Концепция выставки Владимира Яковлева

Соня Никольская
   Отредактирую в ближайшее время. 4 апреля 2024

Дарья, я подумала, что для идеи выставки много информации не нужно (для этого существуют искусствоведческие статьи), потому не стала цитировать общеизвестные факты. А просто подумала об основной мысли нашего с мамой желания выставить Яковлева, и кто он для нас, как зрителей, прежде всего.
   Наша коллекция насчитывает до 200 работ, выполненных в различной технике, и охватывает период с 1963 по 1998 годы. Портреты мамы и абстракция маслом в 63-м – жемчужины собрания. «Портрет девушки», также 63-й – потребовал от Яковлева совершенства техники. Очень горжусь им. Серия работ 93-го года, выполненная цветными мелками, очаровывает и влюбляет в себя с первого взгляда. Вообще о цветах Яковлева можно говорить бесконечно, они прекрасны. И даже простые, на первый взгляд, рисунки дышат на бумаге с неистовой волей к жизни. Но перейду к главному.

   Основная идея выставки – чтобы помнили… А помнить, – значит впустить в своё сердце. И, быть может, изменить взгляд на Другое искусство, тем самым, расширив своё представление о живописи.
   Бывает так, что художника предают забвению последующие поколения. И плоды творчества Мастера не приносят драгоценных плодов, как если бы талант был зарыт в землю, где талант – это художник, а владелец таланта – публика. Помню, мы с мамой приняли решение разыскать Владимира Яковлева в непростое для нас время. Время духовного кризиса как в стране, так и в нашей жизни. Это было не так просто, как могло показаться в начале. И после неудачных попыток найти Яковлева через Союз художников на экраны кинотеатров Повторного фильма в 1988 году выходит кинолента режиссера-документалиста Иосифа Пастернака «Черный Квадрат» о художниках-шестидесятниках. А это, не побоюсь этого слова, золотой фонд советского авангарда прошлого столетия. В фильме были представлены такие художники как Эдуард Штейнберг, Илья Кабаков, Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Анатолий Зверев, Вадим Сидур, Владимир Яковлев, Герман Виноградов (музыкант-митагог 80-х) – сегодня уже классики современного искусства. Тогда же, в хрущевскую оттепель, они только выходили на арену андерграундной художественной жизни. Фильм охватывал период неофициального русского искусства с 1957 года до громкой премьеры культового фильма Сергея Соловьева «Асса», рассказывая среди прочего о нашумевшей в 1974 году «Бульдозерной выставке». История встречи документалиста с «отцом русского авангарда 60-х годов» Владимиром Яковлевым происходила на территории Психиатрической больницы № 16 в деревне Авдотьино в Подмосковье. Так мы нашли того, кого покинул шумный мир известности и славы. Мы приехали ко всеми покинутому художнику. И начался наш путь духовного возрождения, который длился 10 лет до его кончины.

Об отверженности.
   Не покидайте художника, когда он молчит. Протяните ему руку помощи. Быть может, он заговорит именно с вами и таким ярким языком, что прислушается весь мир, а он будет видеть перед собой только вас. Вы для него станете источником жизни и вдохновения.
   На мой взгляд, выставка художника – это, прежде всего, приглашение к диалогу, к диалогу со зрителем. И говорит он с нами своею душой, воплощенной в образах и красках. Это такой разговор в красках по душам, как если бы встретились два незнакомых человека и, найдя общий язык, не могли наговориться.


Красный цветок

Три лепестка вселенского цветка – образ Троицы на бумаге
в карандаше, в душе слепого художника Яковлева.
За нежно-розовыми ликами сокрыт новозаветный смысл,
но чаша, чаша слишком велика, как велика была смертельной мукой
наполненная жизнь безумного Маэстро линии и красок.
"А-а-а", – закройте уши, это крик. И он кричал, кричала психбольница.
Нет, ему не снится, ничего не снится. Он слишком одинок, чтобы Морфей
раскрашивал тоску ночного и полуденного сна… Придя в себя,
закрыв на время дверь психушки, он рисовал невиданные по красоте цветы,
которых не существовало в жизни, – быть может, лишь в Раю… (1)


   Когда в 1991 году Иосиф Пастернак позвонил маме, чтобы взять у нее интервью для нового фильма о Владимире Яковлеве, она отказалась, объяснив это тем, что все, что она делает для Володи, – она делает для Бога, и публичность в этом вопросе ей ни к чему. Но после, договорившись с режиссером, что её слова не будут опубликованы в прессе, подробно рассказала о поездках к художнику загород. О том, как после первого приезда Яковлева к нам домой, в июне 1989 года, я неожиданно начала рисовать. О своём первом знакомстве с Яковлевым в 1963 году и о том, как они с Володей отправились к Георгию Костаки, – коллекционеру русского авангарда, чтобы показать окончательный вариант портрета мамы ну и сам оригинал.


Обнаженное эхо

   Я не знаю, слышны ли мои шаги, когда
   Я иду по ветру собственной боли?

   Плача, взгляды стучатся о стены домов,
   обнажая эхо улыбок и слов,
   здравствуй, эхо.

   Я не знаю, goodbye ли вертит мною во сне, когда
   Ты признавался – тебе больно вдвойне?

   Плача, руки стекают с холстов на стене,
   обнажая эхо желтым всхлипом во мгле,
   желтым камнем.

   Но вижу во сне,
   мне рисует чья-то рука на холсте
   обнаженное эхо. (2)


2 февраля 2023




____________
1) Стихотворение автора, посвященное художнику Владимиру Яковлеву http://proza.ru/2013/07/29/1655
2) Стихотворение автора (Мистический урок), посвященное музыканту-мистагогу 80-х Герману Виноградову и художнику Владимиру Яковлеву http://proza.ru/2009/09/26/946 
3) Фотография Льва Мелихова из каталога выставки Владимира Яковлева(Москва, 1995), выпущенного Третьяковской галереей к 60-летию художника. На фото: С.Т.Никольская, Соня Никольская, М.М.Фотиев, Владимир Яковлев и др. Фотография снята на квартире профессора МИСиС Фотиева М.М. в день рождения В.Яковлева 15 марта 1993 года.
4) Репортаж "Художник Владимир Яковлев. Интервью с его ученицей" можно почитать здесь http://proza.ru/2010/05/02/1305
5) Наши с мамой мемуары "Художник Владимир Яковлев" здесь  http://proza.ru/2009/12/13/1157