О самоорганизации русских

Виктор Постников
 Неспособность русских самоорганизоваться известный факт истории.  Чем выше интеллект у русских, тем сложнее им найти общую основу для объединения .  Поэты, писатели, художники творили в одиночестве.  Взаимное неприятие также известно (почитайте  Мережковского «Русская поэзия и русская культура»).  То же самое относится к политикам.    Нет ни одной  сколько-нибудь стоящей идеи, которая могла бы скрепить население и превратить его в «народ».  В этом месте обычно приводят пример отечественных войн  в связи с нашествиями ( Чингиз-хан, Наполеон, Гитлер).   Но это вряд ли можно отнести к разряду «великих идей», о чем  упоминал уже Пушкин.  Это элементарное выживание.  О самосохранении думали прежде всего власть имущие.  Им было что защищать: власть, имущество.  Чувствуя свою моральную неполноценность, власти потянулись  «за скрепами». Но ничего так и не нашли.  Но меткому выражению Герцена, «коляски оказались пустыми».

То же самое происходит сегодня, столетия спустя.
 Централизация власти в советский период еще дальше подорвала способность людей к самоорганизации. Идея социализма -  по сути идея о самоорганизации и самоуправлении -  была полностью дискредитирована властью. Любое несанкционированное объединение казалось подозрительным и   мгновенно пресекалось.  Это касалось даже таких безобидных увлечений как творчество Рериха, йога или  восточная философия .  (Впрочем,  в буддизме предлагаются довольно провокативные идеи)  Мой знакомый философ-кришнаит  был арестован в начале 80-х за распространение  философских сочинений и насильно помещен в психиатрическую больницу  с диагнозом шизофрения, где он пробыл около года. Только благодаря горбачевской перестройке он вышел на свободу.   Меня лично бог миловал. Но в этом скорее заслуга моего отца, которого не посмели  тронуть.

Почему  преступникам  легче самоорганизоваться? 
Очевидно, потому что они не сомневаются в своих преступных намерениях, не задают  друг другу лишних вопросов и купаются в беззаконии.