Кто вернёт нам историю?

Игорь Ерошенко
КТО ВЕРНЁТ НАМ ИСТОРИЮ?
(Из заметок о конце Истории)

    
Согласно марксистско-ленинскому учению рабочий класс может победить только в том случае, если на его сторону перейдёт передовая часть буржуазной интеллигенции, становящаяся в процессе перехода его (рабочего класса) своеобразным духовным вождём, и вообще,  если он (рабочий класс) обзаведётся своей интеллигенций, как любой класс пребывающий у власти. Развитие средств производства и социально-культурные преобразования в Советском Союзе привели к тому, что к профессиональной деятельности интеллигенции ("к интеллигентскому труду") были привлечены миллионы выходцев из крестьян и рабочих и их детей (на начало 80-х годов прошлого века они составляли почти одну треть всего населния Советского Союза, включаемые в большинстве своём в социальную категорию служащие).
    Называть такую социальную группу прослойкой было как-то не совсем корректно.  Вопрос только в том, смогли ли они (выходцы и из рабоче-крестьянской массы и из самой интеллигенции стать настоящей рабочей (пролетарской) интеллигенцией по идеологии и психологии? Речь идёт не о единицах, не об отдельных индивидах, а о массах. Как мы теперь можем констатировать, советская интеллигенция в массе своей пролетарской (социалистической по идеологии) так и не стала. Соответственно не смогла она стать в своей массе и духовным вождём трудящихся Советского Союза, тяготясь практики коллективизма и идей социального равенства.  Причина кроется прежде всего в двойственности Октябрьской революции в России 1917 года. У этого факта есть объективные и субъективные причины (См.: "Двойное дно Октябрьской революции в России 1 - 4" http://www.proza.ru/2016/02/21/1958 ; http://www.proza.ru/2016/02/27/2160  и др.).
     Известно, что российской интеллигенцией особенно в период "золотого" и отчасти "серебряного веков" средствами литературы, театра,  живописи, музыки была создана  в российском обществе особая атмосфера повышенных нравственных требований. Эта была почти героическая попытка относительного небольшого слоя интеллигенции из числа дворян ( Радищев и декабристы, Герцен), разночинцев (Белинский, Добролюбов,  Чернышевский) и только что зарождающегося рабочего класса (Горький) настроить и народ, и власти на осознание необходимости, даже неотвратимости социальных преобразований и повышения нравственности и морали в обществе. Власть попыталась ответить на этот вызов целой серией реформ 60-70-х г.г.  Однако, их оказалось недостаточно.  Буря грянула. Не столько работы  российских последователей Карла Маркса (Плеханова, Ленина, Богданова и др.), но прежде всего творчество русских литераторов, художников, композиторов подготовило идеологию русской революции (вспомним, что Лев Толстой был назван Владимиром Лениным "зеркалом русской революции") подготовило и провозгласило её..
    Мы это к тому, что русской творческой интеллигенции ХIХ-го и начала ХХ-го в.в. принадлежит выдающаяся роль в подготовке духовной атмосферы, в обстановке которой грянула в России революция и гражданская война, хотя многие из них её реально и не хотели, а другие испугались, когда она развернулась. Мы это к тому ещё говорим, что интеллигенция подготовив духовно революцию, сама же её и потушила духовно, закрыв путь в историю, что мы выше и отметили. Обеспечив, духовно ликвидацию Советской власти, интеллигенция в массе своей ничего не выиграла кроме издевательских зарплат и усиления над собой издевательской же власти чиновников.
    Только осознав, что случилось, вновь прокрутив в своей памяти, в своём сознании сотворённое, интеллигенция, во всяком случае, её наиболее честная и дальновидная часть, может вернуть себе звание духовного лидера народа. И тогда она, став автором нового "проекта" (как и прежде нравственно-морального в своей сути проекта) в России, учтя трагический опыт прошлого, превращая потенциал  гражданской войны в непрерывный диалог, может начать вновь возвращение России к  Истории. Сегодня созданы технические возможности отказа от вооружённой борьбы и во внутригосударственном (гражданском), и в межгосударственном (международном противостоянии). Технические возможности созданы и существуют, но моральные, как и две тысячи лет назад пребывают внутри сознания, человека.
   Две тысячи лет назад Иисус Христос провозгласил Духовную революцию, духовное преображение человека, которые тогда опирались, только на авторитет религии. Теперь к религии интеллигенция могла бы прибавить и опыт истории, и авторитет науки. Честная интеллигенция могла бы вернуть России субъектность в Мировой духовной революции и, следовательно, открыть вновь ей путь в историю.
 
P.S.  Автор одной из статей (сноску мы даём) пишет: «,..это была на самом деле великая страна, которую без всякого сожаления в 1990-х развалили беспринципные интеллигенты-сребролюбцы - Михаил Горбачев, Анатолий Чубайс, Егор Гайдар и многие другие, чьи фамилии мы с вами прекрасно знаем. И сегодня ту самую великую страну, пусть и не в полном масштабе, по кусочкам пытается воссоздать наш Президент - Владимир Путин.» (https://dzen.ru/a/Y9ugPq1tEy_XR8kG)

Всё правильно насчёт роли «беспринципных». Правда. смутные сомнения закрадываются по поводу того: ту ли «самую великую страну»  «по кусочкам пытается воссоздать наш Президент…».

Спецификой советского государства явилось попытка впервые отдать в распоряжение творческой интеллигенции целое государство (с их помощью создать «страну мечтателей, страну учёных»). Но произошла трагедия: «мечтателей и учёных» вытеснили не мытьём так катаньем «беспринципные интеллигенты-сребролюбцы».

Нам представляется, что основное противоречие капитализма и проявляется как раз в том, что всеми делами в социуме, в связи с возрастанием роли знания, научного знания, настало время управлять «мечтателям  и учёным», но сребролюбцы, использующие их открытия в своих интереса,  не позволяют им этого делать.