Белое стало чёрным

Аркадий Шакшин
                Духовность человека
                и есть расцвет сил его созидания
                Борис Гатауллин
 В жизни каждого человека происходят события, которые предопределяют ход всей его жизни. Особенно они важны в тот момент, когда необходимо определить выбор смысла твоей будущей жизни. Эти события важны особенно в переломные моменты не только самого человека, но и общества, в котором он живёт.
 
 24 февраля 2023 года исполнялся год со дня начала специальной военной операции на Украине. Время, в которое жил Алексей, разделилось до события этого дня и после. Еще до начала СВО Алексей, раздумывая о смысле жизни, понимал, что жить так, как жил он, мыслить, как мыслил он, принимать те условия жизни, которые ему предлагали, становилось невыносимо. Иногда он начинал думать, что он сходит с ума, так как вместо выработанных норм и принципов человеческой жизни за его долгую жизнь во главу угла главными становились нормы жизни, противоречащие его миропониманию. Вместо взаимовыручки в трудной жизненной ситуации, дружеской поддержки, друзья специально ставят палки в колёса, противодействуют и не желают быть поддержкой в достижении поставленной им цели. Зависть, жестокость, лицемерие, сквернословие становится нормой жизни, а такое отрицательное человеческое, как цинизм, стал в нашей жизни обыденным делом. Алексей хорошо понимал, что глубоко циничные люди демонстративно пренебрегают общепринятыми моральными и нравственными ценностями.

   Алексей понимал, что за все последние тридцать лет жизни, после развала Союза, на его глазах происходило постепенное уничтожение главных, выработанных за годы строительства советского государства идеологических, религиозных и культурных ценностей, и во многих направлениях общественной жизни желало лучшего. Особенно его беспокоило подрастающее поколение, которое за эти годы буквально переориентировалось, открестилось от общепринятых норм жизни и в свои приоритеты поставило индивидуализм, материальное благополучие. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое, и на первый план выдвинулись такие, как «ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой». Стало прослеживаться четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определялась наличием дорогостоящих благ, славы и известности. Во многих случаях некоторую часть молодёжи можно было назвать безбашенной, без внутреннего стержня, и на некоторых нельзя было положиться в сложных жизненных ситуациях, в которых требуется незамедлительное, но обдуманное твёрдое решение. Алексей понимал, что для изменения сложившейся ситуации только событие мирового масштаба должно остановить это медленное самоуничтожение человека в стране, в которой он жил, после которого должен был начаться отчет нового времени.
   
    Уже будучи в курортном городе Сочи, Алексей узнал, что в его республику приехали в отпуск участники специальной военной операции. Двое из них вернулись в одну из деревень Иглинского района, где с ними была организована встреча с жителями их родной деревни. Алексей сожалел о том, что он не был дома и не был на этой встрече. Он давно хотел встретиться с участниками СВО, поговорить с ними, задать вопросы, узнать психологию современного человека — участника настоящих боевых действий. Алексей был сыном участника Великой Отечественной войны, но его родной отец никогда не рассказывал ему о войне, о том, какая она была. Как она откликалась в его памяти, он познавал её через скрежет его зубов во время его сна и тех «боевых действий», которые он устраивал в родном доме, когда отец возвращался домой после встречи с такими же, как он, участниками той войны.
Не думал Алексей, что Бог устроит встречу с этими мальчишками в городе Пятигорск, куда он приехал после Краснодара, где встречался с семьей приемного сына, хотя об этом никто никогда не говорил, но негласно это было так. Здесь, в Краснодаре, он впервые встретился с детьми, которых его дети Анна и Вася взяли на воспитание — двух девочек и мальчика из детского приюта.

  Утром он решил пройтись по окрестностям города Пятигорска, ознакомиться с достопримечательностями, находившимися рядом с отелем, в котором он остановился. Во время прогулки по городу он увидел местный храм, куда он решил зайти, чтобы поставить свечи за упокой души ушедших его друзей, за здравие его приемных детей и попросить всех святых помочь Анне забеременеть. После смерти Любочки, о которой Анна сильно горевала, рождение девочек, которым были уже выбраны имена — Верочки и Наденьки, о которых они все мечтали, было бы очень уместным и необходимым утешением в её горе после смерти дочери.

Поставив свечи за упокой умерших одноклассников и друзей, за здравие всех близких, кого он вспомнил, и постояв у иконы Казанской матери, где попросил у неё помощи Анне в зачатии её долгожданных дочерей, Алексей присел на лавочку, чтобы собраться мыслями и подумать о своей будущей жизни.
Буквально через минуту двери храма отворились, и в него одним за одним стали входить трое молодых парней в военной форме. Парни, перекрестившись на входе в Спасский кафедральный собор, разошлись по залу храма к иконам святых, чтобы свершить обряд посещения — поставить свечи, почитать молитвы за помин умерших и за здравие живых.
 Алексей, увидев участников СВО, с любопытством стал рассматривать их, сбылась его мечта, он вживую увидел участников Специальной военной операции, живых Героев, настоящих военных, мужчин-защитников Родины. Решение он принял незамедлительно. Алексей понимал, если он сейчас не подойдет и не заговорит с парнями, другой такой возможности еще долго не будет. Он по возрасту и по состоянию здоровья не мог оказаться на передовой, чтобы узнать, что значит Специальная военная операция, поэтому он стал ждать окончания их посещения храма, чтобы сразу подойти, познакомиться и задать им несколько вопросов, ответы на которые могли дать только они, участники в Специальной военной операции.
   
    От увиденных живых участников боевых действий волнение охватило Алексея. Перед ним стояли те, кто уже показал своё бесстрашие, мужество, способность пойти ради жизни других на войну и встать на пути смерти. Незамедлительно, без тени сомнения, не жалея своих жизней, и вступить в бой с врагом в любую погоду, чтобы выполнить любой непосильный, нечеловеческий тяжелый труд. Алексей смотрел на парней, которые были для него детьми, которые были готовы в любую минуту пойти и выполнить, возможно, ценой своей жизни, непосильный, нечеловеческий тяжелый труд. Он смотрел на здоровых молодых парней, которые, может, неделю назад были на передовой и шаг за шагом ценой своей жизни отвоёвывали каждую пядь земли, принадлежавшей когда-то Союзу Советских Социалистических Республик, но главное, где там, в холодных подвалах домов, ждали русские люди — женщины, дети, бабушки и дедушки, очень похожие на таких же русских людей, которых они оставили на своей малой родине. Алексей смотрел на них и видел вроде бы таких же молодых людей на гражданке, которые не видели войны, и они вроде бы ничем не отличались друг от друга, но они уже были другими, совсем непохожими на него, на таких же, как он, по разным причинам оставшихся в тылу. Это были совершенно другие люди, это были люди нового времени, отчет которому дали такие же, как они, люди, испытавшие, почем фунт лиха, прошедшие дороги войны, увидевшие смерть близких людей, познавшие запах крови, посмотревших смерти в глаза.

 Извините, — обратился Алексей к одному из военных, направляющегося к выходу из храма, — можно к вам обратиться?
— Да, — с улыбкой на лице и удивлением ответил он.
— Вы случайно не участники Специальной военной операции?
— Да, — еще больше удивляясь, ответил военный.
— Вы не могли ли мне уделить несколько минут вашего времени, — извиняясь и в то же время боясь услышать отказ, спросил Алексей военного, пошедшего на разговор с ним. — А можно задать вам несколько вопросов?
— Да, конечно, задавайте, я с удовольствием отвечу, — ответил он и стал ждать вопроса Алексея.

  — Представьтесь, пожалуйста, — задал вопрос Алексей. Он не заметил, как перешел на свой профессиональный разговор, как внештатный корреспондент одного из региональных телеканалов России, ждавший каждый день именно этой встречи с этими людьми с того момента, когда он со своими односельчанами проводил в период частичной мобилизации на Специальную военную операцию таких же мальчишек с их района. Его, как журналиста и просто как человека, интересовал вопрос, как меняет война сознание мобилизованных, что становится главным в их понимании после того, как они впервые сойдутся с глазу на глаз с передовой, услышат первые взрывы бомб и снарядов, увидят в ночи летящие трассирующие пули, узнают о погибших товарищах, а потом впервые увидят, как смерть на их глазах забирает лучших из лучших их товарищей по оружию, а они при этом ничего не могут сделать, несмотря на оказанную первую медицинскую помощь.

  Скажите, Андрей, — еле сдерживая и не показывая волнение от подкатившего комка к его горлу, Алексей продолжил: — как меняется сознание участника специальной военной операции за период прохождения службы на специальной военной операции? После заданного вопроса Алексей посмотрел в глаза Андрея, которые почему-то светились необыкновенным божественным светом, не то от посещения храма, не то от того, что он приехал в незнакомый город, в котором он мечтал побывать с детства. В этот момент Алексей видел перед собой человека, не прошедшего войну, а видел обыкновенного ребенка, у которого сбылась давнишняя мечта, и он радуется этому обстоятельству. Глядя на Андрея и ожидая ответ бойца специальной военной операции, Алексей, думавший, что Андрей будет долго искать ответ на его вопрос, вдруг услышал: «За время службы в моём сознании белое стало черным». Ответ Андрея буквально обескуражил Алексея, и он, по началу, никак не мог понять смысл слов: «белое стало черным», которые ввели его в замешательство, и которое, к его счастью, никто не заметил. Тут подошли остальные ребята, и Алексей попросил сослуживцев выйти из храма и продолжить разговор.

   Определившись с местом, где можно было поговорить, Алексей представился, сказав, что он по профессии журналист и пишет репортажи на тему специальной военной операции, и попросил представиться ребят. Как оказалось, двоих ребят звали Андреями, а одного — Дмитрием. Алексей тут же попросил у них дать ему интервью и рассказать о себе и о том, что они хотели сказать всем, кто находится сейчас в тылу и представления не имеет, что происходит там на передовой. Самым разговорчивым из парней оказался Андрей, который задал задачку Алексею с признанием о том, что специальная военная операция поменяла его сознание и представление о смысле жизни, секрет которого был скрыт в словах «белое стало черным». Именно эти слова запали в сознание Алексея, и смысл которых Алексей хотел расшифровать.

  Как оказалось, все трое были представителями знаменитого полка Рамзана Кадырова «Ахмат», что для Алексея было совсем неожиданным подарком судьбы. Брать интервью у бойцов полка Рамзана Кадырова было честью для Алексея. Парни ехали в отпуск к себе на родину после битвы у города Соледара, о взятии которого под контроль Российской армии в середине января по официальным источникам прошла информация.
 
 - Вернулись со специальной военной операции, были под Соледаром, - начал свой рассказ Андрей, участник специальной военной операции, - нам нужна ваша поддержка не в интернете, которого там у нас нет, а нужна ваша поддержка в тех же самых детских рисунках, которые вызывают у самых строгих, жестких солдат необыкновенные чувства, пробивают слезу, туманят глаза. Нам хочется чувствовать вашу поддержку, вашу любовь там, на передовой. Мы должны постоянно чувствовать душой и сердцем, что вы нас поддерживаете, что ждете каждого из нас живыми, здоровыми. Молитесь за нас, какой бы веры вы ни были, потому что победа будет за нами. С нами Бог. Аминь!

   Почувствовав, что Андрей закончил свой рассказ, Алексей задал тут же вопрос, касающийся воспитания подрастающего поколения: «Что необходимо научиться делать молодому поколению, чтобы стать такими, как вы?»
- Любить Родину. Это всё! - тут же ответил Дмитрий на вопрос Алексея.
А что такое Родина в вашем понятии? Может, это олицетворение вашей матери? - задал сопутствующий вопрос Дмитрию Алексей.
У каждого по-своему — это и мама, и твоя малая Родина, и Россия-матушка, — ответил Дмитрий.
— А меня, — продолжил Алексей, — это всё-таки это защита нашей Веры. Какой бы вы веры ни были — мусульманской, буддийской, православной, католической, для меня это всё же Вера, потому что сейчас в мире идет истребление нашей Веры, нашей культуры, нашей цивилизации. Мы воюем не с Украиной, не с братским народом, мы воюем со всем миром. Когда люди отрезвеют и поймут это, что мы воюем с наемными войсками, когда люди поймут, что мы не за землю воюем, а воюем за общечеловеческие ценности, тогда люди отрезвеют и начнут думать по-другому. Только с этим пониманием можно выиграть войну, потому что Бог видит, кто прав, и Бог ставит правду превыше всего. Аминь!
И в дополнение к словам Андрея еще один Андрей сказал, подводя итоговую черту диалога Алексея с ребятами, прибывшим в отпуск со специальной военной операции.
— За нами правда, — сказал второй Андрей, — победа будет за нами!

 Алексей, желая как-то отблагодарить парней, прибывших с Украины с СВО, пригласил их в кафетерий выпить по чашке кофе в надежде услышать еще что-нибудь важное для его будущего рассказа.

  В кафетерии Андрей уже за столом показал несколько фотографий его боевых друзей, некоторых из которых уже не было в живых. Было видно, что эти фотографии были дороги ему, как те боевые товарищи, которые были изображены на них. В этот момент Алексей, слушая разговор ребят и видя только радость и улыбки на их лицах, нутром, всеми своими нервами, которые, как ему показались в этот момент, обнажились, почувствовал, что скрывалось за этими улыбками, то, что пережили бойцы там, на такой далекой для нас, гражданских, но такой близкой для них войне, где они благодаря этим обстоятельствам научились прятать свои переживания и душевную боль по погибшим однополчанам. Они научились прятать незаживающую, кровоточащую сердечную рану от увиденной смерти мирных жителей Украины и, чтобы не расстраивать родных и близких, здесь, в тылу, на гражданке, они, понявшие, каким несправедливым стал мир по отношению к людям, как благодаря западным и американским политикам он перевернулся и как всё в этой жизни, и белое стало превращаться в чёрное. Алексей тут до глубины души понял, что эти ребята, сидящие рядом с ним за одним столом, они не просто герои с большой буквы, это люди, которых должна знать вся страна и гордиться ими. Гордиться только потому, что они добровольно, осознавая всю ответственность за принятое решение, пошли на специальную военную операцию, потому что, уходя туда, они понимали, что идут защищать интересы своей Родины, интересы Российской Федерации. И тут Алексей понял, что он должен делать для всех них, находясь здесь, в тылу. Он как журналист должен рассказывать о них всем людям его большой страны, чтобы на их примере росли их сыновья, сыновья их друзей, всё то новое поколение, которое придёт на смену им, героям специальной военной операции, чтобы они были готовы, как и эти парни, встать на защиту своей Родины.

 Андрей, сидя за столом в кафе, всё листал и листал страницы своего телефона и показывал фотографии боевых друзей, вспоминая при этом свой боевой путь с ними. И тут Алексей увидел в телефоне Андрея фотографию Героя России Магомеда Нурбагандова, убитого боевиками, и который произнес свою знаменитую фразу: «Работайте, братья!», и которая разлетелась по всей России, и которая стала источником мотивации для бойцов СВО в борьбе со злом. В этот момент Андрей, не показывая своих переживаний, он просто листал свой телефон и что-то искал. Тут лицо Андрея застыло и на какое-то время приняло серьезный вид. Улыбка ребенка ушла с его лица и приобрела мужественность и твердость. И тут он начал читать стихотворение, написанное одним из его друзей там, на передовой. Слушая его, Алексей всё четче и четче начинал осознавать и понимать душу российского солдата, его чаяния и переживания, но которые он никогда не покажет, зная, что главный смысл его жизни как бойца Российской армии, задача всей его жизни — это защита его Родины-матери, малой родины, где живут его родная мама, жена, дети и старшее поколение, которое вложило всё самое лучшее в него в период его воспитания, — это и Веру в Бога, и Надежду, и Любовь. И именно в этом видел Андрей и его друзья силу своего духа, духа русского солдата, которую не сломил и не сломит ни один враг, пришедший с мечом на его Родину. Андрей начал читать, и на какой-то момент в кафетерии воцарилась тишина, все слушали то, что было написано там, где лилась кровь русского солдата.

 Ну что, народ! Садитесь поудобней.
Смартфон. Пивко. И праздничный угар.
Смотрите шоу, как для вас сегодня
Освобождает "Вагнер" Соледар.

Мороз за двадцать. В сердце лютый холод.
Тут отогреться непосильный труд.
Но для пути вперёд есть сильный довод,
В подвалах наши люди русских ждут.

За шагом шаг. Порожек за порожком.
Как клещ вцепился в каждый дом рагуль.
Враг зол и смел, на зеркало похожий,
И кажется, снежинок меньше пуль.

Летят окурки дальше, чем гранаты.
Пошла возня - и тупятся ножи.
Здесь за Россию рубятся солдаты,
За право русских вновь по-русски жить.

Прекрасен бой на телеграмм канале,
Без вкуса крови, запаха мочи,
Живая плоть не корчится в металле,
И позывной у друга не молчит.

А там, на грани столкновений армий,
В объятьях смерти, заглушая стон,
Срывая ногти, матерятся парни,
Когда в стволе заклинило патрон.

А мы сидим, как будто в кинозале,
Не осознав военную беду,
Чтоб города быстрей освобождали,
Мы быть должны не в зрительном ряду.

Пока бойцы несут и наше бремя,
Нам в телефонах глупо пропадать.
Любой из нас, обязан в это время
Хоть чем-нибудь, но фронту помогать!

  Несколько секунд воцарившейся в кафетерии тишины стали той незаметной минутой молчания в дань памяти погибших на этой войне.
- Ну что, мы, наверное, пойдем, - произнес Андрей, прерывая воцарившую тишину, - нам еще надо посмотреть город и ехать к своим родным. Улыбка вновь появилась на лице ребят, она была такой необыкновенной, по-настоящему по-детски чистой и доброй. И тут Алексей понял, что парни радуются жизни, тому, что они защищают, а защищают они мирное яркое солнце, неизвестно откуда на короткое время появившееся на небе и под которым живём все мы. Попрощавшись с бойцами специальной военной операции, пожав им крепкие мужские руки, Алексей поспешил в свой отель, переполненный новыми мыслями, чувствами, с необыкновенной верой и надеждой в наших защитников Родины, под названием Российская Федерация, и любовью к жизни, которой так радовались пацаны, ненадолго вернувшиеся с фронта.