Так было...

Владимир Мишин 2
Бабушек и дедушек у Вовки не было. Но он и не замечал этого. Зато соседи были без детей и очень старенькими. Нина Ефимовна и Соломон Яковлевич.  У них была красивая пушистая кошка Василиса. Эта кошка , как собачонка ходила за Ефимовной, гордо задрав, как павлин, свой пушистый хвост. Ефимовна выводила ее на улицу на поводке. Кошка ходила в вязанных носочках и колокольчиком на шее. Ефимовна была уже на пенсии, но еще преподавала в школе немецкий язык. Все знали, что она почти глухая. Когда она слушала ответы учеников, то приставляла медный слуховой рожок к уху. Ученики громко говорили ,почти кричали ей в ухо. Ставила она всегда две оценки. Подсказки с других парт она не слышала, поэтому оценки были такими: Читал - посредственно. Переводил - хорошо. Соломон Яковлевич был профессиональным фотографом. А лет им было уже под 80. Дом наш был Сталинского типа, где каждая комната запиралась на ключ. Многие квартиры были коммунальными на два или три хозяина. Нам повезло. Отцу дали двухкомнатную квартиру на 5 человек. Три ребенка в семье в 50-е годы было нормой. Многодетными были семьи с 5- ю  8 ребятишками. Кухни были большими. Дом был печного типа , правда отопление было не от печки , а паровое  с чугунными  батареями в каждой комнате. Печь и духовку топили дровами или углем. У каждого хозяина в подвале была своя стайка в которой поначалу хранили уголь и дрова. В 60-х многие жильцы обзавелись электроплитками и печи стали ломать. Кухни сразу становились на 4 квадратных метра больше и стали по 20 метров!
В соседнем подъезде жил Петька Демьянов. В семье было восемь детей. Петька был старшим. Ему было 15 лет, но учился он в пятом классе . Два раза оставался на второй год. Он учился с младшим братом Колькой, которому было уже 13 в одном классе. Колька учился получше Петьки. А остальные ребятишки были девчонками.  Самой младшей была Нюша. Ей было всего 2 годика, но она очень шустро бегала. Эта семья жила очень бедно. Отец с матерью были инвалиды. Жили на инвалидную пенсию и пособие за детей. Этого бы возможно хватало, но мать умудрялась почти половину денег пропивать. Колька и Петька постоянно собирали бутылки и сдавали их, как стеклотару по 12 копеек за бутылку. Каждый день сдавали на 3- 4 рубля. На это и жили и еще кормили младших. На всю семью у них было всего три пары валенок. Зимой жили почти  впроголодь, зато летом... Летом Петька "честно" приворовывал, особенно на пляже. Он воровал добротные новые штаны и рубахи у чужих пацанов, но оставлял взамен свои поношенные. - Это не воровство, а обмен -убеждал нас Петька. Им родители новые купят, а нам с Колькой нет... Но Петька никогда не попадался милиционерам. Его всегда выручали друзья - пацаны, а друзей у Петьки был весь двор. А еще Петька выигрывал у взрослых в "чику" , когда играли на деньги и на кон ставили по 15 копеек. Мы обычно были болельщиками и защитниками Петьки, особенно когда проигравшие пытались побить и отобрать деньги. Тут мы гурьбой набрасывались на старших пацанов и лупили их даже палками. Доставалось конечно и нам, но нас всегда было больше. И тактика у нас была точная. Сначала нападали на самых сильных со всех сторон , а слабые сами разбегались... Раз в неделю к нам во двор приезжал дядя Митя на лошади с телегой. Он собирал тряпки и за них давал ребятишкам шарики. Петьке он всегда отдавал узел с детской одеждой. В этой одежке Петькины сестрички и ходили. Вот так и жили. Это было в начале 60-х.
  Прошло уже много лет с тех пор. Мой друг Петька в 1980 погиб в Афгане. Колька Воспитал всех девчонок и выдал замуж. Сам выучился и работал начальником цеха...
 Уехал потом с женой в Братск. А Анна (Нюша) живет в этом старом доме, в этой квартире с мужем и тремя детьми. Недавно родился внук.