Морозы вскрыли старые проблемы

Анастасия Павленко
История двух четырехэтажек №№46, 48 на почти 100 квартир в махалле «Лолазор» г. Самарканда, возле которых сейчас развернута круглосуточная военно-полевая кухня от Центрального военного округа, может послужить ярким примером того, как работает (не работает) система коммунального обеспечения в стране, в частности Самарканде. Люди в эти морозные дни оказались отрезанными от газа, электричества и, соответственно, воды, потому что в доме промерзли трубы. Невыносимые бытовые условия вынудили обратиться их с заявлением на портал Президента, иначе семьям с детьми и стариками было попросту не выжить.

Махнули рукой

Домам, расположенным рядом с Самаркандским государственным архитектурно-строительным институтом, чуть более сорока лет. Они были рассчитаны на семьи преподавателей данного вуза, и поначалу всё шло неплохо, пока не развалилась советская система управления жилищным хозяйством и на многоэтажки не махнули рукой. Вместо «жэков» появлялись и исчезали вороватые «ширкаты», которые собирали деньги с жильцов, но ничего не делали для благоустройства домов, замены труб и так далее.

- За весь период существования наших домов здесь ни разу не проводился капитальный ремонт, только косметический в виде побелки подъездов, - говорит доцент СамГАСИ, известный эксперт по архитектуре и градостроительству в стране Рахим Авазов. – Посмотрите на фасады, везде видна кирпичная кладка, то есть никакой теплоизоляции не осталось. Кто-то своими силами штукатурит наружные стены, но этого явно недостаточно. У нас большая проблема с поставкой природного газа. В свое время он был неплохой, но сейчас к трубе присоединились жители соседней махалли «Кул», а также две новостройки, к которым идут мощные ГРП. На наши дома газа уже не остается, хотя газовики уверяют, что природное топливо к нам поставляется. Та же ситуация с электроэнергией. Наш трансформаторный пункт был рассчитан на два наших дома и школу. Сейчас от него идут кабели в соседнюю махаллю. Во время веерных отключений соседи переключаются на наш ТП, естественно, он не выдерживает нагрузки и постоянно взрывается. Жители своими силами в свое время проводили здесь воду, но сейчас к трубе подсоединились из соседних махаллей, напора не хватает, люди ставят насосы, но из-за постоянных перебоев электроснабжения они тоже не работают. Из-за холода замерзла водопроводная система, лично у меня полетел двухконтурный котел, который я поставил в надежде, что зимой будет газ, который нам обещали…


Рахим Шамсиевич вынужден был переехать временно к дочери в Микрорайон, у которой, по крайней мере, тепло, хотя свет тоже периодически выключают, но газ помогает пережить стужу.

В подобной ситуации оказались многие самаркандцы: у одних нет света, другие мучаются отсутствием природного газа, у третьих замерзли водопроводные трубы и канализация, на четвертых обрушились сразу все проблемы оптом. Официально власти ссылаются на аномальные холода, хотя в Узгидромете заявили, что морозы, которые привели страну к энергетическому коллапсу на прошлой неделе, не являются самыми сильными за всю историю гидрометеорологических наблюдений.

Как оказалось, в истории метеонаблюдений в Узбекистане было много холодных зим. Самой морозной была зима 1968-1969 годов. На сайте архива погоды http://www.pogodaiklimat.ru указано, что в Самарканде в 7 января 1969 года зафиксирована температура -25.40С. А самая продолжительная зима наблюдалась в январе 2008 года, тогда целый месяц столбик термометра не поднимался выше нуля градусов. Но никто не говорил об аномальных морозах или жаре (летом), никто не винил природу в неподготовленности коммунальной сферы к естественным последствиям зимы. Сейчас же вдруг это стало трэндом оправданий халатности, некомпетентности и коррупции…

Нет доверия коммунальным службам

На днях Президентом страны был снят с должности хоким Ташкента – столицы, которая в эти студеные дни тоже стала жертвой тех самых проблем, какие не первый год испытывали на себе жители в регионах республики. Испытывали в отсутствие заявленных аномальных природных явлений.

Мы привыкли, что у нас центральное отопление только в отчетах коммунальных служб и «до подъезда». На случай отсутствия газа в трубах у нас есть газовый баллон даже в квартире. Когда скачет напряжение в электросети, на дорогую технику припасен трансформатор, когда нет электроэнергии вообще, включаются китайские аккумуляторные фонари или зажигаются свечи. Мы, жители многоэтажного сектора, утепляем стены и пол коврами, окна – пленкой, закрываем щели в дверях и, конечно, у всех дома есть электробогреватели или украинские печки. Словом, наученные горьким опытом, стараемся сами подготовиться к зимним «традициям» электросети, горгаза и горводоканала, хотя нас ежегодно уверяют, что «в этом году проблем точно не будет». Но мы понимаем, что нас опять обманывают.

Сомнения в правдивости заявлений энергоснабжающих предприятий возникают из-за того, что до сих пор неизвестно, сколько же нужно электроэнергии и природного газа для нормального функционирования Самаркандской области и, в частности, Самарканда? Сколько энергии (газа и света) поставляется населению и в организации по годам, сезонам, районам? А ведь это важная информация для общественного контроля, выработки рекомендаций, принятия хоть каких-то мер против коррупционных и незаконных действий на местах.

Как отмечалось в Постановлении Президента №4388 от 9 июля 2019 года, устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себе регуляторные функции и коммерческую деятельность, препятствует внедрению на предприятиях нефтегазовой отрасли современного менеджмента, повышению их финансовой устойчивости и рентабельности.

К сожалению, непрозрачность управления - особенно распределение ресурсов на местах, - и катастрофическая зависимость отрасли от госчиновников всё еще давлеет над рынком. И это несмотря на то, что предприятия энергетической промышленности несколько лет как стали акционерными обществами, несмотря на внедрение автоматической системы учета потребления энергоресурсов.

«Административно-командные методы с элементами коррупции в распределении энергоресурсов… становятся очевидными, если мы обратим внимание на снабжение энергоресурсами новостроек. К примеру, как объяснить факты, когда не принятые в эксплуатацию жилые объекты заселяются людьми, которым без заключения полагающихся договоров, вне предварительных заявок на энергоресурсы, поставляются электроэнергия и магистральный газ? Как объяснить повсеместные случаи одобрения АО «Худудгазтаъминот» и АО «Региональные электрические сети» посадки на старые изношенные коммуникации новых многоэтажных домов, которые создают дополнительную нагрузку на пробитые кабели и дырявые магистрали? Кто даст ответ, почему заказанные ранее жильцами махаллей ТП или ГРП для замены изношенных агрегатов в старых жилых массивах по их поступлению с заводов вдруг перенаправляются в массивы новые?». Это отрывок из моей статьи «Газовая проблема: попытка разобраться», которую я писала в ноябре 2020 года.

Что изменилось после этого? Увы, ничего. На поставленные вопросы никто так и не ответил, зато стало больше многоэтажного новостроя, в котором пока еще не накопилось столько проблем, но энергии туда направляется в разы больше. Ведь там нет центрального отопления, у всех двухконтурные котлы, теплые полы и, увы, никакой гарантии по энергоэффективности самого здания.

Забыли об энергоэффективности…

В своих пресс-конференциях управление строительства (ныне строительства и жилищно-коммунального хозяйства) ни разу не подняло тему энергоэффективности новых жилых объектов. Такое ощущение, что при сдаче новостроя просто забыли о существовании КМК 2.01.04-97 «Строительная теплотехника», соблюдение которых при проектировании зданий и сооружений призваны сократить потери тепла зимой и поступлений тепла летом. А ведь контроль за соблюдением нормативов резко сократило бы теплопотери, значит, электроэнергию и природный газ!

По данным доклада «Энергоэффективность в зданиях: скрытый ресурс устойчивого развития Узбекистана», подготовленного несколько лет назад Центром экономических исследований при поддержке Государственного комитета по архитектуре и строительству и ПРООН, две трети энергии, реализуемой населению, идет на отопление жилищ. Сектор жилых зданий — крупнейший потребитель энергии в республике. В целом, на здания с учетом выработки электрической и тепловой энергии расходуется порядка 50 процентов от общего расхода природного газа в стране.

«Со временем теплоизоляция в многоэтажных домах теряет свою надежность - тепло уходит через сейсмические швы, подвалы, крыши, лестничные клетки. Помогаем этому процессу и мы сами, например, убирая в квартирах двери, разделяющие балконы и внутренние комнаты. Вычисления экспертов показывают, что, если утеплить крышу и подвал, в квартирах станет теплее», - отмечается в докладе.

Вроде бы элементарные вещи, которые должны знать со школьной скамьи, но они не соблюдаются! Шифер на крышах в старых жилых массивах меняют на теплопроводимую жесть без дополнительных теплоизоляционных материалов, новые пластиковые трубы в подвалах не изолируются, фасады вместо штукатурки в 20 мм просто белят, украшая пенопластом, который отваливается после первых дождей. И на все, кстати, выделяются бюджетные средства. В результате возникают такие ситуации, как в доме №12 массива Саттепо, где начисто в эти дни замерзла канализация и отходами с верхних этажей затопило нижние. Ответственность за случившееся ни горводоканал, ни жилтоварищество, ни управляющая компания брать на себя не хочет.

А страдают как всегда люди…


Самаркандцы в соцсетях

«Здравствуйте, уважаемая администрация города и застройщики компании SXF! Вот уже четыре дня сидим без воды из-за замерших труб. На первых этажах у инвалидов и слепых замёрзли унитазы, извините за грубость, но г...но хлещет наружу. Мы, по мере возможности, таскаем воду инвалидам и слепым со двора из крана, откуда идет вода с песком и ржавчиной. На верхних этажах даже замерзли батареи. Нам как выживать? Когда строили этот дом, вы могли предусмотреть это все? Могли обернуть трубы, чтоб этого всего избежать? Сегодня у всех на первых этажах канализация хлещет домой. Что нам делать? Вы не отвечаете на звонки. Наш дом не принадлежит к жкх. Нас посылают к застройщику, который не думает даже поднять трубку. Есть, кто за это отвечает? Я промолчу про свет, которого нет у нас вообще. Мы вернулись назад в прошлое?!»

Тимур БАННОВ.

«Как замечательно бесчеловечно начался год заботы государства о своих гражданах - с отключения газа! В эти морозы многие "осчастливленные" такой "заботой" пытаются выжить любой ценой, некоторые - за счет соседей, высасывая весь газ из труб насосами. Живут в тепле, готовят горячую еду, принимают душ. Как ни в чем ни бывало. Я их не осуждаю, хотя и оправдать не могу. Взывать к совести бесполезно, да, и с чего им совеститься, если само правительство, обещав заботиться, обрекло многомиллионное население на холод. Если местные власти призывают обращаться в (абсолютно бесполезные) штабы для, якобы, быстрого решения проблем с газом и другими коммунальными вопросами. Самим-то не смешно предлагать такое?

Страшно представить в этой связи, что ожидает нас в ближайшие десятилетия, когда начнётся острая нехватка воды - кто-то будет выкачивать всю воду из труб, плескаться в своём бассейне, а кто-то будет судорожно искать ведро воды, экономя каждую каплю. И не дай бог продовольственный кризис - сосед без чести и совести спокойно переступит через умирающего от жажды и голода, лишь бы его семья была сыта и в тепле...

Такие невеселые мысли посещают, когда смотрю на градусник с 0' на кухне, куда я выхожу, как космонавт в открытый космос, и слушаю свист насоса, когда открываю вентиль конфорки газовой плиты».

Масуда СУЛТАНОВА.