Казацкому роду нет переводу

Евгений Глушаков
     Хорошо заасфальтированные улицы со светофорами на перекрёстках, респектабельные кирпичные коттеджи за сеткой-рабицей. В идеально выметенных двориках-цветниках разгуливает разряженная по-праздничному домашняя птица. Ближе к центру частная застройка начинает перемежаться многоэтажными жилыми и административными зданиями.
     И всё это плывёт, утопает в ухоженном субтропическом дендрарии – сродни сочинскому. А ещё выше над пышными зелёными волнами тут и там поднимаются белокаменные Дворцы... Что это? Кубанские Афины? Чудом сохранившееся прошлое? Или «светлое будущее»? Нет – это «всего лишь» станица Ленинградская, объединенная усадьба трёх кубанских колхозов.

                Приглашение на праздник

     Ну, когда ещё репетировать народному хору «Казачья песня», как ни по вечерам? Вот и сходятся, съезжаются во Дворец культуры механизаторы и врачи, агрономы и учителя, строители и ветеринары... А поспеть к назначенному часу не просто. Кто-то в операционной задержался, кто-то с двигателем неисправным провозился, кому-то с цементным раствором надо управиться, пока не схватился. Хор уже на сцене построился – распевается, а опоздавшие всё подходят и подходят.
     Евгений Александров, профессиональный дирижёр-хормейстер, не больше года как приступил к руководству ансамблем, но до этого в течение девяти лет аккомпанировал ему. Баян и теперь при нём; сам и напоёт, и подыграет.
     Мощно, слаженно звучит хор. Перемигиваются казаки, папахи заламывают, а кто-то и пройдётся с переплясом, подбоченившись! И разве не ощущается в ухватках казацких живое бытование кубанской песни?
     Голоса у казаков сильные, раскатистые. Не трогают – хватают за душу! Вот и теперь: грянула маршевая песня «Казацкому роду нэма переводу», – зазнобило, мурашки забегали.
     Одиннадцать лет хору «Казачья песня». Уже и Лауреатом Всероссийского конкурса был, и в Кремлёвском Дворце выступал, и по Центральному телевидению показывали. По всей стране колесил и колесил. Когда случилось на палубе военного корабля под Выборгом петь, среди моряков и своих парней из родной Ленинградской узнали.
     Павел Недвига со своей будущей женой Жанной на хоре познакомился. Уже и дети родились — Юлечка и Кирилл, подросли, вместе с родителями на хор приходят, поют. Белая папаха на Кирилле, алая шёлковая косоворотка с газырями и подпояской, брючки с лампасами, сапожки хромовые, а Юлечка и того наряднее.
     Красивые, яркие костюмы у ансамбля!
     Поёт в «Казачьей песне» и Светлана Кадукова. Не только поёт, но и две детские группы под крылом лелеет, да ещё народным хором руководит – «Кубанские посиделки». На посиделки к этому хору меня и пригласили.
     Изобилен кубанский стол! Тут и варёный картофель, посыпанный петрушкой, и кабачки тушёные в сметане, и копченое сало, и вареники с абрикосами. А у стола — сидящие по обе стороны, пожилые, статные и очень-очень красивые женщины. Я их вижу несколько сбоку: седые вскинутые головы, усталые, опущенные на скатерть руки.
     Поют самозабвенно, на полном выдохе, как поют русские люди только на свадьбе. Полыхают зеленоватым огнём стаканы с горилкой. Но что им горилка, женщинам, хлебнувшим из пылающей чаши войны? После пережитого и передуманного разве не сладкой водичкой покажется им горилка? Поэтому и пьют по-мужски — не жеманясь и не пьянея, и поют на особый, кубанский манер, не сдерживая сильные голоса.
     Самой «молоденькой» хористке «Кубанских посиделок» – под шестьдесят, самой уважаемой – под восемьдесят. «Всех дел не переделаешь, – улыбаются вечные труженицы, – только здесь и разгибаем спины». И вот уже частушками перебрасываются со словечками крепкими да с подковыркой...

                «Уманский казачок»

     По-прежнему широка душой и телом казацкая порода. Коренаст и крепок Виктор Вирченко, танцор кубанский, руководитель фольклорного танцевального ансамбля «Родная сторонушка», что при районном Дворце культуры организован. И весь он — в движении, в порыве. Посмотришь на Виктора, и почудится: подпрыгнул казак, подогнул ноги, раскинул руки и – летит! А глаза, глаза – сияют!
     Да и чего бы Виктору ни радоваться, если он уже, почитай, весь мир облетел? С ансамблем своим и в Канаде побывал, и во Франции, и в Греции, и в Китае. И везде успех, везде рукоплещут его ребятам. Нужно ли говорить, что и ансамбль уже имеет звание народного, и сам он – заслуженный работник культуры России?
     «А все-таки портит человека слава», – с улыбкой примечают земляки, видя, что избегает Вирченко в строю общем шагать, всё больше на виду гарцует. Но трудно, видимо, артисту обуздать свой огненный темперамент.
     Совсем по-другому держится Олеся, дочка его. Смуглолицая, стройненькая! В «Родной сторонушке» она солистка, выступает уже давно – с двух с половиной лет. Поэтому и танцует легко, свободно – лучше всех подружек. Но глазами на публику не сияет, даже не посмотрит – ешё чего! И не зазнайство это, а гордость девичья, достоинство юной казачки.
     Ох, и нелегко живётся танцорам-любителям. Отстоял производственную – на репетиционную смену поспешай. Случается, и на собственный концерт опоздаешь... Вот и нынче – День молодежи, праздничное представление. Группа на сцене, но не вся – одной пары нет! Партнёрша в кулисах стоит, нервничает. Конферансье тянет паузу. А задержавшийся на дежурстве Олег мгновенно переоблачается из милицейского мундира во фрак, и, подхватив красавицу Оксану, вылетает на сцену. Вступает музыка, и они, едва успев занять своё место в кадрили, не останавливаясь, попадают в первое общее движение.
     Но публика притомилась, её необходимо встряхнуть. Виктор отставляет микрофон и, отыскав глазами стоящую рядом с эстрадой Антонину Фёдоровну Давыдову, заведующую районным отделом культуры, подлетает к ней эдаким гусаром и приглашает на танец.
     Да, несомненно талантлив этот художник танца, живущий в мире своих фантазий. Все фольклорно-этнографические композиции «Родной сторонушки» перенесены из преданий на сцену им и только им, единственным балетмейстером своего ансамбля.
     Впрочем, «Родная сторонушка» исполняет и классические бальные танцы, и танцы народов мира, и свободную пластику. Но фирменным блюдом ансамбля являются, конечно же, казацкие пляски и прежде всего «Уманский казачок»!

                «Кантилена»

     Когда мы подъехали к музыкальной школе, артисты уже были в костюмах. Бесшумно скользили по узкому коридору бывшей Казачьей управы женские силуэты в длинных чёрных бархатных с белыми кружевными воротниками ручной работы и приветствовали нас легким наклоном кудрявых головок. Мужчины в безукоризненных фраках подходили столь же бесшумно и, поздоровавшись, растворялись в мягкой прохладе здания.
     Недолгая беседа, чаепитие, и руководитель ансамбля духовной музыки «Кантилена» Валентина Чистова, одетая несколько иначе, но не менее торжественно, чем её хористки, ведёт нас к уже построившемуся хору. Задаёт голосом необходимую тональность, вскидывает руки и четырёхголосый орган, составленный из трёх мужчин и семи женщин, пускается в путь по божественно-величественным и трагически-проникновенным регистрам христианского песнопения.
     Однажды, когда хор выступал на выезде в одном из станичных колхозов, немолодая доярка спросила — что нужно делать: хлопать или молиться?

     Камерный ансамбль «Кантилена» уже побывал во многих городах и странах. Он — трёхкратный победитель сочинского фестиваля «Поющая Кубань», дипломант Всероссийских конкурсов и Международного фестиваля христианской музыки «Могутный Боже», проводившегося в могилёвском костёле Святого Станислава.
     А ведь небольшой коллектив создан всего несколько лет назад и состоит исключительно из преподавателей музыкальной школы. Со стороны лишь учитель труда, Владимир Клименко, самородный талант, солист ансамбля, обладающий густым, звучно-мягким басом.
     Не уступает ему красотой тембра и солистка – лирическое сопрано – Ляшенко Тамара, преподаватель сольфеджио и муз. литературы. А ещё Тамара руководит детским хором. Значит, и здесь самодеятельное искусство даёт свои ростки в будущее.
     Учащиеся районной музыкальной школы стараются не отставать от своих преподавателей и ежегодно привозят немало призов с зональных и краевых конкурсов. Для кого-то из них музыка, вероятно, станет смыслом жизни.
     Однако в летнюю страду и казакам, при всей их врожденной музыкальности, бывает не до музыки. Работа на прополке свеклы в районе — всеобщая повинность. Вот почему Игорю Анатольевичу Горелко, директору музыкальной школы, случалось переключаться с кнопочных регистров своего баяна на пульт зерноуборочного комбайна.

                Под маской Алисы...

     Любят праздники на Кубани. Любят песню, танец. А вот как заинтересовать казака книгою?
     К середине учебного года первоклашка ещё только освоил букварь, а его уже приглашают на праздник «Посвящение в читатели». И вовсе даже не районная библиотека приглашает, а «Книжное царство, мудрое государство», о чём гласит огромная красочная вывеска при входе.
     И встречают первоклашку вовсе не библиотекари, а старые друзья – Буратино, Кот Базилио и Лиса Алиса. Малышу невдомек, что под маской Буратино улыбается ему молоденькая тёмноглазая Людмила Чуб – библиограф, а в костюме Алисы – сама Алла Петровна Андреева, директор всей централизованной библиотечной системы района.
     Дети играют, отгадывают загадки, пыхтят над головоломками. И, только преодолев все препятствия, становятся полноправными подданными Его Величества Книги.
     Но и потом, когда ребятишки уже получили читательские билеты, сказка не кончается, дети встречаются с ней и на книжной полке, и на праздничных представлениях, и на Дне рождения Книжной Королевы — так называют в станице неделю детской книги. А Королеву эту малыши очень даже почитают: приносят ей подарки и сладкие гостинцы. Приходится библиотекарям ставить самовар, и праздник завершается весёлым чаепитием.
     Ну, а чтобы не заблудились детишки в «Книжном царстве», Людмила для них малышовую картотеку придумала с картинками и разными увлекательными разделами: «О звёздах и планетах», «Путешествие по свету», «Сто тысяч «почему?»», «Твой четвероногий друг»...
     Подрастают ребята – взрослеют игры. Для семиклассников, например, устраиваются «Казачьи посиделки» с песнями на кубанском говоре, с юмористическими сценками — обхохочешься! Ну, и вареники, конечно. Развлечения старшеклассников ещё серьезнее, интеллектуальнее. «Ревизор в библиотеке!» – называется игра, по ходу которой они учатся с легкостью пользоваться справочно-библиографическим аппаратом...
     Чудо-волшебники поселились в районной библиотеке. И костюмы для сказок шьют, и с лекциями выступают, и декламируют. Сами и артисты, и за поваров, и печку для Емельки соорудили, расписали.
     А стенды кто оформляет, кто ребят учит-воспитывает, статьи в газету пишет? Опять они, библиотекари — мастера на все руки! Ещё и планы своих мероприятий успевают по школам разносить. А школы не привередничают – берут всё! Зато в день до полутысячи мальчишек и девчонок читальный зал и абонемент посещают.
     Подрастают юные читатели, становятся взрослыми и переходят на следующие этажи библиотеки. Но праздники не кончаются. Вместо дней и утренников теперь для них устраиваются вечера: и поэтические, и юмора, и самые обычные – вечера отдыха за любимой книгой.
     А приёмы в «Литературной гостиной», а клуб «Сударушка» с его девичьей аудиторией и соответствующей тематикой встреч: «Азбука моды», «Ролевая игра по этикету», «Диспут о семейном счастье», «Умей жить»...
     Но бывает в уборочную пору читателю и за книгой некогда выбраться. Тогда загружает библиотекарь в автофургон свои бестселлеры и колесит по колхозам, на птицефабрику заедет, на винзавод... Глядишь, иной библиофил и покимарит часок-другой, в тени трактора с книгой. «Передвижкою» называется такая библиотека на колесах. Как обеды горячие, и книгу на полевой стан привозят! И результат есть: при сорокатысячном населении станицы — 5326 человек на взрослом абонементе записано!
     Читают казаки!
   
                «Песня о Крыловке»

     Больше семи тысяч жителей в станице Крыловской ленинградского района, и клубный зал на триста мест для неё маловат. Поэтому зрители в нарушение правил пожарной безопасности стоят в проходах, жмутся вдоль стен, толпятся у распахнутых окон.
     А представления в станице по-ярмарочному яркие, шумные. Тут и «Фестиваль близнецов», и КВН «Сыграем в игру без парней», и «Гостья из будущего»; спектакли самодеятельного театра миниатюр «Весёлые ребята», выступления местного танцевального ансамбля.
     Но самый большой успех обычно выпадает на долю старейшего на Кубани Крыловского хора. Имеется в его послужном списке Всесоюзное лауреатство.
      Давненько уже и не только по району слава идёт, что самые голосистые казачки проживают именно тут. Не отстают и мужчины. Превосходным певцом является и директор местного Дома культуры, Лауреат Международного, Всесоюзного и Краевых конкурсов песни – Юрий Алексеевич Стоякин. А когда он поёт дуэтом с «кубанской Зыкиной», то бишь Зоей Щербань, – заслушаешься.
     «Никто лучше Зои на Кубани не поёт», – уверяют казачки из руководимого ею хора «Марусына». «Марусыне» всего семь лет, и ансамбль, несмотря на пенсионный возраст исполнительниц, очень юн. Поэтому и рисковую шутку можно услышать на его спевках, и даже перебранку, когда певуньи, проживающие на разных концах — «горевцы» и «низевцы» – спорят о песне, которую привыкли петь по-разному. А песен у «Марусыны» более 300! Вот и возникают распри – живое становление и преображение старинной песни.
     Подрастает в Крыловской и соперница Зои Щербань, нет, не соперница, а преемница – Ирина Авакова. Девочке всего тринадцать лет, а она уже и песни сочиняет, и на фортепиано отлично играет...
     А как поёт!
     В этом году на Краевом конкурсе в Новороссийске «Юные звезды Кубани» гран-при получила. Всё у неё впереди. Но в Зою Щербань просто влюблена. Хлопает своей наставнице Ирина, ладошки отбивает, а сама оглядывается, следит за впечатлением публики.
     Не ревнует ли?..

                Фёдоровна – поможет!

     Антонину Федоровну Давыдову, заведующую отделом культуры Ленинградского района, в местные депутаты избирают уже не первый год. «Всегда поможет!» — говорят про неё люди. И не зря. Умеет и характер проявить, и остроумие, и даже изворотливость. А в результате самое безнадежное дело снимается с мёртвой точки и приходит к благополучному концу.
     Начинала в колхозной агитбригаде под руководством единственного тогда в районе заслуженного работника культуры России, Анатолия Ивановича Деревянко. И плясала ту пору аж на двух Съездах комсомола — в Кремлевском Дворце!
     Когда Антонина Федоровна появляется в администрации района, администрация понимает – придётся раскошелиться, а всё равно радуется. Потому что знают: она несёт весть о новом празднике, всякий праздник в районе начинается с неё. Но восторги и ликование – это для других. А ей как хлопотливой матери, встающей до света, чтобы обиходить детей своих, ей – заботы.
     Вот и на 200-летнем юбилее ныне Ленинградской, а в прошлом Уманской станицы, когда веселились стар и млад, именно она с раннего утра до самой ночи «командовала парадом». А на 50-летие Великой Победы, разве не она простояла три часа под проливным дождём? Зато ни один человек до самого окончания торжества с запруженного людьми стадиона не ушёл, и ни одна свеча, прикрытая ладошкой, не погасла.
     Культура, наверное, и становится подлинной, когда она не просто развлечение, но перерастает в общий народный праздник! И тогда танец и песня оказываются только поводом, чтобы один человек другому руку протянул.

                День культработника

     Нигде, наверное, не празднуется столько праздников, как в Ленинградском районе: «День пахаря», «День семьи», «День улицы»... Не забыла Антонина Федоровна и подначальных своих. И вот в огромном фойе районного Дворца культуры накрыты столы в виде гигантской литеры «Ш» – праздничный обед на 250 персон!
     Но угощенье угощеньем, а главное – на эстраде.
     Тут и задушевный лиризм русских песен, исполненных Зоей Щербань, и забавная интермедия Анатолия Ивановича Деревянко... А вот уже знакомая нам «кубанская звездочка» Ирина Авакова с новой песней на стихи Николая Рубцова «Звезда полей»...
     Съехались культработники со всего района – боевая дружина Антонины Федоровны Давыдовой в сборе. Да, именно дружина! А посему и торжественная часть, предшествовавшая застолью, проводится с юмором – в виде «пионерской линейки», на которой клубные, библиотечные и музейные «отряды» рапортуют своей «старшей пионервожатой».
     Под хрипловатое звучание пионерского горна и барабанную дробь вносится красное «лирическое» знамя. Изображение лиры красуется и на пионерских галстуках, повязанных на шеи работников культуры. А какими весёлыми шутками, как по-мальчишески озорно звучат «отрядные речёвки»!

                У истоков праздника

     30 лет руководил Ленинградским районом Василий Петрович Сергейко. Инвалидом войны 2-й группы вернулся он на родную разоренную фашистами Кубань. Именно за «его» годы всё здесь преобразилось. Появились в станице Ленинградская музыкальная и художественная школы, Торговый центр и Педагогический колледж, дворцовым фасадом обращенный на «Аллею военной и трудовой доблести», где под алыми звездами – фотографии лучших людей района. Да и самое видное здание станицы — Дворец культуры, весь сияющий мрамором, с концертным залом на 700 мест, крутящейся сценой, с фойе, в котором свободно бы разместился иной городской клуб.
     Строгим правителем считался Василий Петрович. Случалось, в четыре часа утра поднимал телефонным звонком незадачливого председателя колхоза и гнал на покос. Попробуй ослушаться! На первый взгляд — деспотия дикая. Ну, а если мудрость народную вспомнить — «Коси коса, пока роса», так вроде бы с утречка и надо выходить...
     Символично, что последними стройками, предпринятыми Сергейко, были «Центр досуга» для молодежи и «Дом ветеранов войны и труда». «Центр досуга» успел-таки Василий Петрович достроить. Красуется теперь в городском парке странное сооружение цилиндрической формы. Молодежь называет его «Шайбой», но всякий вечер собирается сюда на дискотеку.
     А вот приют для ветеранов достроить Василий Петрович Сергейко не успел. Не принял и не понял он, строитель и хозяин, разрушительного размаха перестройки. Подал в отставку, ушёл на пенсию, занялся разведением пчел — они разумнее.

                Праздник продолжается

     «Дом ветеранов войны и труда» достраивался уже из краевого бюджета. Многоэтажное здание, опоясанное лоджиями, видом под стать черноморским санаториям. А внутри – широкие светлые коридоры, холлы, устланные коврами. При каждой жилой комнате (и на одного, и на двух человек) – ванная. Тут и лечебно-оздоровительный комплекс с тренажёрами, кабинет физиотерапии, стоматологический, и обширная теплица, и своя парикмахерская...
     На 325 проживающих здесь одиноких стариков и старушек приходится 224 человека обслуживающего персонала. Руководит приютом Светлана Владимировна Громова – молодая казачка. И до того она приветлива, что расцветают при встрече с нею лица старых казаков. «Это наша мама, – говорят про неё седоголовые сироты, и добавляют с улыбкой, – не только мама, но и дочка!»
     Разумеется, культура районная – постоянный гость в этом всё-таки немножко грустном доме. И хотя выступления бесплатные, «бабушки и дедушки» не остаются в долгу, нередко помогая коллективам костюмами, ибо финансируемый из федерального и краевого бюджетов приют обладает немалыми суммами, выделенными на культурные нужды.
     ...А все-таки повезло Василию Петровичу Сергейко с наследниками. Не развалили, не разбазарили по обычаю новых времён красоту, которую он созидал, о которой радел. Достойный его преемник и нынешний глава администрации. Хотя, кажется, свободнее чувствуют себя нынче его земляки, ничего не упускает он из виду. И со словом «нет» (с каким бы проектом к нему не пожаловали) Владимир Иванович Гладкий не спешит; если дело путное — вникнет, поддержит, несмотря на всеобщий дефицит.
     Конечно, есть и проблемы. Как не быть в наше время? Но в районе порядок. У каждого работа. Доброю землею пожаловала Екатерина Великая кубанских казаков. Жаден до работы казак. И землю пашет, и шашкой машет. И за урожай в ответе, и за рубежи российские. А волю свою казацкую, да песню задорную, да пляску раздольную привезли они с собой из Запорожских степей.
     Да и как не петь в степях бескрайних – такой простор! А если плясать не горазд, какая дивчина тебя полюбит? Песня, она многоголосьем держится: а пляска и унылого горячит. Вот и вступают подголоски за лихим запевалою, вот и разрастается топот и посвист казацкой пляски.
     И пляшет Кубань! И поет Кубань!

      Июль 1995г. Станица Ленинградская — Москва