Крепка и нерушима с папой связь...

Евгения Зинченко
Статья-воспоминание посвящена моему отцу Зинченко Александру Ивановичу (23.07.1946 - 19.09.2021) - известному фотокорреспонденту, фотожурналисту города Новый Уренгой.

Мир фотографии открылся мне с раннего детства.  Открылся через моего отца, Александра Зинченко, открылся его глазами и Сердцем. С момента, как стала осознавать себя своим детским сознанием, папу чаще всего видела с фотоаппаратом в руках. Он снимал постоянно - маму, меня маленькую, друзей, все события, которые происходили вокруг. Особенно счастливые события! Свадьбы, дни рождения, выпускные вечера. Став чуть старше я всегда с большим увлечением рассматривала свои детские фотографии, мамины портреты (их папа делал огромное количество, отражая в снимках изысканную красоту и тонкие черты лица любимой женщины), фото живописных уголков природы и забавные снимки лесных жителей и домашних любимцев. В каждом фото была целая жизнь и читалась какая-то история! Глядя на папины снимки, моё детское воображение всегда рисовало красочные образы: вот, заброшенный старый автобус в лесу, про него в классе третьем я написала небольшой рассказ, немного грустный, о том, как он служил людям верой и правдой, а теперь ржавеет никому не нужный возле края болота. И как он вообще туда попал? И моё детское воображение несло меня дальше, я уже разглядела его новую миссию быть гостеприимным местечком для зверушек, а может быть и самим порталом для гостей из Космоса! А, вот, славная белочка, глазки-бусинки, в лапках орешек. Она будто рассказывает мне увлекательную историю, которую надо успеть запомнить, потому что через секунду уже исчезнет в листве её яркий пушистый хвост...
Но больше всего на папиных снимках я вижу людей - какие-то события, спортивные мероприятия, майские парады, выступления танцевальных коллективов.  К слову сказать с четырёх лет папа водил меня на танцы в детский ансамбль "Барвиночек", спутник известного  взрослого ансамбля народного танца имени Вирского, и в нашем семейном архиве сохранилось множество фотографий конца семидесятых - начала восьмидесятых годов с моих выступлений на различных сценах города Киева, в том числе Театра Оперы и Балета, и Дворца Культуры «Украина».
А сколько счастья и радости запечатлено папой на фото наших поездок в Крым! О, это целая серия моих самых светлых детских воспоминаний! Посёлок Отрадное, что под Гурзуфом, слегка штормовое море, а мы с папой плывём на катамаране подальше за буйки, чтобы подарить Нептуну корабль, сделанный своими руками! До сих пор всплывают чувства захватывающего восторга и одновременно сожаления от расставания, которые ярко прожила тогда, в восьмилетнем возрасте...
Я очень любила оставаться с папой вдвоём! Всегда с большим интересом и вниманием наблюдала, как он ловко и умело мастерит! Детские табуреты, шкафчики, полочки, забор с красивой калиткой на даче, к которой мы потом прикрепили волшебный колокольчик! Помню, как папа заливал фундамент под веранду к дачному домику и всё мечтал о камине, в котором будет разводить огонь долгими зимними вечерами...
Огонь папа очень любил, это была его стихия! Он родился под огненным знаком Льва и все качества, присущие этому знаку, были в нем ярко проявлены - щедрость и открытость Сердца, широта Души, высокий уровень интеллекта, незаурядные творческие способности! Потомок дворянина (его дедушка, Балаклеев Иван Иванович, был общественным деятелем, заседал в Государственной Думе, писал философские труды), коренной киевлянин, родившийся на следующий год после Великой Победы, отец взрастил в себе пламя Чести и Совести и всегда руководствовался этими понятиями в жизни. При этом он был Исследователем и Мечтателем, а также Хранителем истории своего Рода и своего народа.
В 1985-ом году пытливый Дух позвал отца на далёкий Крайний Север! Душа искала своё предназначение, а Мечта и Сердце вели! Папа был готов к любой работе, при этом ставил и видел чёткую цель - заниматься любимым делом и приносить пользу людям! И любовь к фотографии, а также природные способности к написанию текстов и стихов, привели моего отца, Александра Зинченко, в фотожурналистику, где он в полной мере смог выразить себя и свои устремления. Новый Уренгой по праву может гордиться своим соотечественником! Таковым он стал для него за 36 лет жизни в этом суровом крае.  Папа полюбил Север всей Душой! Мои фотоальбомы пополнились прекрасными пейзажами северной природы! Глазами папы я увидела тундру, её летние красоты, осеннюю щедрость и зимнее безмолвие. Её всепобеждающую Весну! Я с радостью читала папины репортажи с места событий, он присылал газеты со своими публикациями в посылках, привозил их с собой, приезжая в отпуск.
С 14 лет я стала видеться с папой лишь раз в год, а позже бывало и реже, но всю его Любовь ощущала в полной мере, как и прежде! Мы писали друг другу письма и это были целые рассказы! Я росла, из девочки-подростка превратилась в девушку, после школы поступила и окончила институт, вышла замуж, родила четырёх сыновей. Но папа всегда был и остаётся для меня самым главным и дорогим человеком в жизни! Он беззаветно любил меня, свою дочь, и я унаследовала его самые главные качества и черты характера - доброжелательность, открытость Миру, искреннюю радость Жизни! От папы и по Роду мне достался дар писать стихи, и я счастлива, что через них могу выразить своё чувствование Мира, а также всю свою Любовь и Благодарность к Жизни!
И сегодня папина искра Любви, папина частичка творческого Огня говорит через меня. Говорит открыто, искренне и честно! И я твёрдо верю, что "...пока пишется строка, жизнь Поэта продлена!" Мой отец, Зинченко Александр Иванович, продолжает жить в своих фотографиях, стихах и письмах! Я счастлива и благодарна, что у меня есть возможность смотреть видеосюжеты и фильмы о жизни и творчестве моего отца! Я горжусь, что его снимки занимают достойное место в летописи прекрасного города Новый Уренгой! Благодаря папе я влюбилась в Север, в его величественную природу, в его сердечных людей! Я приезжала сюда в 20 и 50 лет. И это - очень знаковые вехи на моём жизненном Пути!
В моём архиве много папиных стихов. С трепетом и нежностью перечитываю дорогие Сердцу слова, которые папа написал мне ещё в 1999 году:

Будь счастлива,
Хоть трудно будет иногда,
Любима будь –
Любовь спасает нас всегда,
Будь умницей во всём,
Не унывай, держись,
Ведь что бы ни было –
Прекрасна эта жизнь!     (31.01.1999 г,)

Бережно храню его лирические стихотворения. В них столько любви, веры, глубины и красоты!

Я сорвал Иван-чай,
И себе подарил
Этот дикий букет
Фиолетово-нежный.
В нём есть грусть и любовь,
И надежды рассвет,
И желание жить
И любить, как и прежде!  (19.07.2016 г.)

Берёзок нежные изгибы
И неба голубого глубина –
Вот Севера волшебные мотивы,
Весны грядущей чудеса.  (02.03.2016 г.)

В осенний золотой наряд
Оделась тундра, затаив дыханье,
Пред зимней северной зимой
Прощальный миг очарованья…  (17.09.1998 г.)

Восхищает и наводит на размышления папина философская лирика:

Вся наша жизнь, как паутины плед
В тумане растворившийся, незримый,
От прошлого до дней грядущих след,
Она, как первая любовь, неповторима.    (2003 г.)

Всё можно оценить,
Пусть мы и не богаты,
Но жизнь у каждого одна -
Её не повторить, однако.   (2016 г.)

Зима прошла, недолгим будет лето,
Но на душе останется всегда
Тепло, которым мы согреты,
Ведь дружба – это навсегда!   (2016 г.)

Папина энергия и жизнелюбие выражались во всём, где есть движение – байдарка, лыжи, бег, туристические походы, фотосъёмка в любую погоду. А также в его коротких и очень метких афоризмах, некоторые из которых превратились в крылатые фразы!

«Не годы старят человека, а преждевременный покой».
«Грусть сама собой пройдёт,
Жизнь тех любит, кто живёт!»
«К морозам нам не привыкать,
Мы любим спорт и… побеждать!»

Папа всей душой мечтал о своей персональной фотовыставке! И название к ней придумал уже давно. «Солнце одно на всех!» - так бы она называлась и это не случайно, ведь на очень многих его фотокартинах Солнце всегда в объективе! Рассветное и закатное, в облаках и в своём зените. Морозное зимнее и жаркое летнее, лёгкое весеннее и грустное осеннее. Солнце отражалось на лицах людей, в их глазах и улыбках, в задорных играх детей и на крестах Храма. А ещё Солнце освещало папину Душу и вдохновляло его творить! В этой точке мы с папой очень похожи, тема Солнца часто звучит и в моей поэзии, а первый сборник стихотворений, который папа однажды презентовал в Новоуренгойской библиотеке, называется «Солнце встаёт». Он проиллюстрирован папиными фотографиями с восходящим Солнцем на Ямбурге, над рекой Пур и во многих других северных местах.

Прошедший без папы год был для меня непростой. Через три месяца после папиного ухода, я прощалась со своей любимой мамочкой. Эти утраты научили меня принятию и прощению, открыли новое понимание и чувствование жизни, подвели к новым осознаниям. Самое главное из них – это вИдение неразрывной связи между родными душами, память о которых живёт в моём Сердце и проливается светом Души в Мир. В самые трудные дни я обращалась к ним в своих молитвах и всегда чувствовала незримую поддержку и безграничную Любовь! Горжусь быть дочерью своих дорогих родителей! Продолжаю писать папе письма Сердца…

Папка, родной мой! Пишу тебе в Вечность...
Март, год две тысячи двадцать второй...
Папка, ты знаешь, сегодня сердечность
Нитью связующей между мной и тобой

Также по-прежнему прорастает,
Также надежду и веру даёт,
Мудрости свет в моё Сердце вселяет,
Нежностью Сердца в день новый ведёт!..

Папка, ты знаешь, я чувствовать стала
Тонких энергий обережный покров,
В Сердце Молитва Любви зазвучала
И проявила в Мир эту Любовь!..

Чувствую Сердцем! Это так просто
Вдруг распахнуть оказалось его!
Знаешь, исчезли ума все вопросы,
Вера и РАдость превыше всего!..

Часто с тобой говорю я ночами,
Столько тепла в моём Сердце тебе
Выразить хочется всеми стихами,
Что прилетают под утро ко мне...

Папка, родной мой, пишу эти строки,
Чувствуя рядом улыбку твою!
Дух мой раскрылся! Настали все сроки!
В Сердце Любовь твою свято храню!
(30.03.2022 г. 7:26)

Я дочь своего отца -
Евгения Александровна!
Мне Жизнь дана от Творца,
Родителями проявлена!
Любимая мама моя -
Черненко Вера Евгеньевна,
Вселила Веру в меня
Своими благословениями!
Папа и мама со мной,
В Сердце моём распахнутом,
Знаю, Мир и покой
Меня оградят от страхов всех!
В Сердце моём Любовь,
Молитва души обережная,
Благославляю вновь
Мир на Земле одержанный!   
(28.02.2022 г.)

Крепка и нерушима с папой связь!
Я под счастливою звездою родилась!
Столько Любви, заботы и тепла
От папы с детства в Сердце приняла.

Души моей прекраснейший цветок -
От папиной Любви живой росток,
Его я в Сердце бережно храню
И трепетно по Жизни с ним иду.

Со мною рядом папа мой всегда,
Не разделяли нас границы никогда...
Вне времени лишь крепче наша связь.
Я под счастливою Звездою родилась!
(29.10.2021 г.)

С Любовью и Благодарностью ко всем людям, кто помнит, ценит, чтит и дорожит дружбой с моим отцом, Зинченко Александром Ивановичем, дочь Евгения Зинченко.

13-14.09.2022 г.



P.S. C 13.10.2022 г. по 13.11.2022 г. в Новоуренгойском городском Музее изобразительных искусств прошла персональная фотовыставка Александра Зинченко "Солнце одно для всех". Выражаю свою искреннюю признательность и благодарность организаторам выставки, директору и сотрудникам Музея, а также всем папиным друзьям и добрым людям, которые хранят в Сердце память о моём отце.