Слово о иконе

Протоиерей Игорь Бобриков
Стихотворение Владимира Васильевича Карлова.

Отчий дом мой пустой и заброшенный
Одиноко встречая рассвет,
Белым снегом стоит запорошенный,
Буд-то ворохом прожитых лет.
Только я не без имени-отчества,
Сердце ранит вдруг острая боль,
Годы юности, годы отрочества,
Вспоминаются мне исподволь.
Здесь когда то звучал голос матери,
Смех и радостный говор отца.
Не в отцовском, я помню характере,
Чтоб не встретить меня у крыльца.
Но лежит белый снег незапятнанный,
Слепит вспыхнувший солнечный блик,
И, за мутными стёклами спрятанный
Чей то скорбный мне чудится лик.
Я, видением этим обманутый,
Слышу, душу пронзающий крик.
Мне глаголет, в молитве помянутый,
На иконе суровый старик.
Как укор для меня, как знамение,
Он нарушил рассветный покой.
И невольно встаю на колени я,
И крещусь неумелой рукой.
Отчий дом мой, всё чаще мне хочется
Возвращаться с тобой как во сне
В годы юности, в годы отрочества
И зимой тосковать о весне

Вот настрой, вот настроение. И крик от иконы! Автор слышит душой этот укор, воспринимает его. Он вместе с этим «суровым стариком». Они понимают друг друга
Это икона. Она жива.
Икона.
Икона –слово из греческого языка и имеет несколько значений (Изображение. Образ. Мысленный образ, Представление, Видение, Уподобление)  сливающихся в одно смысловое понятие. Ныне этот смысл утерян, упрощён. В русском языке слово икона закрепилось за священным изображением, как за предметом церковного, богослужебного и бытового почитания. Когда вместо слова икона употребляют слово ОБРАЗА, это несколько ближе к обозначению мысленного представления о предмете. Но всё же такого разделения в греческом языке не было.
И при всех различиях значений можно определить два главных смысловых:  -это изображение и мысленный образ.
Уже в первой главе Священного писания мы читаем «И сотвори Бог человека по образу Божию  сотвори его». Т.е. Адам это образ, икона Бога. Грехопадение затмило и скрыло бого-образ-ие первого человека, сделало образ Божий в нём неясным, почти неразличимым. И потомство Адам уже произвёл по своему образу! «Адам… роди сына по виду своему и образу своему» ( Быт. 5:3). Чувствуете разницу?  В Новом Завете слово икона неоднократно употребляется по отношению к воплотившемуся Слову. И Апостол  Павел пишет, что Иисус Христос «есть образ бога невидимого» (Кол.1:15, 1Кор. 11:7, 2Кор.4:4). Первый человек сотворён по образу Божию, а этот Образ есть Иисус Христос Логос. Адам, следовательно, сотворён по предвечному Первообразу-Слову Божию Иисусу Христу.
Человек сотворён и по подобию. И образ Божий невозможно утратить. Он принадлежит самой сущности человека, он дан человеку. как залог его причастности к Богу, к вечной жизни, этот залог может быть поруган человеком. Отвергнут им всей своей жизнью, но не может быть совершенно утрачен им или отнят. Очистить в себе образ Божий –это значит вернуть утраченное подобие Первообразу. Поэтому и святые, восстановившие в себе образ небесный. именуются Церковью пре-подобными. Мы знаем,  святой Лука написал первую икону. Писал с натуры, словно  портрет. Но уже самой Матерью Божией было предназначено иметь изображению силу изображённого.
Добавим немного из научной терминологии. Не помешает.
Икона имеет смысл:
Богословский. « Для того,  что изображено на иконе, есть Первообраз, и смотрящий на икону видит перед собой Первообраз.  Поэтому почитание или не почитание иконного изображения, поклонение или не поклонение образу- падает и на Первообраз. И. если иконою изображён  Господь, -на Господа» (Феодор Студит. Добротолюбие 1992: 4, 364).
Вероучительный. «..ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» . «Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью. Тот не исповедует, что он был видим во плоти: ибо быть видиму во плоти и быть предметом, доступным для иконного изображения, есть одно и тоже» (Феодор Студит. Там же.)
Сотериологический. Афанасий Великий говорил, что спасение человека, это воссоздание, обновление в нём образа Божия. Оно не могло совершиться через людей, потому что сами они сотворены по образу; не могло через ангелов, потому что они не образы. Посему-то Божие Слово пришло самолично. Чтобы Ему, как Отчему Образу.можно было воссоздать по образу  сотворённого человека.
Философский. Сверхчувственное до известной степени способно отражаться в чувственном и материальном, писал преподобный Иоанн Дамаскин. И «то, что невозможно нам видеть телесными очами, -добавлял Иосиф Волоцкий, -мы созерцаем духом в иконном изображении».
Дидактический. Икона способна своими линиями и красками проповедовать людям тоже самое церковное учение, которое выражено словом. Иконы, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «заменяют неграмотным книги и являются немолчным  вестником чести святых, научая беззвучным голосом созерцающих их и освящая зрение.
Воспитательный. Иконы святых  как друзей Божиих, изображение их подвигов и страданий необходимо иметь также для того, чтобы освящаться через них и возбуждаться к ревностному подражанию
Прагматико-психологический. Человек есть душевно-телесное существо, он нуждается в пище не только для духа, но и для всех своих чувств. Материальное изображение не является самоцелью; их духовно-символическая направленность и даёт человеку эту пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для возвышения к нему.
Эстетический.  «Иконописные изображения воздействуют на человека и как произведения искусства, будят в нём не только  нравственные но и эстетические чувства, их красота привлекает человека к созерцанию картины, подобно лугу, услаждает зрение и незаметно открывает душе Славу Божию.
Содержательно-термологический.  Служение и почитание. «Поклоняющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней.» -догматическое определение  Седьмого Вселенского Собора. Икона лишь образ существа, она не идентична ему, однако сущность изображённого  невидимо как Божественная энергия «присутствует» в своей иконе. Так икона становится «каналом», по которому почитательное поклонение и любовь (что тоже самое) человека восходят к Богу, к существу Божию. Ему же подобает служение и богопоклонение. Поэтому служение и почитательное поклонение не противопоставление,  а взаимосвязаны и перетекающие одно в другое. И то и другое выражение любви к Богу и совершается в духе любви.
Но особо надо сказать о благодатном присутствии в иконе Святого Духа. Что соединяет образ и Первообраз? Вначале сотворение человека по образу Божию. Затем спасительное нисхождение Первообраза долу-Благовещение, Рождество Христово. Боговоплощение и вочеловечивание–это принятие Невидимым Образом образа видимого, человеческого. По существу, Рождество есть иконовление Христа. Далее следует движение горе-Вознесение Господне. Но верное понимание Вознесения невозможно без учёта того обетования. Которое Господь дал ученикам на Елеонской горе – обетование о ниспослании Святого Духа. Дух превечен и неотлучно присутствует во всех действиях Сына. «Подобный и совершенно равный образ Сына-Святой Дух,в одном только отношении имея различие ( с Ним) : в том, что Он исходит».(Иоанн Дамаскин).
Дух Святой- это свет вЕдения и без просвещения Духом мы не в состоянии созерцать Первообраз. Только Он «подаёт тайнозрительную силу к созерцанию Красоты и Славы Первообраза».  И только Святой Дух может помочь иконописцу изобразить в линиях и красках Господа Иисуса Христа, Богородицу, святых. В течение многих столетий  иконописцы не подписывали свои иконы (в т.ч. и прп. Андрей Рублёв, Дионисий..), ибо свято верили, что их талант принадлежит Богу, а они лишь подмастерья Святого Духа. Святой Дух также связывает воедино икону-изображение и явленного ей святого. Святой невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом. В Духе он слышит молитвы человека. И через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон.В Духе Святом протекает молитва, и в Духе Святом идёт ответ от иконы.
Природа бытия двуедина. Тварна. Мир духовный, невидимый –НЕБО,  мир видимый –ЗЕМЛЯ. Грехопадение раскалывает мир. Двуединство нарушается, возникает преграда-греховность. Как соединить, что делать?  И Бог посылает из невидимого мира Сына Своего, вочеловечивает, делает высший мир видимым через Иисуса Христа. «Благоугодно было Отцу. Чтобы в Нём (Христе) обитала всякая полнота. И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него. Кровию креста Его, и земное и небесное.(Кол.1:19-20).
Икона тонко соединяет оба мира. Она как бы граница и пребывает одновременно в обоих.  И, видя краски и линии, мы восходим  к видению невидимого мира. Более того, что изображение на иконе не двухмерно. Оно многомерно и на иконе можно видеть и то, что двухмерным  плоскостным пространством не изобразить. Таковы, например, иконы прп. Андрея Рублёва (которые все чудотворные!) где,  водимый Духом Святым, великий мастер соединил видимое и невидимое.
Икона живёт и  собственной жизнью. Она живёт в мире духовном и мире земном. Она слышит оба мира. А мы видим мироточение, кроветочение. Слёзы. Иконы ЯВЛЯЮТСЯ. Готовые! Либо на дереве, либо с моря, либо из земли…Иконы не горят в пожарах. Не тонут в море.
Конечно, для нас скрыта эта жизнь икон. Эти великие тайны. Но и не следует допытываться, доискиваться. Это свыше человеческих сил. НЕ ДАНО! Надо воспринимать: -как есть.
   Когда воссоздавалось церковное служение в ст. Кужорской, народ нёс в храм иконы. Порой даже те, что были в прежнем храме до революции. Конечно, мы отбирали, что приличиствует храму. Постепенно стены украсились образами, иконостас, в Алтаре. Служащие старались. Очищали, отмывали. И чем больше, дальше, тем становились капризнее и с претензиями. Это уже была гордыня, тщеславие. Уговоры и увещевания результата не давали. А тут приносит, прилично выпивший, мужчина икону.
-Это Илья Пророк.  Бабушкина. Определите куда в храм.
 Смотрю, а там одна ржавчина. Ничего разобрать невозможно. Служащие тут же раскудахтались типа: залил бельма и не видишь, что тащишь. Тут и не видно ничего! Вся гнилая, шашелем поедена. Совесть имеешь?.....
-А мужичок стоит на своём и уже заводиться начал.
-Ладно! Конец спорам. Вот сюда определим. Беру гвоздь, заколачиваю в стену и креплю икону.
-Всё, друг. Топай к себе. Пока я здесь служу, икона будет на этом месте. Доволен?
-Да. Доволен. Тебе верю. И уехал на своей инвалидке.
Конечно! Шум был великий. Бабоньки все кости перемыли этому мужичку и родне его до десятого колена. И соседям досталось и мне заодно…
«Надо же какое украшение….» Чувствуете мысль:- икона воспринималась как украшение. И не более!
 Время идёт Служим. Радеем. На вечерней службе кажу иконы и как бы с каждой разговариваю. Вот и эта. Покадил усердно:- мол.вот такие дела Святой Пророк. Вишь, как косятся бабульки. Небось опять  про себя тишком кости  моют принесшему. И уж мне, конечно.
Тут как запламенеет. Всё в белом огне. Ничего больше не видно. Меня такой страх обуял: -здание старое, сухое, как порох. Жара стоит. На окнах (это был мебельный магазин) толстенные решётки. Ну, как народ ринется наружу. (А храм битком!)  Запрессуются в дверном проёме. Только  пилой вырезать. Но народ смиренно лежит плашмя. Даже головы руками прикрыли, как на ГО учили раньше и тренировали. Вот автоматически и сработал навык, прости Господи. Потом пламя утихло, только яркий сноп. Потом и это ушло.
Смотрим, а там всё новое. Как только от мастера-иконописца. Только маленькая полосочка внизу –справа осталась, видимо, как напоминание и для сравнения.
Вот тут и прикусил народ язычок. И мужичку вспомнили всё, что было хорошее. И приписали то, чего и не было. И к остальным иконам перестали придираться. И такие дружные стали, как в самых лучших пожеланиях.
Таково действие святого.
Не знаю в каком месте нового храма сейчас икона, но ОНА там!
 Смотрю на икону. Пророк Илия лежит на берегу реки. Это поток Кедрон, приходит на память.  Конечно, уже отгремела буря, когда ветром корчевало деревья, свистело и выло кругом. Всё живое пряталось по щелям и норам. Нет, -говорил в себе пророк, -это не Господь!  Отгремело землетрясение, сошлись трещины, остановились катящиеся камни…Нет, -мыслил пророк, -это не Господь. Отбушевала вода,размывающая берега, сносящая строения и целые холмы…Нет, это не Господь, -заключал пророк.
Но вот почувствовалось тонкое благодатное веяние. О! Это Господь!-уверился пророк.
И вот пророк на берегу успокоившегося потока, в тени раскидистого дерева наслаждается благодатным покоем. Птицы приносят ему пропитание, ангел Божий своими крылами укрывает его. Вижу святого пророка в Сарепте. Неутешное горе вдовы. И, по просьбе пророка, Господь воскрешает сына вдовы. И радость возвращается в её дом.
Вот богатейший человек, царь Ахав ищет беднейшего, у которого кроме милоти (одежды) нет ничего. Зачем? Почему царь! ищет бедняка?  Для чего? –Небо затворено. Кем? Богом, по просьбе Илии. За что? За грехи тяжкие народа. И самого царя, за которым идёт народ. Ибо власть от Бога. Да! Но в данном случае тот, кто стал у власти, был крайне далёк от Бога. Для вразумления всех, для покаяния наказание - нет дождя. И год, и два, и три…Вот  поставлены жертвенники. Вот  хитрят всячески жрецы Валаамовы. Но не возжигается пламя. Не принимает Господь их приношений. Вот я вижу пророка склонившегося пред жертвенником. облившим щедро водой и дрова и жертву. «Господи»!, -взывает пророк…И пламя охватывает приношение. Жертва принята. Победа одержана. Народ спасён!
 Беседуют пророк Илия и Енох. Тут огненная колесница подхватывает Илию и уносит. Только и успевает он сбросить свою милоть на руки Еноха. Мол, принимай, Енох, эстафету. Пророчествуй, сберегай народ Божий. И новоявленный пророк усмиряет Илииной милотью воды реки, переходя её посуху. И Далее оба Они будут предварять второе пришествие Христа, Готовя народы мира к последнему дню земного жития. И оба живы! Третью тысячу лет!
И много много чего читаем мы в иконе.
 Сам смысл, содержание изображённого всегда остаётся, хотя само изображение может существенно изменяться, оставаясь в рамках иконного канона. Например.
-Ранние изображения Святой Троицы имели многочисленные элементы.
Там был и Аврам и Сара. Слуги, щедрый стол. Т.е. все подробности происшедшего события. А на иконе прп. Андрея Рублёва только Три Ангела, а на столе Агнец. Всё! Но мы видим и Аврама, становящимся Авраамом, склонившегося в великом почтении к Гостю. Сарру, стоящую у столба шатра и болезненно улыбающуюся, что «не может быть в моём иссохщем теле новой жизни». Да и муж уже при больших летах. И как мне это всё больно слышать. И хоть отрицает она своё неверие, но оно есть.Но возникает и тонкая надежда! И она всматривается в себя, своё сердце  и….хоть и не уверена, но надеется.
 Ангелы прощаются.
В лежащем на столе Агнце мы видим  и Благовещение, и Рождество Христово. Его Преображение и распятие. Его Святое воскресение и Вознесение. И сошествие Духа Святого. Хотя на иконе это не прорисовано. Но оно видится, неизбежно связывается во единую цепь святых событий и явлений.
 Вспоминается  и видится праведный Лот. Его дом, его стойкое противодействие местным городским изощренцам-развратникам. Защита гостей вплоть до предложения  своих дочерей, которые потом не очень благородно поступили с отцом.   Уход из города семьи. И соляной столб среди степей, напоминающий всем и всегда о мыслях Лотовой жены (и наших мыслях), жалеющей ту содомскую жизнь. А ещё и видится Мёртвое море, куда ныне собираются богатеи всего мира, вспоминая  Содом и Гоморру и, вероятно, оплакивая их.
Ибо грех жив!

Протоиерей Игорь Бобриков.