Почему Россия - не Америка

Жека Никитин
                Почему Россия – не Америка 4

                Часть 4

                Продолжение

                Семьдесят семь лет назад государственный департамент США получил телеграмму из американского посольства в Москве.  В ней ставилась цель исследовать первопричины образа действий кремлевских правителей, и депеша произвела моментальное воздействие. «Длинная телеграмма», составленная молодым дипломатом Джорджем Кеннаном, лежала в основе политики Соединенных Штатов в отношении Советского Союза на протяжении всего следующего
пятидесятилетия.
                Хотя СССР уже давно нет, но Запад снова пытается понять, что движет кремлевскими лидерами. Многие верят, что принципы, которыми руководствовался Кеннан, предлагая политику «сдерживания», все еще применимы, что маячит призрак новой холодной войны, на этот
раз против возрождающейся России Владимира Путина.
                Россия в самом деле трансформировалась с тех пор, как Путин стал президентом в 2000 году, и проблема ее соответствия существующим в мире дипломатическим и экономическим структурам (в частности, в том, что касается рынков энергоносителей) стало наводить на серьезные размышления; не по реальным действиям, а исходя из умозрительных предположений о ее намерениях.
                Сразу после крушения социализма американские политики считали, что имперские амбиции России развеялись, а внешнюю политику по отношению к ней можно строить без учета прежних дипломатических наработок. А такая необходимость, у них была вполне очевидна, поскольку страна, находящаяся в сердце мировой геополитики, являлась наследницей Советского Союза. После уничтожения его обманным путём, Запад предпочитал вовлекать Россию в позитивные взаимоотношения, используя в качестве средства воздействия поощрение политико-экономических реформ. Однако этот, инструмент оказался не способен подменить собой серьезные усилия, направленные на противодействие России этой длительной традиции и её стремлению восстановить свой статус великой державы.
                Благодаря высоким ценам на энергоносители хаос в России начала 1990-х сменился экономическим ростом (в среднем 6,5 % в год) – в результате ВВП перевалил важный рубеж в один триллион долларов. Уровень жизни повысился (чего нельзя сказать о ее продолжительности), активно стал формироваться и обретать уверенность средний класс, на фондовом рынке отмечался бум; Россия занимает третье место в мире по золотовалютным запасам; зафиксировано огромное положительное сальдо по текущим операциям, погашаются последние долги, накопленные в начале 1990-х годов. Рубль стал полностью конвертируемой и, возможно, еще недооцененной валютой.
                Россия уже должна была стать членом ВТО и население в то время было благодарно Путину, за тот период стабильности и роста экономики. Поэтому нет ничего удивительного в том времени, что рейтинг популярности Путина устойчиво держится в районе 70 %, чему мог бы позавидовать
любой политик. Премьер – министром во времена его первого правления был с 7 мая 2000-го — 24 февраля 2004 года, Касьянов и его кабинет запомнились рядом удачных экономических реформ. А также обидным прозвищем Миша 2% — так недоброжелатели прозвали Касьянова, намекая на его долю в коррупционных схемах. Касьянов покинул пост накануне второго президентского срока Владимира Путина. Как считают, причина в расхождениях взглядов премьера и президента на дела ЮКОСа.
                Вместе с тем каждый российский шаг вперед во время второго президентского срока Владимира Путина неизменно сопровождался шагом назад. Усиление государственного контроля над экономикой, особенно в области энергетики, где, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государство удвоило свою долю в нефтедобыче за последние три года, породило коррупцию и снизило эффективность. Серьезной коммунистической политической оппозиции стали затыкать рот. Независимые газеты, теле - и радиостанции закрываются или берутся под контроль правительством и его сторонниками. Избранных в регионах губернаторов сменили кремлевские ставленники, а Государственная дума российского парламента становится прокремлёвской, и он стремится монополизировать всю власть в стране.
                Со слов генерал – майора МВД Владимира Овчинского: «Настоящим поражением в войне с преступностью обернулось роковое решение 2008 года, когда были расформированы УБОПы (управления по борьбе с организованной преступностью), а все силы вскоре были брошены на борьбу с пресловутыми экстремистами. В результате этого необдуманного шага мы потеряли структуры, которые должны заниматься оргпреступностью, а вместе с ними большое количество профессионалов, кроме того, дела оперативного учета в отношении организованных бандитских группировок были потеряны или уничтожены. Хотя общественность уверяли, что все сохранено. Из-за этого в масштабах страны бесконтрольными остались до 80 тысяч активных членов организованных преступных групп».
                «Никогда - ни в 1980-х, ни в 1990-х - не было такого масштабного присутствия в ОПГ представителей официальных госструктур. Можно с уверенностью говорить о том, что у нас в стране нет ни одной «незапятнанной» госструктуры - будь то правительство, министерства, аппарат губернаторов или мэрия, - продолжает доктор юридических наук Владимир Овчинский. - Двадцать лет назад только редкому бандиту удавалось «пролезть во власть». Таким «счастливчиком» стал, например, вор в законе по кличке Пудель, получивший статус общественного помощника президента РФ Бориса Ельцина. Его кто-то в свое время ему подсунул, но это длилось недолго, другой единичный пример - известный бандит Михаил Монастырский, севший в депутатское кресло. Но это все единичные примеры. Массового характера это не носило, вот в чем главная разница. Сейчас же происходит некое «огосударствление мафии» - мафиозные структуры фактически стали замещать реальное руководство».
                Криминолог обращает внимание и на еще одну опасную тенденцию - на смену ОПГ в России пришли кланы. По его словам, ОПГ можно привлечь к ответственности, но сломать клан Фемиде не под силу. Оболочка клана, состоящая из представителей интеллигенции (врачей, экономистов, учителей), считает преступное ядро авангардом и готова его защищать. Со слов криминолога, никто из старых бандитов не стал законопослушным гражданином после «отсидки». По закону криминального мира - если был лидером, то им и остался. «Генерала МВД могут отправить на пенсию и забыть, а у мафии генералов преступного мира на пенсию не отправляют», - утверждает бывший глава российского бюро Интерпола.
Не меньшую тревогу в то время вызывает и внешняя политика России. На дипломатическом уровне Москва берет под защиту Иран с его ядерными амбициями. Все это не должно удивлять, поскольку цель Путина остается неизменной с самого начала его президентства: возродить величие России. В отличие от Бориса Ельцина, считавшего несходство взглядов необходимой частью демократического общества, то Путин первым делом вознамерился урезать влияние политической оппозиции, видя в этом важный шаг на пути возрождения централизованной власти.
                Порядок, власть (включая право участвовать в разделе доходов от добычи природных ресурсов), а также восстановление былого влияния на международной арене, но вовсе не демократия или права человека – вот главные приоритеты сегодняшнего Кремля. Ольга Крыштановская, глава Центра изучения элиты Института социологии РАН, утверждает, что «78 % высшего эшелона власти можно считать бывшими сотрудниками госбезопасности. И несмотря на впечатляющий экономический рост, внутриполитические проблемы просто поражают».
Увеличившийся алкоголизм и распадающаяся система здравоохранения ведут к
демографической катастрофе: численность населения ежегодно уменьшается в среднем на 700 тыс. человек. Большинство демографов предполагают, что к середине XXI века произойдет еще более резкое сокращение народонаселения и в стране будет проживать менее 100 млн человек.
                Устойчивость экономического роста зиждется на высоких ценах на нефть, которые вряд ли долго могут удержаться. Высокие цены на энергоносители и экспорт сырья позволили России стать десятой экономикой мира. Но эта цифра приводится исходя из предположения, что цена на нефть остается на уровне 61 доллара за баррель, тогда как она в то время уже упала ниже этой отметки. Помимо энергоносителей Россия экспортирует преимущественно вооружение, причем половина всех продаж приходится на современную военную авиацию. Такого рода отсутствие диверсификации в экономике делает страну уязвимой для любого падения цен на мировых нефтяных и товарных рынках.
                Социальное неравенство, и без того вопиющее, постоянно усиливается. Как явствует из доклада ОЭСР, коррупция достигла еще больших размеров, чем при Борисе Ельцине. Вмешательство государства в принятие решений бизнесом достигло наивысшего уровня. При отсутствии правового государства ныне растущий средний класс никогда не обретет той уверенности, в которой нуждается для поддержания современной экономики. В это время начинается отсеивание порядочных предпринимателей, путём давления на них силовых ведомств и на смену им появляется когорта предпринимателей, готовых действовать по указке криминальных лидеров, начинается работа в «чёрную». В российской армии процветает взяточничество; офицеры фактически продают призывников в рабство. Элементарное пренебрежение своими обязанностями со стороны правительства приводит к разнообразным последствиям – от появления новых опасных разновидностей туберкулеза до возникновения исламистского экстремизма среди мусульман, которые составляют 17 % российского населения.
                Коррупция и хаос в правительственных структурах означали, что Москва не могла бросить серьезный стратегический вызов Западу. Но сегодня благодаря нефтяному возрождению и более жестко организованной системе управления такое противостояние возможно, особенно в сфере мирового экспорта энергоносителей.
                После распада Советского Союза Запад ошибочно посчитал, что понизившийся статус России позволяет ему больше не считаться с мнением Кремля в международной дипломатии и что страна лишилась права играть заметную роль в мировой политике и стал её игнорировать.
                При этом он целенаправленно стал заниматься бывшими советскими республиками, стараясь внедрить в них свою форму взаимодействия. На границе с Россией стали возникать очаги напряжённости и располагаться подразделения НАТО. Это заставило Москву воспринимать в качестве недружественных действий попытки Запада внедрения в восточноевропейские страны
показывая их принадлежность к западным альянсам; это и породило нынешние проблемы.
                На протяжении почти всего времени после распада СССР, отношение Соединенных Штатов и Европы к действиям России определялось их восприятием российских реформ. Похоже, в основе западной политики лежит предпосылка, что мирную эволюцию можно обеспечить с помощью
демократии и путем направления энергии обновленной России в русло развития рыночной экономики. Поэтому западная дипломатия до сих пор считала своей главной задачей углубление российских реформ, памятуя об опыте реализации плана Маршалла и забыв о традиционных внешнеполитических соображениях.
                Однако стремление России восстановить свой контроль на территориях, которые она когда-то контролировала, несомненно, более важный фактор, чем реформы. После распада Советского Союза на Российская Федерация обрела границы, не отражавшие исторических реалий. Поэтому Москва стала тратить много энергии и сил на восстановление если не полного контроля в
утраченной империи, то хотя бы своего политического влияния. Наряду с этим Россия все чаще стала обращать свои взоры на восток и все активнее интегрироваться в структуры динамичной Азии, локомотивом которой является быстрорастущая китайская экономика.
                С началом военной операции на Украине, возникшая экономическая блокада России ведет революционным изменениям в ее отношениях со странами Закавказья и Средней Азии. Времена, когда Москва была для них старшим братом, уходят в прошлое. Россия перестает быть для этих стран привлекательным рынком труда и становится заложником их готовности выполнять роль экспортного и финансового моста с внешним миром. Для самих республик, включая беднейшие Армению, Киргизию и Таджикистан, это не только риск попасть под вторичные санкции, но и уникальный шанс.
                Сегодня Россия переживает новый поток эмиграции, сравнимый с Русским исходом 20-х годов. Страну покидают программисты, финансисты, юристы, консультанты, специалисты по логистике и сельскому хозяйству, связисты и технари. При этом впервые за 30 лет этот поток обращен в страны ЕАЭС. Россияне открывают их для себя уже не как источник чужой трудовой миграции, а как направление собственной. Центральная Азия принимает сейчас «толпы» беженцев, причем едут и в Кыргызстан, и в Таджикистан, - отмечает у себя в Facebook Сергей Абашин, зав сектором Центральной Азии Института востоковедения РАН.  При этом, снизился объем денежных переводов мигрантов на родину, упала покупательная способность граждан этих стран. С другой стороны, все они получают шанс хорошо заработать на посредничестве между Россией и остальным миром.
                Наблюдается рост значимости Казахстана и других стран Средней Азии для РФ и это может усилить их позиции в отношениях с Москвой. Пожалуй, впервые за всю историю назревает ситуация, когда не РФ, а ее бывшие имперские окраины смогут теперь диктовать ей условия. Постсоветское пространство выходит из тени России, и обретает новую перспективу. Практически повторяется история Советского союза, когда республики Средней Азии и запада СССР жили лучше, чем РСФСР, Ташкент, Баку, Алма-Ата, Ереван могут стать комфортными местами для российских бизнесов и граждан.
                Российское влияние в Средней Азии пока сохраняется в самых разных сферах, и в ближайшем будущем коллапс ему не грозит. Правда, про долгосрочную перспективу этого не скажешь. Начавшиеся неудачи на украинском фронте разрушили миф о мощной российской армии, что заставило всерьез занервничать страны, зависящие от российского зонтика безопасности. Это не значит, что ОДКБ скоро распадется, но потенциал для его расширения становится нулевым.
                Российская мягкая сила в Средней Азии тает на глазах. В Бишкеке и Алматы прошло несколько антивоенных протестов, развлекательные площадки отказывают российским звездам, русский язык теряет популярность, а местные провайдеры расширяют списки нероссийских телеканалов. Среднеазиатские СМИ стараются освещать события на Украине не по-нашему, за что в России их блокирует Роскомнадзор. В общественном обсуждении снова всплывают темы деколонизации.
                Главной опорой российского влияния в Средней Азии остается доверие между политическими элитами. Во главе этих режимов стоят примерно одни и те же люди — пожилые мужчины, выросшие в советское время и общающиеся друг с другом на русском. Они знакомы не одно десятилетие, а новичков обязательно отправляют на смотрины в Москву. Ровно, как и раньше, только тогда отправляли в Англию.
                Пока эти режимы не рискуют ссориться с Кремлем и очень сдержанно отвечают на растущий общественный запрос на отдаление от России — сокращают уроки русского языка в школах или переименовывают улицы. Но элиты в Средней Азии постепенно меняются вместе с обществом, которое по-прежнему очень молодое — средний возраст половины жителей ниже 30 лет. Они не застали советские времена, меньше говорят на русском языке и не считают Россию примером для подражания.
                Среднеазиатские государства никогда не были так самостоятельны, как сегодня, а общества в этих странах — так требовательны к своему руководству, в том числе в вопросах внешней политики. А Москва вместо того, чтобы признать субъектность стран Средней Азии и заниматься собственной привлекательностью, требует от бывших советских республик не разрушать унаследованное Кремлем историческое доминирование. Хотя то время, когда все эти страны были братскими народами, прошло сразу же после перестройки. У России были все возможности для того, чтобы страны Средней Азии сами к ней вновь потянулись, но вместо этого она пытается остановить время. А это невозможно. Российское влияние в регионе начинает увядать и при таком российском правительстве ничего хорошего ожидать не приходится.
                Не так давно, Узбекистан в лице его нынешней власти демонстративно бросил русским исторический вызов – в стиле Украины и Прибалтики и на радость Западу. Он касается тех репрессий, которые прокатились по его территории, во времена гражданской войны.
                Хотя, Россия в XIX веке пришла в Среднюю Азию, избавив её от вековой отсталости, междоусобицы, принеся с собой современное образование, науку, инфраструктуру (телефон в Бухаре появился в 1899 году), промышленность, процветающее сельское хозяйство, развивая обширнейший регион в основном за свой счёт, а не разграбив его, как англичане Индию.
                Но нам вменяют в вину 100 тысяч репрессированных узбеков и 13 тысяч – «беспощадно расстрелянных». Хотя они не хотят вспоминать, что сами басмачи не щадили никого – ни русских, ни местных сторонников перемен, благодаря жертвам и труду которых появился современный Узбекистан. Были случаи, когда басмачи вырезали целые селения. И, кстати, президент Узбекистана, конечно, не вспомнил, сколько миллионов русских и других советских людей насильственно погибли в те же самые годы. Он не преминул также подчеркнуть о получении независимости в результате перестройки. Хотя без распада СССР высокопоставленными чиновниками, и находившимся под их патронажем «цеховикам» и уголовников, невозможно было бы так быстро тотально разворовать страну и вывезти её богатства на Запад, организовав заодно свои незалежные Украины и ханства. А 100 лет назад, если бы басмачи победили, получилось бы им стать только британским протекторатом, чтобы мало чем отличаться сегодня от Афганистана, ибо эпоха расцвета государств региона началась и завершилась в Средневековье.
                «Русские придумали ложные обвинения, чтобы подавить наших лидеров», – утверждал президент Узбекистана. – это Москва в то время придумала коррупцию в Узбекистане».
                А с ней на самом деле активно боролись и в конечном итоге «цеховики» совратили кремлёвских мечтателей.  Она, и погубила, в конце концов, СССР. Немалую толику в этом принёс будущий президент СССР М. Горбачёв, будучи первым секретарём Ставропольского Края, при котором «цеховики» там расплодились, как после дождя. Во время его смотрин в Англии, у него в то время уже была «золотая карта» (обладатель 100 млн. долл.)

                Продолжение следует