Снайпер

Саша Щедрый
             Олег и Вадим жили в одном украинском городе и когда-то учились в одном классе. У них были довольно приятельские отношения, если их и нельзя было назвать закадычными друзьями, то уж товарищами – точно.
             По окончании школы они виделись редко, обычно на встречах одноклассников, раз в пять лет.

             Через некоторое время после начала специальной военной операции России в Украине, Вадим, к этому времени мужчина средних лет, имевший жену и двоих детей, решил отправиться добровольцем на фронт.

             Этим поступком он и отозвался на звучащие призывы защитить Родину, и решил улучшить финансовое положение семьи – у него было двое детей, и вскоре жена должна была родить третьего. А ещё его манило свойственное многим мужчинам желание держать в руках оружие, почувствовать себя действительно «мужиком».
             После школы он отслужил год, но попал в нестроевую часть и оружия в руках толком не подержал. Он часто вспоминал рассказы своего отца, как они, подростки послевоенного поколения, делали пистолеты-поджиги, даже короткоствольные ружья, как стреляли из них до одури.

             После недолго обучения Вадима определили в один из вновь формируемых батальонов, который  уже вскоре отправился на линию противостояния российских и украинских войск.

             Их часть стояла не на самом горячем участке фронта, потери от артобстрелов были незначительными, но вскоре к ним неожиданно добавились новые: в их зоне появился вражеский снайпер, а может и не один.
             После того, как снайпер чуть ли не ежедневно стал выбивать из строя кого-нибудь из их роты, все стали намного осторожнее, однако почти не было дня, чтобы враг не нашёл себе очередную жертву.

             Вадим был особенно осторожен: оставлять жену вдовой с тремя детьми было бы большим свинством с его стороны. Кроме того, согласно подписанного им контракта, при рождении ребёнка ему полагался недельный отпуск, он мечтал дождаться этого дня. Вадим со дня на день ждал весточки от родных о радостном событии, тогда он отправится к командиру и попросит предоставить ему отпуск.
             Сейчас на их участке затишье и самое подходящее время отпустить его повидать семью и малышку.

             Вадим занимался повседневными делами по службе и предавался мечтам, когда зазвонил его мобильный. Он радостно схватил телефон, но вместо голоса жены или матери, сообщающей ему радостную весть, услышал незнакомый мужской голос.

- Вадим?
- Да. А кто это?
- Вадим Лифанский?
- Допустим. А вы кто? Откуда у вас мой телефон?

             В трубке раздался смешок, показавшийся Вадиму знакомым, и мужчина произнёс:
- Олег Сейдаметов. Помнишь ещё такого? Разок-другой, глянул на твою фотомордочку, позвонил нашему однокласснику Валерке Копылову, не знает ли он твоего нового номера телефона. Он дал мне номер и сказал, что ты пошёл добровольцем, тут уж я понял, что действительно видел пару раз твою мордашку.

            Мужчина довольный либо тем, что дозвонился до одноклассника, либо чем-то ещё, рассмеялся, и теперь Вадим уже точно узнал звонившего, своего бывшего одноклассника Олега.
- Слушай, не пойму тебя. Если ты смотрел школьные фотографии  и видел, как ты говоришь, мою «фотомордочку», то почему вспомнил именно обо мне? Может ты был в нашей части, и видел меня? А чего не подошёл?
- Чего не подошёл?!

    Вадим, кажется, прямо физически чувствовал, как трясётся от хохота Олег, и ничего не мог понять.

            Через некоторое время Олег вроде успокоился и сказал:
- Слушай, я напомню тебе анекдот, который мы слышали подростками.

            На октябрьский революционный праздник в школу приглашают деда, участника гражданской войны. Говорили, что он последний, который видел легендарного комдива Василия Чапаева, который утонул, когда с остатками своей дивизии переплывал реку Урал. Комдив был ранен в руку, и ему либо не хватило сил переплыть быструю и широкую тогда реку, либо его настигла ещё одна пуля.
            Дед рассказывает про бои между белыми и красными, о том, как деревни переходили от одних к другим.
            Нетерпеливые школьники кричат ему: «А вы расскажите, как выглядел Чапаев в последние свои минуты. Говорят, он был очень храбрый. У него на лице вы не увидели страха, отчаяния, что возможно не сможет доплыть до берега?»
            Дед отвечает: «Вы знаете ребятки, в прицел-то я особо его лица и не рассмотрел».

     И Вадим услышал, как Олег ещё сильнее затрясся в хохоте.
- Вот так и я видел тебя пару раз в оптическом прицеле своей винтовки. Поскольку военная форма и тяготы службы тебя сильно изменили, то я немного сомневался – ты ли это.

     Как-то ещё не веря своей догадке, Вадим спросил:
- Так это ты тот гад, который убивает наших ребят?

             Голос в трубке стал совсем другим.
- Но разве вы не убиваете наших ребят?
- Так и надо этим нацистам!
- А я вас всех считаю нацистами. Везёт тебе, что именно меня направили на ваш участок. Благодари бога, что я тебя не «щёлкнул», хотя и мог.
- Может быть и мог, но теперь уж точно тебе не удастся, я буду втройне осторожнее, не доставлю тебе, урод, такой радости.
- Урод?! Это твоя благодарность, за то, что я тебя оставил в живых? Ну, теперь уж точно я тебя выловлю.
- Размечтался, гад.

      Олег некоторое время помолчал. То ли не знал, как ответить, то ли его душила злоба на бывшего одноклассника.
 
              Затем он произнёс:
- Давай поспорим, что не продержишься и десяти дней, попадёшь мне на мушку.
- Да что же это за спор? Может, ещё на бутылку поспорим? Ты по одну сторону фронта, я - по другую. Проигравший покупает, а затем вместе распиваем? Соображаешь, что говоришь?
И потом, ты можешь меня взять на прицел, а я тебя – нет. Спор неравный. Вот был бы я снайпером … .

             Олег подумал и затем предложил,
- Давай тогда так. Если за десять дней я тебя не подловлю, то получишь денежный приз от меня. Кроме этого, если мы ещё будем противостоять здесь друг другу, то обещаю твоей персоной больше не интересоваться.
Предлагаю тысячу долларов. Деньги у меня есть, хотя ты их и не стоишь, но уж так и быть, по старой дружбе.
- Бред какой-то. И ведь если меня подстрелишь, выиграешь спор, то как я тебе отдам проигрыш?
- А мне и не надо. Это я так пытаюсь сгладить несправедливость, о которой ты сказал. Тысячу долларов я передам на хранение Копылову, ты же знаешь, он человек порядочный, ему можно доверить. Созвонись с ним через пару дней, узнать: передал ли я деньги.
Денег мне не жалко, хочу чтобы у тебя был двойной страх: потерять и жизнь, и денежки.

    И разговор прервался.

            После неожиданного разговора с бывшим одноклассником, а теперь настоящим и видно жестоким врагом, Вадим стал ещё более осторожен, попросил командира ставить его на ночные дежурства, днём, когда не спал, занимался делами в блиндаже, из окопа почти не высовывался.

            А через три дня он получил сообщение о рождении ребёнка, и отправился на неделю в родной город к семье. Вспоминая разговор с Олегом, он злорадно усмехался: пусть теперь высматривает его там, на передовой.


            
            После разговора с Вадимом Олег какое-то время ходил раздраженный, но уже к следующему своему выходу к месту засады заставил себя успокоиться. Снайпер должен быть хладнокровен и спокоен. Да и мысли его были совсем о другом: как устроиться так, чтобы не выдать себя, особенно снайперам противника, которые, думается, уже начали охоту на него.

            В первые два его выхода на свой участок после памятного разговора, бывший приятель попал один раз в прицел снайперской винтовки, но начался артобстрел, бросивший Вадима на дно окопа.
            Больше ему не удалось увидеть Вадима, хотя он уже специально стал его выискивать. То ли его убило, или тяжело ранило.
 
            Прошла неделя после их разговора, когда вернувшись в свою часть, Олег попросил медсестру позвонить на мобильник Вадима, назваться бывшей одноклассницей Леной, спросить: как дела, где он.
 
            По телефону ответил кто-то из домочадцев и сказал, что Вадим прибыл с фронта в краткосрочный отпуск, в данный момент отправился в больницу с передачей для жены, родившей мальчика.

            Когда медсестра пересказала Олегу услышанное, он скривился в злобной ухмылке.



             На следующий день, когда Вадим вышел из больницы, был прекрасный, солнечный денёк.
             Жену с ребёнком обещали завтра выписать, и он спешил домой, нужно было подготовиться к выписке, к встрече жены и к своему отъезду. Его короткий отпуск заканчивался.

             Вадим увидел, как на крыше здания напротив что-то блеснуло, типа солнечного зайчика.

             Через секунду он уже лежал на асфальте.   


_________________________________________
            
            Своим рассказом, не претендующим на художественную ценность, я хотел ещё раз напомнить россиянам и украинцам о том, какую беду принесли нашим народам ввод войск на территорию Украины и это безумное нынешнее противостояние.

            Не пишу здесь о том, кто виноват, не даю оценку, поскольку не хочу попасть под каток наших новых законов, желаю и далее иметь возможность говорить «против войны», пытаться донести до зомбированных сограждан правду, надеясь, что хоть некоторые из них очнутся, поймут, что им морочат голову, безбожно обманывают.

            Из рассказа не понять, на стороне кого воюют Олег и Вадим. Они могли быть по любую сторону фронта.