Ученье-свет

Вячеслав Шириков
Детство всегда счастливое даже если оно голодное и убогое в плане быта и воспитания. Ты только начинаешь познавать мир и каждый день делаешь открытия. Они влекут тебя к себе обогащая твое любопытство новыми понятиями и новыми вопросами. И долго-долго длится день,но ты не устаешь, а лишь печалишься, что пора ложиться спать. А завтра будет новый день такой же радостный и бесконечный. Но особенно радостным был день получки моего дяди. Он заходил в сельмаг и покупал мне кулёчек конфет. Кулёчек был из старой газеты или из коричневой плотной бумаги для товарных мешков. Но содержимое кулёчка доставляло мне неописуемую радость. Это были карамельки, в форме подушки, начинённые повидлом и покрытые сахарной пудрой. Может в то время были и другие конфеты, но в маленькой кубанской станице они были верхом лакомства для детей.
 Так было и в тот летний жаркий день. Бабушка объявила:" Сегодня получка у дяди Вити, беги его встречать". Я с радостью помчался через огороды вдоль железной дороги к туннелю, под которым текла наша небольшая речка - Щербачка.
 Дядя Витя, как всегда после ночной смены шел усталой походкой, но увидев меня улыбнулся, вручил кулёчек с конфетами и ещё бумажку с картинками.
- Шо це? - спросил я.
 -Цэ азбука, буду учить тебя грамоте, хватит бегать по толоке, пора за ум браться.

 Я смотрел на цветные картинки и очень обрадовался, так как до этого я видел только икону Божьей Матери в красном углу хаты и портрет товарища Сталина на стене.
В день получки бабушка приготовила праздничный обед: сварила борщ из свежей капусты, нажарила целую сковороду картошки на сале и приготовила компот из вишни.

После обеда, дядя Витя поднялся, и глядя на портрет генералиссимуса сказал:
 - А правда, мама, у нас сегодня обед, как у товарища Сталина.
 Бабушка кивнула головой, отвернулась и вытерла косынкой слезы, которые навернулись на глаза, то ли от радости, то ли от воспоминаний.
  А воспоминания были горькими. Дяди Вити только исполнилось 7 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он пошел в первый класс в военное время, а во второй и вообще не пошёл, так как нашу станицу оккупировали немцы. А когда прогнали фашистов, и открыли школу, то должен бы учиться в четвёртом классе, но уже забыл всё чему его учили в первом. Да и школа была такая: полуразрушенное здание, зимой не отапливаемое, окна с выбитыми стёклами, вместо тетрадей старые газеты, вместо ручек карандаши.
  Уроки вела пожилая  полу-слепая учительница, которая потеряла очки ещё в войну и теперь с трудом видела то, что написано на доске.Но дети - всегда дети и даже в лихую годину играют и шалят... Дядя Витя рассказывал, как они пользовались тем, что учительница плохо видела. Отрывали от стены кусок штукатурки, бросали в классную доску и кричали:
 - Нина Петровна, Нина Петровна хулиганы в окно камни кидают, можно мы их поймаем?! Ловите детки, ловите! Ребята прыгали в разбитые окна и разбегались по своим делам. Так отучившись четыре года, и получив ведомость об обязательном  четырехлетнем образовании, он отправился на заводскую проходную, что в люди вывела его.
  Теперь в 19 лет он осознал, что зря шалопайничал, и решил исправить свои ошибки воспитанием племянника... А я с нетерпением ожидал, когда же начнём изучать азбуку.
  Но бабушка закрыла ставни в светлице и скомандовала:-

 -Иды отдыхай, сынок, после ночной смены. И обращаясь ко мне добавила:
- А ты бижи на толоку к друзьям.
  Я помчался к своему другу Вовке, что жил напротив, поделиться с ним радостной вестью:о скором обучении грамоте.
 Дядя Витя после дневного сна был не в лучшем настроении. Но я не отходил от него и спрашивал, когда же начнём учиться. Наконец он сел за стол, открыл азбуку и ткнул пальцем в первую картинку, на которой был изображен арбуз, и спросил :
 -Цэ, шо?
- Кавун,- бодро ответил я, и тут же получил подзатыльник.

- Какой тебе кавун? Ты же бачишь буква "А" - значит цэ арбуз.
  Я смотрел на картинку и не мог понять, почему дядя называет кавун гарбузом( гарбузом на Кубани называли тыкву). Потому обратился к бабушке:

- Ба, ба,а Витька кавун называе гарбузом.
  Бабушка заглянула в азбуку, увидела картинку с арбузом и твёрдо сказала:- Якый жэ цэ  гарбуз, цэ кавун.
Дядя Витя махнул рукой и в сердцах заметил: это же какую надо иметь голову, чтобы научить колхозников грамоте. Встал из-за стола, достал из пачки папиросу, вышел из хаты и закурил.Я сидел за столом и ждал, когда закончится перекур. Наконец зашёл дядя Витя, сел за стол, глубоко вздохнул и учение продолжилось.
 Вторая буква была "Б", и на картинке был нарисован баран... Живьём я барана никогда не видел. Хотя от взрослых часто слышал: ты что, баран, ничего не понимаешь? Я смотрел на рисунок и соображал: на меня он не похож, но похож на бабушкину козу. Поэтому вкрадчиво ответил:
 - Коза.
 - Баран, видишь буква "Б"- значит баран. Такый жэ як ты, ничего не знае - только Бэ, да Бэ. На следующей картинке было изображено ведро с большой буквой "В".-

 - Цэ, шо?

- Цыбарка. На Кубани так называли большие вёдра. Ты бачишь буква "В", значит это ведро. Я опять обратился к бабушке: ба , ба, а шо Витька на цибарку каже ведро. Раз кажэ, значит так оно и есть, вин же грамотный.
  Так спотыкаюсь на каждой букве мы дошли до "С". На рисунке была изображена свекла. Вконец измотанный дядя, ткнул пальцем в картинку, и в очередной раз спросил:

 - Цэ,шо?

- Буряк,- уверенно ответил я.

- Свёкла, бачишь буква "С".
  На этот раз на картинку взглянула бабушка и твёрдо сказала: Цэ, буряк, а вот цэ -гарбуз. И она ткнула пальцем в следующий рисунок, где была изображена тыква и буква "Т". Дядя Витя схватился за голову и философски изрек: это какое же надо иметь терпение, чтобы учить вас грамоте. Бабушка обиделась и отвесила дяде Вите подзатыльник. Забрала азбуку и сказала: "Ничего такой малой дитине голову забывать грамотой, хай сиби бига по толоки".
  Так закончилось мое первое знакомство с азбукой. Возможно я бы не вспомнил этот день, из моего далёкого детства, если бы не внучка - ученица второго класса. Она пришла со школы расстроенной и на вопрос, что случилось. Рассказала, что у них была контрольная с вопросами о профессиях людей. И на вопрос, кто такой кинолог? Ответила, что это человек, который делает кино, но оказывается это человек,который обучает собак. Ей стало стыдно, что она не знает о такой профессии и она расстроилась.
 Идут годы... меняются методы обучения, а дети остаются детьми.