Ч. 365 Либерализм растворяется в сладости власти

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/02/01/942

Великий князь Константин выбрал себе в помощники молодых энергичных офицеров, которых стал продвигать по службе. На них он опирался при проведении всех реформ. В поисках денег для флота провели сокращение управленческого аппарата.

Количество чиновников в Морском министерстве сократили с 1134 до 508 человек. Константин предоставил более широкие права командованию на местах и потребовал упростить и сократить переписку. Благодаря этому получили экономию 388 517 рублей.

Было составлено «Положение по управлению морским ведомством», которое Госсовет утвердил сроком на пять лет, чтобы по результатам работы в течение этого времени внести в него необходимые поправки.

Жизнь постепенно налаживалась. В Морском собрании в Кронштадте шли инструментально-вокальные концерты, давали частые балы, на которые собиралась потанцевать флотская молодёжь, а зрелая публика проводила вечера в буфете и за карточной игрой.

Как писал один из современников, на этих балах «дамы до неприличия обнажали плечи, обвешивали себя полусотней аршин материи и кучей лент, серьгами, браслетами, камнями».

В Кронштадт везли апельсины, лимоны, орехи, миндаль, пряности. Другое дело, кто их мог покупать. Газета «Кронштадтский вестник» публиковала объявления о том, что зубной врач Валленштейн вставляет искусственные зубы, пломбирует зубы золотом, платиной, цементом, белыми массами.

Американскую белую мастику можно было заказывать самому. Продавались «зубной бальзам от боли, зубные полоскания, порошки для чистки зубов». Это было очень важно для моряков, которым много раз приходилось страдать в плаваниях от цинги. Все, кто дослуживался до адмиральского звания, были, как правило, беззубыми.

В 1859 году основная морская мощь Российской империи, сосредоточенная на Балтике, состояла из 5 кораблей, 6 фрегатов, 14 корветов и 6 клиперов. Фрегат «Светлана», корвет «Баян» и императорскую яхту «Штандарт» построили на частной верфи во Франции.

70-пушечный фрегат «Генерал-Адмирал» построили в Нью-Йорке на верфи судостроителя Уэбба. Ещё в 1853 году Николай I собирался заказать в Америке винтовой линейный корабль с мощной паровой машиной.

В 1857 году в США для ведения переговоров с американским судостроителем У. Уэббом о заказе винтового линейного корабля отправили капитана 2 ранга Ивана Алексеевича Шестакова. Но к тому времени в американском флоте появились мощные фрегаты, которые англичане прозвали «переодетыми», поскольку эти корабли обладали мощью, превосходившей линейные корабли.

Великий князь Константин предложил своему венценосному брату построить именно такой фрегат, на что император согласился. Контракт подписали 8 сентября 1857 года, а на следующий день в Нью-Йорке в день 30-летия Великого князя Константина Николаевича состоялась торжественная закладка корабля.

«Генерал-адмирал» прибыл в Кронштадт вооружённый двумя пушками системы Дальгрена, которые тоже купили в США. Остальной артиллерией довооружили в Кронштадте.

На отечественных верфях с учётом увиденного в конструкции кораблей, построенных во Франции и в США, достраивали фрегаты «Олег», «Александр Невский», «Дмитрий Донской». Заложили и более крупные фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск».

Морское министерство оправдывало строительство кораблей за рубежом следующими доводами:  «Заграничная постройка обоих названных фрегатов («Светлана» и "Генерал-Адмирал» - прим. автора) была вызвана,

во-первых, желанием быстрее увеличить после Крымской войны состав нашего парового флота большими боевыми винтовыми фрегатами, в постройке которых мы значительно запоздали перед западными державами;

во-вторых, мы еще не имели тогда соответствующих технических средств и опытных мастеровых для постройки у нас таких больших судов, и в этих судах мы рассчитывали, и не ошиблись, получить образцы тщательной и прочной постройки».

Пройдёт немного времени, и вся боевая мощь российского флота вновь сведётся к нулю.

Не ожидая обнаружить ничего хорошего и нового у себя в стране, Константин принял решение преобразовать все портовые учреждения, адмиралтейства, верфи, доки, магазины по образцу лучших иностранных.

Он дал команду собрать различными путями сведения, включая чертежи, о всех новейших усовершенствованиях в кораблестроении. Самых способных офицеров разных специальностей отправить в командировки за рубеж для сбора сведений и приобретения опыта, попросту говоря, для промышленного шпионажа.

Шестаков, который вместе с группой офицеров занимался приёмкой фрегата «Генерал-Адмирал», побывал в военных училищах США. О результатах этого посещения он написал статью «О военных училищах в Северо-Американских Штатах», в которой сравнил обучение будущих офицеров в США и в России.

Язвительный и острый на язык Иван Алексеевич назвал правила обучения в отечественных военно-морских училищах «произведением больного ума».

«Главное противоречие двух систем в том, - писал Шестаков, - что при нашей вселяется невольно мысль, будто хорошее поведение достойно наград и не есть необходимое условие в быту, а при американской, хорошее поведение есть правило, дурное – исключение».

При Николае I появление подобной статьи было бы немыслимо. Шестаков объяснял это так:  «Во второй половине пятидесятых годов Морской Сборник пользовался возможной свободой при существовавших тогда стеснениях печати.

Впоследствии взгляды забавлявшейся либерализмом власти растворились в её сладости; но в начале управления генерал-адмирала, пока пагубные влияния не соблазнили ещё его пробовать все пути,

когда вмешательство в близкие ко всем и всеми понимаемые вопросы не подвергло его ещё прихотливой оценки публики, оказавшейся не по нутру назойливым советникам и самому августейшему деятелю, великому князю, в скромной сфере своего управления, допускал правду, откровенность, даже хотел, чтобы посторонние следовали его примеру».

Сначала команда великого князя работала дружно, но потом началась борьба за влияние на него, соперничество. Большое раздражение у Шестакова вызывал директор инспекторского департамента контр-адмирал Николай Карлович Краббе. Эта неприязнь у Шестакова потом выросла в откровенную ненависть.

Благодаря Константину, 12 января 1857 года был издан указ об исключении из военного и морского ведомств всех солдатских и матросских детей и кантонистов для обращения их в свободное сельское и городское податные сословия.

Прекратился ужас для семей солдат и матросов, сыновья которых при рождении становились собственностью этих двух министерств.

В николаевское время офицеров запросто разжаловали за провинности в солдаты и матросы.

Поэтому не удивляли приказы в первые годы руководства флотом Константином о производстве в унтер-офицеры матросов 4-го и 6-го экипажей Шульгина и Соболева, разжалованных из офицеров, или о производстве в унтер-офицеры рядового Броневского, бывшего полковника.

Не забывали при великом князе Константине и семьи разжалованных, например, выплата 100 рублей вдове Авдотье Орловой разжалованного в матросы поручика. Её муж, поручик, был разжалован в матросы. Или выплата 50 рублей Анне Качаниной, жене квартирмейстера, разжалованного подпоручика.

Продолжение http://proza.ru/2023/02/07/979

На фотографии: фрегат "Генерал-Адмирал"