ИДА

Любовь Матвеева-Поротикова
               
                "Старого тянет вниз, а молодого ввысь",
                "Что про то говорить, чего не можно воротить." (русск. пог.)               

                Много-много лет я мечтала о поездке в Одессу. Дважды я там уже бывала, виделась с роднёй… Когда-то давно, ещё в шестидесятые годы,  моя тётя Поля – жена погибшего на войне брата моего отца Михаила Поротикова, переселилась туда со своими тремя детьми –  Анной, Василием и Идой, рождёными до войны, из Петропавловска. Всех вырастила, всем дала образование, со временем семья расселилась. А вот дружба между детьми  была очень условная, и после смерти матери, тёти Поли , оборвалась навсегда… Жили в одном городе – Одессе,  но не общались… Так бывает…
                Ида Поротикова была очень красива, но впервые вышла замуж уже в сорок лет. И хоть муж, Яков Яцук, оказался достойным человеком, рожать детей было поздно. Якову тоже было сорок,  работал прорабом в строительном институте, где работала и Ида. Прожили они больше одиннадцати  лет, муж умер. Умер странной смертью – поехал под Одессу, в  деревню «Большая долина» повидаться с роднёй, которые любили выпить. Видно,  выпили по случаю приезда, но что – неизвестно. И Яков умер мгновенной смертью. Якобы, от инфаркта.
                - Я его не хоронила, - вспоминала Ида, - родня мне его тело не отдала, похоронили его там же, на родине. А потом оказалось – несколько лет получали за него пенсию, как за живого… Украинцы - они такие!..
                Ида сделала ещё попытку обзавестись семьёй – на этот раз неудачно. Через год они разошлись. От института, где работала Ида, ей дали однокомнатную квартиру в центре Одессы, на улице Троицкой. Сюда я и прибежала в первый день пребывания в Одессе на этот раз, чтобы повидать двоюродную сестру. Что-то она перестала отвечать на мои звонки из Петропавловска…
               Вот улица Троицкая, нужный дом, я узнаю дверь квартиры Иды, но ответом на все мои звонки и стуки – молчание. Жива ли сестра? Ведь в апреле следующего, 2018 года, ей будет уже девяносто… Звоню соседям… И узнаю – жива! Забрали её добрые люди, чтобы досмотреть… А в Идиной квартире  делается ремонт…
              Спасибо доброй соседке Людмиле – она позвонила опекуну Иды, бывшему её сослуживцу и соседу Ивану Семёновичу Нищенко. Спасибо судьбе – день был субботний, и он оказался дома. Спасибо самому Ивану Семёновичу – действительно, добрый и отзывчивый человек. Чтобы дать мне возможность увидеться с родственницей, он отложил все дела, и немедленно прибежал за мной, чтобы сопроводить к сестре, на его новую квартиру, на улице Успенской. Это –  не очень далеко, через несколько кварталов.
             И вот я обнимаю сестру… Какая она стала маленькая и худенькая! Впрочем, она всегда была миниатюрной. Оказывается, дело не только в этом – недавно Ида переболела тяжёлой формой воспаления лёгких, лежала в больнице, и семья Ивана Семёновича всё делала для того, чтобы помочь ей преодолеть болезнь!
             - Живу, как у Христа за пазухой! – сообщила мне Ида. Похоже, она говорила правду – у неё отдельная комната, рядом – кухня, где она и возилась, когда я пришла. По всему видно – люди живут в достатке. Иван Семёнович показал мне всю квартиру, напоил чаем и даже взялся готовить обед, пока мы с Идой погрузились в воспоминания давно минувших дней – сестра рассказывала мне о подробностях жизни нашей семьи и, в частности, моих родителей. Оказалось, я знала далеко не всё…
              Здоровье Иды теперь пошло на лад… Мы сфотографировались на память, хоть я надеялась ещё забежать к ним, и попрощались. Я снова попытаюсь увидеться с ней через два дня, принесу ей одну из своих книг и семейное фото, где она совсем молоденькая. Но их мне придётся передать через соседку Валентину – все будут на работе, и открыть на этот раз мне будет некому…
              - Вот такие хорошие люди присматривают теперь за моей сестрой, - с удивлением поделюсь я со случайной собеседницей в трамвае, тоже Людмилой.
              - А вы напрасно удивляетесь, - скажет она мне. – У нас, в Одессе, так не поступают со стариками, как где-нибудь в Москве, из-за квартиры. – У нас, действительно, хорошо, честно,  с любовью смотрят за ними… Такие у нас люди…
              Оказывается, в Одессе живут только хорошие люди… А те, которые устроили бойню у Дома Профсоюзов, наверное, были приезжими…

              Прошёл год... В 2018 году я попробую снова "прорваться" до Одессы, но смогу доехать только до Киева. На Украине внезапно объявили военное положение, и я рада была снова вернуться в Москву. Потом пандемия, уже никуда не ездила. Вдруг через несколько лет, уже 2022 году, возникло резкое желание позвонить Иде! Я набрала опекунов. Оказалось, что Иду ВЧЕРА похоронили!.. Почувствовала что-то - и позвонила! Так что, видно, опекуны действительно оказались хорошими людьми, если сестра дожила у них до 94 лет!

              На фото Ида Поротикова. Молодая была красивая, а теперь вот такая...