  унаследовали доверчивость и некоторую наивность от своих прародителей, что и тем, и другим принесло немало разочарований и бед.

Итак, грехопадение свершилось и повредило природу прародителей, а в них – природу всего человечества.

Адам и Ева остались физически живыми, но духовно умерли, т.е. их покинул Святой Дух и в них вселился злой дух древнего Змия.

 4) После грехопадения, Адам и Ева  не раскаялись в своём грехе, но, спрятались от БОГА, боясь встречи с НИМ.

Иногда люди надеются, что БОГ не заметит их греха или можно избежать наказания, «спрятавшись» от ВСЕВЫШНЕГО. Какая наивность!

Никто и ничто не укроется  от Всемогущего и Всеведущего ТВОРЦА. Для НЕГО всё тайное – явно, и всякий нераскаянный грех будет наказан, ибо БОГ справедлив.

Но БОГ не только справедлив, но и милостив, ибо дал людям средство, уничтожающее грех, это – искреннее покаяние. Каждый может исцелиться от греха и избежать наказания, была бы воля и желание, а Господь всегда поможет.

5) Когда разговор с БОГОМ всё-таки состоялся, Адам и Ева не покаялись в грехе, но пытались переложить  свою вину на других: Адам - на Еву (А была ли любовь?!)), Ева - на  змия. Более того, Адам  дерзко обвинил  БОГА в своём грехопадении.

Похоже, что уходили они из Рая  без слёз и раскаяния,  уверенные в своей «правоте» и «несправедливости» БОГА, в гордыне своей ощущая себя «богами», как им и обещал Древний змий.
Плодом их греха богоотступничества, гордыни и нераскаянности станет их первенец Каин – убийца своего брата.

6) Земля, вся природа, повреждённая сатанинским грехом прародителей (желанием стать богами без БОГА), ополчилась на них и не признавала их Царями природы, которыми они были по Воле Божьей в Раю.
 Отныне их ждал тяжкий труд «в поте лица», страдания и опасности.

2.  1) Каин был первенцем у Адама и Евы, в которых сильны были последствия нераскаянного греха - духовная порча и присутствие в них злого духа от Змия.

Ева, заблуждалась, говоря о Каине: «Приобрела я человека от Господа».
Св. Ап. Иоанн ясно показывает связь Каина со Змием: «Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3,12). То есть, духовный образ Каина формировал злой дух, вселившийся после грехопадения в Еву и Адама.
       
 Каин был рождён в грехе, ему передался последствия нераскаянного греха родителей.
Причём, не половой акт мужа и жены при зачатии является грехом, а их состояние нераскаянных  грешников.

Последствия греха известны – болезни телесные, душевные, духовные и, не приведи Господи, смерть.
Поэтому так важно родителям перед зачатием, во время беременности и после рождения младенца чаще исповедоваться и Причащаться.
      
2) Болезни душевные, духовные, как и  телесные, часто передаются по наследству не только от родителей.
Так нераскаянные грехи предков проявляются у  потомков склонностью к греху, их неспособностью властвовать над своими страстями и похотями, противостоять соблазнам и искушениям.

Сказано: « Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.» (Исх.20,5-6)

Другими словами: наказание нераскаянных грешников заключается, в том числе,  наследственной передаче духовной и телесной порчи до 3-4 колена, а милость к  любящим БОГА – распространяется на тысячи их родов.

3. Со временем, Адам и Ева, познавшие страдания, любовь друг к другу, к своим детям, раскаялись в своих грехах.
Они родили сына Авеля, который был плодом их покаяния, и с должным почтением относился к БОГУ.

1) Каин был  старшим братом Авеля и привык, учитывая своё первородство и опытность,  быть более уважаемым и во всём превосходить  своего младшего брата.
Но, однажды, во время приношения жертвы БОГУ, случилось непредвиденное. **
 
Авель оказал большее почтение БОГУ, и БОГ принял (призрел) его жертву  благосклонно, а скупое подношение Каина отказался принять.

БОГ ни в чём не нуждается, но для Него важно, с какими мыслями и чувствами, с каким сердцем приносится  жертва. Если сердце и мысли не чисты, а чувства низменны и недостойны, то зачем такое подношение?

2) Каину передался злобный дух древнего Змия  от рождения у нераскаянных родителей, и семя зла пустило в нём корни.

Каин почувствовал себя униженным и оскорблённым. Он пришёл в ярость на брата, его уязвлённое самолюбие и гордыня требовали  отмщения.
 
Напрасны были увещевания БОГА, Каин не желал ничего слышать.  В нём кипела  обида и зависть, гнев на брата и раздражение на БОГА.
Единственно, чего в нём  не было -  раскаяния в своих недобрых чувствах, и в том, что он, Каин, проявил жадность и скупость и не оказал достаточного почтения Творцу.

3) Каин обвинял Авеля в своём «унижении». Мысль о том, что над ним будут смеяться родственники, приводила его в бешенство и исступление. Ненависть Каина   была столь  велика, что он замыслил убийство  своего брата.

Распалил недостойные злобные чувства и  вложил безумную мысль об убийстве, конечно же, диавол, но принял их и  совершил злодеяние Каин. За что и должен понести наказание.

С этого момента он и всё его потомство было обречено на гибель.

4) Но Господь не спешил. Он дал Каину время и возможность покаяться. Зная всё, БОГ спрашивает Каина: где Авель, брат твой?
Однако, тот с бесовской дерзостью и бесстыдством отвечает: не знаю; разве я сторож брату моему?

4) БОГ возмущён преступлением и ложью Каина, и изгоняет его с этой земли: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
 
Каин и после наказания не испытывает раскаяния за убийство брата, но страх за свою жизнь сводит его с ума настолько,  что он обвиняет  Бога в несправедливости.
Он жалуется БОГУ на Самого БОГА: «И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, Ты сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4,13–14).

Каждый судит по себе – убийца видит во всех «убийц». Между тем, «всякмй», кого он считает возможными убийцами – это его братья и сестры, дети и внуки его отца и матери, Адама и Евы.

Господь БОГ Милостив и откликается на всякую просьбу и жалобу, но ОН - Справедлив, и не может оставить злодеяние без наказания в назидание другим.

Чтобы Каина не убили, Господь возвещает, что «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро», и  ставит на нём «печать» (знамение, знак), чтобы  его узнавали все как Каина-братоубийцу.

4) Но почему Господь не хотел убийства злодея?  И что же это такое  - «печать Каина»?
 
На первый вопрос ответить легко.
- БОГ не желает, чтобы убийства на земле  продолжались.
- Господь даёт время Каину для раскаяния и спасения его души.
Говорит Господь Бог: «…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…» Иез.33,11
- Люди не должны мстить за свои обиды, тем более убийством. Бог Сам решает: чем воздать обидчику, наказывать его за совершенное (и как) или нет.
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» . (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12,ст.19).

5) Второй вопрос сложнее. Что такое - Каинова печать? Почему всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро?

Считается большим грехом «обижать»  тех, кто наказан («обижен») БОГОМ. Это либо душевно больные, либо умственно или физически неполноценные.
 Чем конкретно был наказан Каин, какой «печатью» отмечен – в Библии не уточняется.

Но можно предположить, что это было мучительное для Каина состояние,  а для окружающих - тягостное зрелище. Возможно. это были эпилептические припадки, психические отклонения, одержимость, телесные увечья.

 6) Иоанн Златоуст писал, что Каином овладела некая телесная слабость, плоть его все время дрожала, тем самым напоминая остальным об опасности и последствиях греха (Иоанн Златоуст «Против иудеев»).

Священник Даниил Сысоев в книге «Летопись начала» (гл.4,стр.200-201) приводит фрагменты  из Септуагинты. По свидетельству перевода 70-ти толковников (С.), знамение состояло в том, что из груди Каина всегда вырывались стоны, а сам он все время тряс головой и правой рукой, которой он убил брата.
«Благодаря сему трясению правой руки Каин ее ни поднести к устам своим с пищей не мог, ни делать вообще что-либо».(8.С.69)

Предание рассказывает, что братоубийцу всегда преследовали кошмары: то он слышал голос Авеля, спрашивающего: «за что ты меня убил?», то в небесах он видел грозных ангелов, готовых погубить его. Над ним часто гремели молнии с громами, а земля сотрясалась под ногами его, не желая его носить. (8.С.69)
Вот такое страшное клеймо и  проклятие  легло на Каина.

Мучительная жизнь Каина и гибель всего его рода – цена за гордыню, зависть, братоубийство, богоотступничество и нераскаянные грехи.

7) Адаму и Еве,  их потомкам предстояло много пострадать и научиться противостоять греху и злу, любить друг друга, своих детей, Господа БОГА.
 Только  тогда в души, очищенные раскаянием, страданием и любовью, через жертвенный подвиг Христа наконец вернулась, утраченная прародителями, благодать Святого Духа.

Примечание
*Быт.3
**Быт.4.1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.3 Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Господу,4 и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. 6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё?  7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.  9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 10 И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;   11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;  12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. 13 И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. 15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.