Пермячка. ч. 2. Школьные и студенческие годы

Светлана Поповцева
Самые лучшие студенты — те, кто никогда до конца не доверяет своим профессорам. Джим Коллинз.

Конец сентября.Я стала на год старше. Светит ярко осеннее солнце, дует легкий  ветер. Я стою на набережной Камы, смотрю на жёлтые деревья и на небольшие волны тёмной, любимой и чистой реки, не такой ржавой, как в мае и вспоминаю серые школьные будни. Я приду сюда в следующий раз вечером, традиционно после выпускного школьного бала с одноклассниками.
 В 60-е–70-е годы XX века наступили школьные годы. Я поведаю вам, что  помню, что происходило, только со мной. Это были самые познавательные, интересные  моменты моей школьной жизни, а потом студенчества и работы. Мне нравилось читать истории о жизни и творчестве русских художников, композиторов,  об их знаменитых произведениях. Особенно интересовало  творчество Карла Павловича Брюллова, так как ещё с детства меня очаровала картина «Всадница», которая висела у моей бабушки на стене в кухне в Шахтёрске на Донбассе. Это была большая хорошая копия маслом.
 Когда училась в Пермском институте культуры, читала о В.Г. Перове, В.М. Васнецове, В.Д. Поленове, о жизни и творчестве Винсента Ван Гога и импрессионистов, и о композиторах «Могучей кучки», о П.И. Чайковском…
Я была очень скромной, стеснительной, боязливой шестнадцатилетней девочкой, училась в школе средне, особенно по математике. Девочка - гуманитарий пыталась сама устроиться на работу в библиотеки, но, посетив всего две, отчаялась, так как получила отказы, мест там не было. Мне больше не хотелось идти в библиотеки и искать там работу. Поэтому после школы в конце сентября 1977 года устроилась работать в поликлинику № 8. От дома было недалеко. Договаривалась мама, так как у неё там работала знакомая заместителем главного врача Людмила Ивановна Петрова, с которой они вместе учились в ПГМИ. Меня приняли на должность медицинского статистика с зарплатой 62 рубля. По возрасту день мой был сокращён, поэтому приходила домой  на два часа раньше. Это было удобно, обедала дома, а потом что хотела, то и делала.
В основном я читала художественную литературу по программе к экзаменам, так как готовилась поступать очередной раз в Пермский институт культуры. Работала с медиками и цифрами под руководством пожилой женщины Ираиды Осиповны, специалиста с большим стажем работы медицинского статистика. Она  составляла цифровые отчёты по  заболеваемости в поликлинике, а я ей помогала, как могла. В конце каждого рабочего дня  бегала по кабинетам врачей и собирала медицинские талоны с диагнозами. Коллектив был хороший, ко мне относились нормально, многие медики думали, что зарабатываю стаж для поступления в медицинский институт. Однако я хотела поступать в другой институт. Занималась общественной работой по комсомольской линии: агитатор, счётчик в выборах. Вступила в профсоюз в 1977 году. Повысили мне заработную плату вначале до 67 рублей, потом до 72 рублей. В поликлинике № 8 проработала 2 года 10 месяцев. Очень любила художественную литературу и читать книги, поэтому стремилась поступить в Пермский институт культуры на библиотечный факультет. Когда поступила в институт со второго раза, был август 1980 года. Девчонкам из Перми надо было набрать много баллов, среди нас был большой конкурс, мне не хватило опять пару баллов, поэтому меня взяли кандидатом в студенты. По совету проректора института записались с мамой на приём к ректору Воробьёвой Зинаиде Егоровне. Разговаривала с ректором мама, а я сидела, робела и молчала. Узнав, что я работала в поликлинике больше двух лет, ректор спросила: «Почему поступает к нам, а не к Вагнеру в медицинский?»
На этот вопрос мама ответила, что Света очень любит читать книги,литературу, поступает второй раз в ПГИК, хочет там учиться. Зинаида Егоровна не ответила ничего, но и не отказала. Мы с мамой уехали на Донбасс к бабушке, а потом на море, приехали в самом конце августа. В почтовом ящике лежало письмо, что меня приняли в институт кандидатом в студенты, я должна явиться и отрабатывать на ул. Советскую. Я отработала. Там надо было мыть помещение после ремонта.
Я поступила  в ПГИК на библиотечный факультет в 1980 году. В  1982 году вначале умер в ноябре Брежнев Л. И., генеральный секретарь нашей правящей партии коммунистов, потом друг за другом умирали наши руководители: Ю.В.Андропов, Н.Черненко. И постоянно был траур в СССР, не было в этот период  ни каких развлекательных мероприятий, музыкальных и весёлых передач, не показывали комедий в кинотеатрах, их не ставили  в театрах.
Помню, как гудел долго Пермский телефонный завод, дежурства у портрета Л. И. Брежнева. Занятий в этот день  не было. Все студенты смотрели по телевизору похороны Леонида Ильича.
Меня интересовали стихи, иностранная литература. Как-то была в общежитии на литературном вечере, все студентки читали свои любимые стихи. Я читала Эдуарда Асадова. Мы пили чай с пирожными, и с кусочками  торта, разговаривали о литературе, и стихах.Это мероприятие проходило в просторном холле общежития девятого этажа, где жили студентки нашей группы БЛ. Проводила вечер куратор группы Любовь Андреевна Чупракова,преподаватель литературы.В ПГИК я училась 1980-1984 гг.
 В этот период я читала очень много книг и не только по программам разных предметов.
Было прекрасное время молодости, жизни без забот и хлопот!
В СССР образование в вузе было бесплатное. Но качество образования было очень хорошее. Это были незабываемые годы! Счастливые и весёлые! Познавательные и беспечные! Это наша юность! На библиотечный факультет Пермского института культуры набирали в начале восьмидесятых 90 человек студентов. Было три группы по трём направлениям: общественно-политическая литература, художественная литература и искусство, детская литература. Мне повезло, что я попала в группу БЛ. Это библиография художественной литературы и искусства. Но у меня студенческого билета пока не было.
Мне его дали только после первой зимней сессии. Так как предполагался отсев студентов после первой сессии, брали кандидатов в каждую группу, примерно по два-три человека. Поэтому первая сессия для меня была очень важна. Надо было всё сдать  и зачёты, и экзамены. Нас было  в моей группе три кандидата в студенты, но только двое стали студентками. Поэтому за первую сессию я очень переживала, боялась. Перед экзаменами трусила, плохо спала, но сдала неплохо, с одной тройкой. Это состояние перед экзаменами будет меня частенько подводить в дальнейшем, потому что все трудности учёбы ещё впереди. Самый сложный был третий курс, когда начались сложные специальные предметы и политэкономия. С 20 апреля 1983 года официально устроилась подрабатывать в Горьковку. Получала от времени, сколько проработаю, но ставка была самая маленькая - 80 рублей. Зато набиралась опыта работы библиографом. Меня спасали хорошая память и большое стремление учиться и учиться, познавать всё новое, открывать интересное, особенно в области литературы : от античности до двадцатого века. Так как я была не очень умной, но интеллекта намного выше среднего, то училась неплохо. Общественная работа меня не интересовала ни в школе, ни в институте. Девочка-пермячка шла медленно к своей цели - окончить институт и стать хорошим специалистом - библиографом. Для меня было главное - это учёба.
По античной литературе не было хрестоматий и учебника, поэтому я занималась в читальном зале профсоюзной библиотеки ДК Свердлова и брала тексты художественной литературы на дом в других библиотеках. Я любила ходить в кино, рядом с корпусом № 2 института был кинотеатр, а чуть подальше кинотеатр «Россия», в театры, на концерты, особенно. проходящие в нашем институте, в главном корпусе № 1. Ещё на первом курсе прошла прослушивание в хор нашего факультета. Не помню, как звали руководителя хора, молодую симпатичную женщину, но мне она тогда понравилась, особенно когда отметила, что голос у меня широкого диапазона. Наш хор выступал на первой театральной весне, и нам хлопали. К этой весне готовился весь библиотечный факультет. Мы с Галиной Мышкиной пели «Лучинушку». Наше пение понравилось, мы прошли на театральную весну института. Для меня это было неожиданно. Мы пели на сцене концертного зала с колоннами в шерстяных пёстрых полушалках, накинутых на плечи. Мероприятие проходило в главном корпусе института. Спели мы не очень, наверное, хорошо. Мои ноги дрожали в коленках, я переволновалась, взяла выше, Галину плохо слышала, но текст, по-моему, не переврала. Впервые пела дуэтом. До сих пор помню это событие, а вот Галина уже не помнит.
Домашняя девочка имела отдельную комнату с письменным столом, кушеткой и небольшим книжным шкафом. Она не знала, что такое жить в девятиэтажном общежитии с лифтом и двухэтажными кроватями.
 Я не смогла бы там жить, готовиться к экзаменам, сдавать сессии и учиться, так как привыкла жить с мамой. Когда готовилась к зачётам и экзаменам, то выключала радио и использовала два вида памяти: слуховую и зрительную.
. Наша группа БЛ по составу студенток была сборная:  половина группы - это пермячки, а остальные девушки ; из разных городов, сёл, деревень Кировской, Пермской областей и Республики Удмуртии.
 Куратором нашей группы была преподаватель литературы Любовь Андреевна Чупракова. Добрая, с чувством такта, иногда она присутствовала на экзаменах и нас защищала, помогала. Я общалась со всеми студентками нашей группы.Я была девушкой среднего ума, но интелекта выше среднего. Меня тогда интересовали темы по зарубежной литературе, культуре, история  изобразительного искусства.

У нас были знающие, хорошие преподаватели. Зарубежную литературу XIX века вела кандидат филологических наук, доцент Людмила Алексеевна Шипицина. Она так эмоционально с примерами читала лекции, что заслушаешься. До сих пор помню, что такое «сноб» и «снобизм». Спецкурс по библиографии читали: кандидат педагогических наук, профессор, библиограф-теоретик от Бога Анна Ивановна Исаченкова и старший преподаватель Маргарита Христофоровна Касаткина.  Маргарита Христофоровна увлекательно читала лекции по книговедческой части предмета «Библиография литературы и искусства». Так же эмоционально, с интересными примерами рассказывала на лекциях кандидат филологических наук,  Нина Фёдоровна Аверина, которая мне очень нравилась как преподаватель, поэтому я взяла у ней на первом курсе тему курсовой работы «Пермское книгоиздание, 1917 - 1939 гг».
На нашем факультете работал студенческий научный кружок по истории книги, которым руководила более десяти лет Нина Фёдоровна Аверина. Там много было необычного, интересного. Это и общение с точки зрения книговедческой науки  с Ниной Фёдоровной, с однокурсницами.
В дальнейшем я  стала председателем этого научного кружка. Это было для меня новое, неизведанное направление. Мне открылся новый мир исследований и анализа, обобщения и выводов.
Это произошло, когда ещё работала над первой курсовой работой по истории Пермской книги. Тема была сложная, так как источников по ней не было, хронологический  период тоже сложный : от начала Советской власти до открытия Пермского книжного издательства. Поэтому приходилось смотреть каждую книжку этого периода, анализировать: состояние обложки, бумаги, тиража, тематику, качество печати  Надо было посмотреть как можно больше книжных изданий разных издательств, работающих в Перми, Кунгуре, Осе. Сравнить эти издания и сделать выводы, поэтому  составлялись рабочие таблицы. Рождался исследователь! Книг этого периода было немного, но находились они в разных местах: Пермской областной библиотеке им. А.М. Горького, в библиотеке и фондах Пермского краеведческого музея и Пермского государственного архива. Начала с библиотеки Пермского краеведческого музея, где читального зала не было, а была крохотная комнатка, где стоял стол для работы с каталогами. В Пермской областной библиотеке книги были отражены в каталогах, но в фондах их не  было, или было очень мало, в основном мне шли отказы - это старое издание. Я купила пачку бумаги в клетку, получила общую консультацию от руководителя курсовой Нины Фёдоровны Авериной, и начала творить – писать работу.
Когда написала черновик курсовой, то долго сомневалась и медлила, боялась подойти к руководителю и  показать. Но время поджимало, пришлось. Получила положительную оценку руководителя курсовой работы. Особенно ей понравилсяно мой подход к работе, анализ изданий обрадовал Нину Фёдоровну. Курсовая работа получилась. Из дальнейшем её напечатали, хотели отправить на конкурс, но не получилось. Из курсовой я сделала научныйдоклад, который Нина Фёдоровна одобрила, только просила добавить фразу, что я "смотрела книги в разных библиотеках". С докладом «Пермское книгоиздание в 1917–1939 годах» в конце ноября 1982 года я полетела самолётом в Ростов-на-Дону с Надеждой Копотевой (Егоровой)  на Всероссийскую научную конференцию студентов педагогических вузов. Здесь хорошо выступила на библиотечной секции. Была удостоена за  доклад диплома второй степени, который получила в торжественной обстановке на сцене ростовской филармонии.

     отрывок