Электрическая поэма

Василий Ярыкин
 
«ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ»   ПОЭМА.   В.Ерофееву.

ПРОЛОГ.

Прежде чем приступать к описанию своих воспоминаний о нашей подмосковной электричке, я рассказал об этой затее своему хорошему знакомому, мнением которого я очень дорожу. Так вот он сказал, что это будет плагиат. Имея ввиду наверное Ерофеева. Мне кажется, нет, это мало вероятно. За время моего пользования электричкой с 1965 по 1980 гг. заявляю честно и откровенно- ни разу не встречал таких умных и начитанных персонажей, как описанных Венечкой в его поэме. Все мои будущие персонажи более обыденны и приземлённы. Они из народа.
Электричка, зеленая, как известно начала курсировать с 1960 года.
До этого времени дороги восточного Подмосковья бороздили обычные поезда. Вообще-то тема у меня другая, поэтому долго заострять внимание на что, где, когда и какого цвета-не буду. Прочитал в сети, что электрички стали красить в зелёный цвет в 1941 году, по понятным соображениям –маскировки. И здесь я не могу не вспомнить А.Блока и его великое стихо «На железной дороге», когда «молчали жёлтые и синие, в ЗЕЛЁНЫХ плакали и пели». Так как там контингент был немного другой, простые бедные люди.
Не баре-бояре.
Весь мой маленький романчик, если так можно выразиться, будет состоять из вырванных из памяти кусочков воспоминаний как всегда в форме баек и по возможности носить юмористический характер.

Глава 1.  КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ В ЭЛЕКТРИЧКЕ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА КУХНЕ.

Этот случай произошёл в середине 70-х и остался в моей памяти, как большая татуировка на теле, которую извести ничем нельзя. Друзья-студенты встретились как всегда случайно. Ехали в одном автобусе и на железнодорожной платформе нашего вокзала воссоединились, как три небольших ручейка в одну маленькую речку или как говорил один из «классиков»-Мы собрались как три рубля на водку. Они ждали электричку в Москву и она подошла, как-то обыденно и скромно. Странно, но кроме них никого на платформе не было и это придало  путешествию некую мистическую форму. Войдя в вагон, друзья оторопели. Он был пуст, в нём было кристально чисто и ужасно тепло . Странно.
Удобно разместившись на деревянных скамьях, молодые люди разомлели и ехать в Москву как-то особо-то не хотели. И здесь одному из них в голову пришла довольно-таки странная мысль. Скорее всего Борману-так звали одного из товарищей. Он изрёк.
- Друзья, а не выйти ли нам во Фрязево и провести время в прекрасном городе Электросталь. Там, я слышал в главной пивной города, установили аппараты торгующие пивом. Как в Москве.
-Не фига себе- удивился Черныш, наш второй член тёплой компании.
-Да здОрово-изрёк Егорыч- «летим» туда. Все за! Воздержавшихся нет.
За разговорами выйдя во Фрязево, молодые повесы не заметили, как подошла электричка к месту их конечного назначения. Оказавшись в почти незнакомом городе первое, что бросилось в глаза товарищам это вывеска магазина- «Продовольственные товары». Зашли-взяли две бутылочки портвейна и в близлежащем подъезде девятиэтажного большого, кирпичного дома их едва успели выпить. Злая, горластая баба выгнала их на улицу.
После многочисленных расспросов наконец-то какой-то мужчина указал трём героям правильное направление движения к их конечной цели. После долгой прогулки по огромному городу сталеваров и машиностроителей Борман, Черныш и Егорыч «закатились» в пивную. Действительно, аппараты были почти «как в столице». После выпитого вина состояние друзей было не самым лучшим. Портвейн был крепким и в смеси с пивом оказал ужасное действие на молодые организмы. В пивняке было душно, даже жарко. Туалет отсутствовал напрочь, что казалось бы удивительным, но для того времени
это было вполне нормальным явлением. Деньги, 20-ти копеечные монетки, быстро и весело исчезали в узкой, но требовательной, щёлке аппарата.
Зимний вечер казалось был вечным. Он никак не хотел кончаться.
Товарищам захотелось на воздух. Молодые организмы тоже имеют предел. Пиво в них уже не вмещалось. Растворившись в вечернем городе, друзья на некоторое время потерялись. Снежные хлопья,  непрозрачной стеной
встали на их пути. А пути у них были разные и цели тоже, кроме одной- найти туалет. Егорыч хотел домой. Он был более трезв, чем его друзья, как ему казалось. Выйдя на огромную площадь, он увидел Бормана, которого от памятника вождю под руки вели два дружинника. Впоследствии он узнал (от девушек понятых), что тот справлял малую нужду за памятником.
Это было страшно. Это была статья.
- А мне можно с вами – пьяным языком молвил студент.
-Конечно, залезай- с улыбкой сказал один из помощников блюстителей порядка. Черныш уже давно был в автобусе и сладко дремал ничего не понимая, где он, зачем и куда его везут.
Автобус весело подпрыгивая лихо перескочил железнодорожные пути и остановился у одинокого одноэтажного приземистого дома. Чудеса, но в автобусе было десять человек и лишь один местный, а остальные с нашего не близкого города.
Егорычу повезло. Он вышел последним, сел на скамейку и тут же отключился. Очнулся он от того, что милиционер толкал его в плечо.
-Давай просыпайся. Пойдём.-устало и не зло он подтолкнул Егорыча к двери. Краем глаза он заметил Черныша, который в трусах стоял в камере и был ужасно зол и странно растерян. Его и без того большие карие глаза вылезли из орбит. Я пропал - говорили они.
Войдя в небольшую комнату, Егорыч заметил женщину врача, двух девушек понятых и двух милиционеров.
-Документы- сказал старший по званию.
Егорыч достал паспорт из кармана и подал его офицеру. Тот как-то неудачно его открыл, из него на стол полетели десятирублёвые купюры. Их было девять штук. Мать дала Егорычу деньги «на плащ». Пропить их он конечно не мог. Милиционер оказался человеком порядочным и положил купюры обратно в паспорт.
-Присядьте- на первый план вышла врач.
Егорыч довольно бодро присел. Спортсмен.
- Ну, хватит дураков из нас делать. Глаза закрой и присядь.-строго сказала она.
Егорычу второе приседание далось тяжелее, но он и с закрытыми глазами не упал. И это его спасло. Лейтенант вернул ему паспорт и сказал, что он свободен. На ватных ногах, но уже немного отошедший от пивного и винного дурмана Егорыч вышел на свежий воздух,  и тут же завернул за угол. Сил терпеть уже не было. Через несколько минут из двери показались девушки-понятые. Он увязался за ними и они благополучно посадили его в автобус, который доставил Егорыча на вокзал.
В 22.00 он сидел дома, в тёплой кухне на табурете, пил горячий чай и как ни в чём не бывало, рассказывал своей матушке о том, что был сильно занят в институте и не смог купить плащ. При этом показал деньги, которые были в целости и сохранности. Матушка пошла довольная спать, а Егорыч ещё долго сидел и думал, как там Борман и Черныш. Молился в душе, чтобы их не выгнали из института. И видно, кто-то услышал его мольбы. Оба любителя пива отделались штрафами, без сообщения на место работы( т.е.учёбы). Чудеса,  да и только!

Часть 2.  ПОДЖОГ, НЕМНОГО МИСТИКИ, ВОРОВСТВО И ОЗОРСТВО.

Однажды я как-то пригласил друзей-москвичей к себе в гости в деревеньку. На Курском вокзале они сели в электричку и…та оказалась почему-то «забитой» народом. Было лето. Возможно, дачники всей толпой отправились на свои любимые участки. Но факт тот, что в поездах ближнего пользования нужно тоже себя «уметь вести». А они как раз этого делать и не умели. Девушки остались в тамбуре, вместо того, чтобы протиснуться в вагон. А раньше-то там курили нещадно. И видно, не со зла, а может и от зависти к девичьей красоте, такое тоже бывает, какой-то болван подпалил одной из девушек волосы. Хороший у нас народ, добрый. О народе у нас в основном писали графья, бояре и пр., т.е. люди, не обремененные работой, которые этот народ совсем не знали. Я немножко знаю.
Вообще-то я хотел начать вторую главу с совсем другого повествования, написать немного о мистике. Если она конечно существует.
А если и существует, то вперемежку или по соседству с глупостью.
Вошёл я как-то днём в вагон электрички и все места были заняты, но никто не стоял в проходах. Такое бывает, но редко. Пройдя дальше по вагону,
я увидел два свободных места в одном из купе, если так можно выразиться.
Четверо мужчин довольно-таки странной наружности сидели и мирно беседовали. Когда я присел сбоку, они как по команде встали и прошли в пустой тамбур. Немного поскучав, я прошёл в тамбур, покурить. Четверо мужчин, благочинного вида обернулись в мою сторону, как бы осуждая мои последующие действия. Граждане были некурящие.
Оказалось, что они староверы из Покрова. А перешли  в тамбур оттого, что у меня «чёрный глаз» и моё присутствие их совсем не удовлетворяло. Вот тебе и на! Верят же люди не только в бога, но и во всякие глупости.
Воровство в электричках – это отдельная тема. Сколько перчаток у меня украли, не сосчитать. Помню интересный случай. Как-то вечером я возвращался домой очень уставшим и под шафе. Задремал и у меня из сумки-авоськи утащили учебник «Общей химии»  Глинки. Учебник-на времена. А послезавтра зачёт. Матушка взяла в библиотеке книгу, уже не помню авторов, допустим итальянцев Торичелли и Бернулли(шутка). И по ней я готовился к проверке. Когда наш очень уважаемый педагог, с самым химическим именем на свете-Гелий( за глаза его все звали Гелий Водородыч) слушал мой бред, он задал мне напрашивающийся вопрос.
-«Ты по какой книге готовился, кроме лекций». Я ему естественно всё как на духу рассказал и он, человек очень строгий, но порядочный, вошёл в моё положение и поставил мне «зачёт», а это стипендия. Я был на «седьмом небе» от счастья.
Мелкое воровство в электричках- обычное явление. Однажды мне рассказали такой случай. Два мужика из Орехово купили в столице холодильник, затащили его в тамбур, а сами сели и стали свою удачную покупку обмывать. В Купавне их разморило и они оба заснули. В это время один очень оборотистый мужчина, видно за ними посматривающий, увидел такое дело, и на остановке попросил ребят входящих в вагон помочь ему вытащить холодильник. Те с удовольствием откликнулись и быстренько вынесли холодильник на платформу. Представляю себе лица тех мужиков……
Чуть- чуть об озорстве. Как-то зимой в полупустом вагоне компания мужчин играла в преферанс и в это самое время по вагону проходили цыгане. Вид у них был необычный, а прикид- почти летний. Один из игравших, наиболее острый на язык, предложил молодой красивой цыганке с грудным ребёнком показать за 3(три) рубля свою грудь. Та ничуть не смутившись, предложила свою цену- 10(десять) рублей. Мужики посмеялись, цыганка поняла, что над ней просто поиздевались, что-то громко на своём языке сказала, видно нелицеприятное и цыгане «потекли» дальше, как всегда цепляя всех подряд. Дети просили деньги, а взрослые женщины предлагали «погадать на судьбу». Давно я цыган не видел в электричке, всё больше бедные музыканты и коробейники.



Глава 3. ИНЦЕНДЕНТЫ, А ПОПРОСТУ …ДРАКИ.

Буквально несколько часов назад смотрел по «Культурке» рассказ нашего известного сценариста Эдуарда Володарского, как его чуть не выкинули из электрички. Это ужасно. Помню очень странный случай, свидетелем которого я случайно оказался. В конце 60-х, в Обираловке на платформе драка, вернее избиение. Трое бьют одного мужичка. Он даже не отмахивается. Затем изловчившись, забегает в тамбур, где я стою. Вся рожа в крови. За ним здоровый парень и бьёт его ещё несколько раз. Я у него спрашиваю- «За что вы его так?»
- Насильник, к девчонке маленькой приставал.- ни хрена, думаю. Мерзавец.
Как-то мы с друзьями после окончания очередного дня учёбы в институте шли весёлые и немного попившие пивка по электричке во второй вагон, где сидели наши знакомые-земляки. Я шёл первый. И так получилось, что открывая дверь в соседний вагон, рука моя соскользнула и дверь самопроизвольно резко открылась и ударила парня, который стоял спиной
ко мне.( в левой руке он держал стакан с водкой). Он не спеша обернулся и правой рукой, а в ней сверкнуло лезвие, хотел ударить меня в область ключицы. Но здесь…о,чудо. Опять элемент мистики. Может я утрирую.
Попутчик молодого человека, пожилой мужчина, успел перехватить его руку и спас меня от, может быть даже и смерти. А меня, чуть задержавшегося в тамбуре, уже пропихнул дальше Мирон(товарищ), который уже хотел распустить руки. Но пожилой мужчина оказался прекрасным оратором и «решалой», как сейчас модно говорить и «небольшой казус» был разрешен. Я конечно перед парнем извинился. Они нас простили и наверное ещё потому, что нас было, как в анекдоте про зайцев «целых три вагона». Один вагон павловских был точно. А самое смешное, до меня только что дошло, что они тоже везли из Москвы-ХОЛОДИЛЬНИК!!!!!
Перед восьмым  марта я и наш комсорг, прекрасная девушка, находящаяся в интересном положении, в начальной её стадии, шли по платформе, чтобы расположиться в одном из головных вагонов. После того, как мы вместе сели, естественно по ходу поезда, электричка тронулась. И тут началась какая-то непонятная возня. У моей попутчицы на коленях мирно «дремал» большой торт. Это я к тому, что в вагоне началась элементарная драка. К моему стыду, дрались мои знакомые. После того, как вагон качнуло на стрелке или просто моего знакомого толкнули ( или ударили) он приземлился на колени моей попутчицы, да так ловко и быстро, что я не успел его перехватить. Зато наш комсорг оказалась более проворной и спасла торт. Потом мы все долго хохотали, вспоминая этот больше комичный, чем трагичный случай. Мне же потом пришлось оправдываться перед друзьями, за своё пассивное участие в «разборке».
Оправдался.

Глава 4. КАРТЫ, ДЕНЬГИ…И ДВА АЗАРТНЫХ ГРАЖДАНИНА.

Карты и электричка, это две вещи, которые совместимы во всём. Дорога, это безделье. Не все же (как я), читают книги или дремлют в поезде, или даже спят, после тяжелой смены. Есть люди, которые живут и существуют благодаря картам. А точнее картёжным играм на деньги.
Этих людей называют – шулера.
Вспоминаю самую «крутую» байку про старого шулера в нашей электричке, которую я слышал ещё чуть не в детстве. Однажды, в одном из «купе», два молодых шулера «раздевали» парня. Тот ничего не мог понять. Сидевший рядом старичок тоже решил принять участие в игре и …через несколько партий все деньги у шулеров выиграл. Он отдал их проигравшему, со словами.
- Не умеешь играть в карты, не садись. А двум молодым сказал тихо несколько слов. Те быстро встали, откланялись и быстро исчезли. Вот такая вот история-байка.
Как-то я спешил на электричку в сторону столицы и увидел странную картину. Это была поздняя осень, грязь, холод. Пришла электричка из Москвы и на привокзальной площади, среди толпы пассажиров я увидел странного человека в трусах и майке, который спешил на автобус. Он был в ужасном состоянии. Это был мой хороший товарищ, который стал жертвой шулеров. Буквально через несколько лет я увидел ту же самую картину. Некое дежавю. Другой, мой тоже очень хороший товарищ спешил на автобус, правда в брюках, майке и кожаном пальто своего отца. Видно шулеры не стали забирать у него пальто из-за его неходового размера. Оно было широко в плечах и коротко.
Мне иногда приходилось играть в карты, в основном под-шафе и я вспоминаю те моменты с ужасом. На утренних электричках серьёзные мужчины играли в преферанс. Я к ним прибился благодаря моему товарищу и пару лет простоял, изучая эту красивую игру. Затем, видимо один из игроков приболел или был в отпуске, меня допустили «до стола». И конечно же я выиграл. «Новичкам везёт»-первая заповедь преферанса.
Самому мне тоже несколько раз приходилось отказываться от настойчивых просьб сыграть в карты, а возможно это просто моя больная фантазия. Кто хочет более серьёзно ознакомиться с жизнью шулеров может легко прочитать книгу Анатолия Барбакару «Я шулер», в ней много интересного.

Глава 5. НЕ СПИ В ЭЛЕКТРИЧКЕ.

Главное правило электрички- не спи в ней, даже если ты очень хочешь.
Терпи. Ты должен быть, как сапёр или шофёр-дальнобойшик. Если ты отступился от этого правила, то считай что у тебя что-то пропало. Или из сумки, или из карманов. Но ещё более страшное событие может произойти, если ты проспал свою остановку. У меня такое было всего два раза. Первый раз, очень хорошо помню этот день-6 ноября. Уже выпал первый или второй снег. Мы после учебного дня немного, но как всегда, очень плодотворно «отдохнули» и я сел в Горскую электричку и отключился. Очнулся в Горске, на конечной остановке, в 17 км. от дома. Время 22.00! Ужас. Одет я был по- осеннему и в новых ботинках. Здесь я немного уйду в воспоминания, которые к железной дороге никакого отношения не имеют.
Сначала, когда у меня ещё не выветрился весь хмель, я держался бодрячком. Немного расстроился, когда меня не взяла на свой борт машина, в которой мои два двоюродных брата со своим ВИА возвращались после танцев домой. Затем я очень сильно захотел пить . Одна сердобольная девчушка пустила меня в свой подъезд и вынесла мне кружку воды. Авитаминоз. После того, как я выбрался на Горьковское шоссе у меня в голове ещё таилась надежда на то, что меня подхватит какой- нибудь автолюбитель или дальнобойщик. Но как назло дорога была пустынна, а ночь темна и страшна. В одном месте в лесу горел свет, играла музыка и я этот участок пути просто пробежал с приличной скорость. По-моему в этом месте недавно убили одного моего знакомого. Поэтому я был напуган. Сил идти уже почти не было. Ботинки жали так сильно, что мне хотелось их снять и пойти босиком. На воздухе было в пределах -5 град. Наконец-то в 3.00
я дошёл до перекрёстка, на котором располагался пост ГАИ. Дежурный сержант принял меня нормально и ничуть не удивился, когда я выпил у него пол чайника воды. С трудом стащив свои ботинки ,к своему ужасу я обнаружил, что мои белые носки стали красного цвета- от крови. Тогда сержант ещё больше проникся к моему «горю», почти как близкий человек, но довезти меня до дома не мог, т.к. его напарник забрал мотоцикл и куда-то сорвался, а другого транспорта у них не было. Так что остаток пути в 3 км. я проделал на морально волевых. В 4.00 я вошёл в родную деревню. Первое, что мной было предпринято, так это поиск воды. Сняв с колонки чугунный колпак, наполнил его водой и утолил жажду. Но главное, что к 9.00 я был как штык на ногах и был готов отправиться на демонстрацию с друзьями. Состояние моё было прекрасное, ещё бы, другим оно быть и могло, после 17 километрового марш-броска.
Второй случай оказался менее приятным и энергозатратным. Я проехал Посад и решил выйти в Орехово. Стоя на платформе я никому не мешал, возможно немного качался. Подошла электричка и дежурный по вокзалу милиционер впихнул меня в вагон. Можно подумать, что без него я не сел бы в поезд. Мерзавец. Как же они любили показать свою власть, даже такую мизерную. Это осталось у них в генах…до сих пор.

ЭПИЛОГ.

Написать этот маленький рассказик меня подтолкнул Дм.Быков, который читает свои лекции и в США тоже. В Википедии написано, что он русский писатель, поэт и кинокритик. Сам он утверждает, что наполовину еврей. По-моему, он целиком еврей и по маме, Йосифовне и по папе- Йосифовичу. Прослушал я его лекцию о Венечке Ерофееве, просмотрел несколько фильмов. Хоть и родился Веня на Кольском, но он конечно же с Восточного Подмосковья. Учился в Ореховском пединституте, правда недолго и работал в Посаде, на кирпичном заводе и даже завёл себе там друзей.
Как-то в 90-е годы, летом проходя в родном городе мимо книжного магазина на книжном развале я увидел невзрачную книжонку с оригинальным названием «оставьте мою душу в покое» и конечно же сразу купил, потому, что это было то, что "доктор прописал", то что нужно.( Почти всё). Автор Венедикт Ерофеев. Странный у нас всё-таки народ, мало в то время читал, если не купил книгу такого известного человека, почти своего земляка. И мне даже как-то  стало грустно.
Я не смею себя сравнивать с Ерофеевым, но в отличие от него, мой рассказ написан исключительно в трезвом состоянии и в здравом (наверное)
уме. Посему откланиваюсь. Признаюсь честно - скучновато получилось. Без холодного красненького, хереса, всевозможных ликеров и пр.

01-04.02.2023.                18.10.