Каким я увидела С. Дали после просмотра выставки л

Северина Валуа
Недавно я была в Питере, на 3 дня.
Встретилась с подругами, навестила родственников и успела посетить выставку репродукций литографий Сальвадора Дали (по совету знакомой).
Посмотрела на его иллюстрации к произведениям, в том числе к сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Если бы не знала, что это картины С. Дали, то вряд ли догадалась, кто художник.

Экскурсию мне провел аудиогид. После увиденного и услышанного, мне захотелось узнать о художнике больше.

Наверно, я была очарована его бабочками, маками и символами в картинах. Ещё меня удивило, что его подпись не постоянна.
Зависит ли она от его настроения или несет в себе смысл неповторимости каждого полотна?
Ища ответа, я стала ползать по сайтам, выискивая новые факты, секретные истории.

Но как ни странно - поиски еще больше поставили меня в тупик.

Сложилось мнение, что это на удивление плодотворный, противоречивый и самоуверенный человек, возомнивший себя гением, убедивший остальных в этом.

Среди его работ, есть полотна, где изображен В. Ленин, со слов самого Дали, художник испытывал возбуждение, когда рисовал Гитлера, восхищался Наполеоном.

Не знаю почему, но я сравнила бы его с Леонардо да Винчи, которого он тоже считал великим художником, и даже пытался ему подражать.

Сейчас с картин С. Дали, пытаются воспроизвести сюрреалистические предметы и воплотить их в жизнь (мебель, часы, столовые приборы, одежда).

Ходячая реклама, гений эпатажа. Модельер, дизайнер, писатель, изобретатель, скульптор… и среди прочих - художник.

Он появлялся в скафандре, в гробу, на овосипеде (похоже на зорбинг/человек в шаре) и в дождливом такси (дождь шел в салоне машины).

Гала Дали:

«Чтобы услышали, увидели, обратили внимание, требуется скандал. Чем ярче, чем громче, тем лучше», -слоган маркетолога, который работает и по сей день.

Его леопардовый или ракообразный принт и многослойность нарядов, пиджак с рюмками, накладные крылья – способны вдохновлять модельеров, артистов и сегодня.

Какие-то его каракули, да простите невежду, становятся вензелями и визитной карточкой в рекламе и в логотипе современных фирм. (те же самые усы, образ Дон Кихота)
Повторение одного и того же предмета из одного полотна в другое, напоминают колоду карт, которую носила в сумочке Гала.

Я не удивлюсь, если именно она подсказывала ему тему картин, раскладывая пасьянс на столе.

- Что ты видел сегодня во сне?
А потом, она трактовала его сон исходя из значений сонника, своих гадальных карт или, используя работы З. Фрейда, а, может, перетасовав все вместе, подавала идею мужу. Сальвадор, пропустив через свое воображение и видение, писал картину, очередное творение, рисуя сознательно - подсознательные вещи.

И, пусть, со слов современников, его жена заставляла работать, зарабатывать, была алчной и расточительной, но он же работал. Творил, писал и достаточно плодотворно.

Удивительно, как одна женщина могла более 50 лет быть для художника всем: музой, женой, любовницей, другом, маркетологом и продюсером.

Смею предположить, что она не подпускала его к себе так близко, как ему этого хотелось. Держала на расстоянии и убедила, что наличие у нее любовников, будет только усиливать его желание, фантазии, ревность, давать поводы для сплетен, вызывать бурю эмоций, благотворно влияющих на творчество Сальвадора.

Цитируя, Сальвадора Дали:

«Тот факт, что я не понимаю, что означают мои картины, когда я рисую их, не означает, что они не имеют смысла.»

«Кто-то вроде меня, который притворяется настоящим сумасшедшим, живет и организован с пифагорейской точностью»

«Любить деньги так, как мне нравится, не что иное, как мистическое. Деньги — это слава.»

Пустота, растерянность и бездействие, вот, что постигло художника после смерти жены.

И гений, который всю свою жизнь доказывал свою неординарность, неповторимость и уникальность предстает перед миром – старым больным, одиноким и слабым человеком.

Практически ничего не пишет, не выходит в свет, никого не принимает.

Художник, который так часто заигрывал со смертью в своих произведениях, которой любил мистику, бессознательное, не смог передать ту боль потери, которую он пережил, те метаморфозы которые произошли с ним или с Гала.

И мне кажется, что он прозрел, выпустил свое другое – «Я», которое подавило в нем гения и сравняло с обычными людьми, если не с пустотой.

Кто был всем - тот стал никем.

И тем не менее, после смерти творца – его картины продолжают жить, книги разрывают на цитаты, а расплавленные часы – показывать точное время.