Черновы-26. Теплоход Донецкий Комсомолец

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/10/1908. Предыдущая глава –http://proza.ru/2023/01/18/1953


Так своевременно предложенный Малышеву   сухогруз «Донецкий комсомолец» не был для него совершенно незнакомым. На судах этого  типа он не раз уже работал, подменяя штатных вторых помощников – по два, по три, по четыре месяца. Средних размеров (длина сто тридцать метров), как раз для Азовского моря и небольших средиземноморских портов, оно ему очень нравилось. Нравились его мореходные качества, нравились широкие возможности выгрузки судовыми стрелами. Всё было на нём удобно и продумано. Закрепиться на длительную работу на таком судне старпомом было большой удачей, и Слава её упускать не хотел.

В отделе кадров ему так и сказали: «Хватит тебе, Малышев, других подменять. Пора постоянный пароход получить. Ткаченко три года с судна почти не сходил, зато теперь капитаном на «Донецком металлурге». А Ковальчук, который сейчас на борту, человек пожилой. Его медкомиссия только на шесть месяцев в море пускает. Так что принимай судно, обживай его и работай. Капитан – твой хороший знакомый, он тебя к себе и потребовал».

- Какой капитан? Вы о ком говорите, Сергей Петрович?
- О Тимофееве. Помнишь такого?
- Как не помню, крёстный отец мой! Во льдах на Севере с ним ходил в первом рейсе после училища.
- Вот он тебя и выбрал, когда я ему фамилии трех кандидатов прислал. Через неделю «Комсомолец» в порт приходит, хватит тебе времени аттестацию на старпома пройти?
- Пройду, Сергей Петрович, не беспокойтесь, не подведу. И аттестацию пройду, и медкомиссию, выписывайте направления.

Пять лет работы вторым помощником, ответственным за груз и грузовые операции, стали прекрасной школой для Малышева, но у старпома на судне были совершенно другие обязанности, ещё более хлопотные, важные и ответственные.
 
Слава прекрасно знал, что старший помощник отвечает за организацию вахтенной службы, за состояние и готовность к использованию противопожарных и спасательных средств, за состояние корпуса судна, грузовых трюмов и танков, швартовных и якорных устройств. Организует подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, планирует и проводит тех учёбу, контролирует работу обслуживающего персонала... и много ещё чего, всего сразу и не перечислишь.
 
А самое главное, он должен быть именно старшим помощником, чтобы заменить капитана в случае его отсутствия или болезни. Пока что, однако, к тому, чтобы заменить капитана, Станислав готов не был и хорошо это понимал. Для того, чтобы стать настоящим старпомом, ему нужно было ещё учиться и учиться. И хорошо, что первое время рядом с ним будет такой "зубр", как Тимофеев.

Времени свободного у старпома совсем нет, если серьёзно к делу относиться, но Славе как раз это и нужно было, чтобы выбросить из головы Наташу, бывшую уже свою жену. А сына, Вовку своего, он вспоминал часто и знал, что живёт он с дедушкой и бабушкой, ходит всё в ту же школу, учится хорошо, а балуется в меру. Присмотрен и накормлен. Иногда он звонил тестю, говорил со всеми понемногу, только с Наташей никогда не разговаривал и ничего про неё не спрашивал. Не хотел ничего знать.

 Бухгалтерия, согласно исполнительного листу, высчитывала законные алименты, а в портах Слава покупал сыну подарки, которые могли его порадовать. О других женщинах он пока не думал. Некогда было, да и незачем. Один раз поторопился, хватит.
 
С отделом кадров Слава договорился, что отдохнёт только два-три месяца и на судно обязательно вернётся. «Донецкий Комсомолец» он уже воспринимал как родной. Отпуск свой Малышев начал с того, что заехал на полдня к Черновым забрать сына с собой на оставшиеся летние две недели в Туапсе. Больше в Ростове ему делать было нечего. Видеться с общими с Наташей знакомыми совершенно не хотелось, а однокурсники разлетелись в разные стороны, связь почти со всеми разорвалась.

Последние полмесяца августа провели с сыном у моря, в родительском доме. Дедушка и бабушка, которые Вовку почти не знали, были счастливы, и каждый день планировали заранее с тем, чтобы он запомнился внуку надолго. Дни в августе стояли жаркие и солнечные. Ежедневно купались, брали напрокат вёсельную лодку, ездили на морскую рыбалку, катались на глиссере, ходили в горный поход, на машине съездили в Сочи и на озеро Рица.

Только тридцатого августа Слава отвёз Вовку в Ростов и сразу уехал, хотя Черновы предлагали ему погостить, продлить время пребывания с сыном. Но оставаться он не захотел. Поблагодарил и отказался, простился до следующего лета.

А позже оказалось, что прошедшие дни так и остались ярким пятном в воспоминаниях. Оставшееся до возвращения на судно время уже не летело – тянулось. Дома, в родительской квартире, не сиделось. Ни одного, по настоящему, близкого друга, в Туапсе у него не осталось - слишком рано уехал в свою мореходку. Пару дней Слава гулял по Туапсе в одиночестве, вспоминая детство. Потом решил вернуться к пляжному отдыху и стал бегать на море каждое утро, но через неделю и это надоело.

Съездил на электричке  в Лазаревское, где когда-то отдыхал, но там всё изменилось до неузнаваемости. Купив рюкзак, прошёл по морскому побережью к скале Киселёва, где не был с детства, прошёл и по каньону реки Бешенка. Красивейшие места не доставляли ему радости. «Скорей бы уж вызвали на судно», - постоянно думал Слава, и, наконец, не выдержал, позвонил инспектору отдела кадров.

- Чего тебе, Малышев, неймётся? Девять месяцев отработал, отдыхай! Я ведь тебе пообещал вызвать через три месяца. Обещал – вызову!
- Наотдыхался уже, Сергей Петрович. По работе соскучился.
- Так занято твоё место! Не могу же я Пантелеева снять только потому, что тебе дома не сидится! Так не делается, Малышев! - Сергей Петрович помолчал, - ну, если хочешь, пошлю тебя в твою мореходку на курсы повышения квалификации, тебе как раз и полезно будет, как начинающему старпому. Записывать? Тогда приезжай скорее, уже опаздываешь!

«Другое же дело!» - настроение Славы резко изменилось. Постылый Ростов заиграл вдруг новыми красками и поманил его возможностью вспомнить свои училищные годы, возможностью использовать свободный месяц для пополнения багажа знаний, которые совсем не лишними будут на судне. Да и с Вовкой он будет видеться в любое время, препятствий ему никто в этом чинить не будет. А жить будет в экипаже, как раньше, не на диванчике у тещи!

Продолжение следует - http://proza.ru/2023/02/06/1613