Соседи. Читаем Дневник

Мария Владимировна Романова
Соседи

Читаем Дневник. 1968 год

Уже поздно возвращаться назад, чтобы всё правильно начать, но ещё не поздно устремиться вперёд, чтобы правильно закончить.
 Ошо

     Когда то в доме была гимназия, и улица называлась Мощеная.  Дом стоял покоем, с внутренним двориком и ограждением. Получалось, у нас был собственный двор. Мы привыкли в Днепродзержинске, что стояли лавочки, столики, соседки сидели весь день гуляя, дворы были пусть не такие шикарные, но чистые, с деревьями, детской каруселью. Здесь же , дворик был неухоженный,  ни одной скамейки, только посреди шикарный куст сирени. Обычный польский дом, с общим балконом , на который выходили жильцы и переговаривались . И вот опять то же ощущение, люди живут в одной секунде, будто зашли сюда, чтобы вновь куда то уйти . А мы жили в Днепродзержинске оседло, приземленно, основательно, создавая уют и домовитость во всем .
     На первом этаже жили местные, одна квартира коммунальная на три хозяина, остальные полноценные квартиры. Правда, среди местных , жила семья евреев Розенблатов, они были закройшики платья и шляпники. Дочь взрослая Римма и сын. Римма всегда была модно одета благодаря маме. Вот об одном жильце первого этажа,мне хотелось бы немного остановиться и рассказать. В коммунальной квартире,аккурат окна выходили на улицу, жили три квартиросъёмщика , и один жилец был особенно интересен. На тот момент это был древний старик, потерявший разум. Он жил один, из дома не выходил. Говорили соседи, что комната была очень грязная и захламленная. А вот когда то, этот старик был блестящим польским офицером, из шляхетского рода, внешности очень привлекательной для дам. Соответственно , им он кружил головы, семьи не создал, жил легко и радостно. Я отчего то так и представляю его - высокий, шатен с красивыми усиками. Офицерская форма, отчего то с саблей на боку, лишь делала его образ ещё интереснее. Грустно.
     Второй этаж, где мы жили, был русскоязычным, и жили рядом две семьи ,у которых сыновья служили в Чехословакии и ГДР.  А здесь обитали их матери с внуками.
Дальше жила вообще интернациональная семья - глава семьи офицер советской армии, родом из Владимира, женившийся на польке по имени Роза. У них была дочь Таня ,моя подружка и сын Владимир ,который на тот момент служил в СА. Он в каком то селе встретил девушку и женился. Роза секретничала с мамой моей, жалуясь на долю. Мол, нашел украинку, ещё и поповну, дочь священника в том селе.  Вскоре она поселилась в городскрй квартире родителей,  с родившимся младенцем от Владимира . Это была тяжеловесная девушка, по имени Женя,  от природы брюнетка, но перекрашена в блондинку, с вечно отросшими черными корнями волос. Она возилась с ребенком ,говорила как все в семье на русском,и как то легко влилась в общую жизнь нашего дома. Девочка Таня была рыженькой, с веснушками, типичное лицо девушки откуда то с центральных областей России. Я помню, Роза маме рассказывала, что были ее родственники из Польши в гостях, восторгались жизнью в СССР. Говорили, что мы живём просто очень хорошо, у нас же хлеб практически бесплатно! Так мы узнавали новые миры.
     И угловая квартира , в которой обитала семья Шаповаловых , две взрослые девушки и родители. Одна некрасивая , в очках , вечно что то зубрила, учила. А вторая Галя, симпатичная веселушка, училась в 10 классе и имела личного ухажёра. Отец семейства был важным человеком, директором рынка.
Мы были уроженцами Юго востока и центральных областей Украины, жили диаспорой. Все эти национальные галицийские распри нас даже не касались.
     Все мы дети ,  играли в свои игры, хорошо дружили и хотелось бы рассказать ещё об одном старичке. Рядом с нашим домом был маленький сквер. Ивы клонились к земле, полукругом стояли скамейки, и каждый день на лавочке сидел один седой старик с палочкой. Седые волосы, хорошая осанка, благородство в лице выдавали в нем аристократическое происхождение. Он просто сидел , чертил на песке какие то линии.
     На нашем втором этаже жила  Ада, одинокая еврейка, с грустным тоскливым взглядом , отражающим всю боль веков их народа. Возможно что ее предки подверглись гонениям во время , когда националистически настроенные местные граждане устраивали террор еврейскому населению городов . Сын ее служил в армии, Ада отчего то ходила так, будто ее кто то угнетал или она чего то боялась. Тихая, незаметная, с каким то испугом в лице. Она также секретничала с моей мамой , о чем то жалуясь. Видимо моя мама вызывала доверие,не иначе. Так вот у Ады в комнатке был телевизор. А тогда показывали новый фильм ,,Судьба резидента,, , с актерами Жженоввм, Ножкиным, Мирошниченко. Мы, не имея телевизора, ходили к Аде смотреть очередную серию фильма.
     Тогда все были под впечатлением, и мы дети , играли в шпионские игры. Отчего то нам придумалось, что этот безобидный старичок был шпион, чертил на песке своей тростью какие то шифрованные послания. Когда он поднимался и уходил, мы шли следом, периодически, как настоящие следопыты, отворачиваясь и ведя слежение через зеркальце. Диво дивное, мы отчего то верили в эту всю детскую ерунду.



4 февраля 2023 г.