О хореографах антрепризы Дягилева - заключение

Галина Александровна Романова
ХОРЕОГРФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НЕИСЧЕРПАЕМО

«Классик есть смельчак,
открывший новые законы, принятые
затем его последователями».
С.С. Прокофьев

В первой публикации на балетную тему было объяснение моего интереса. Да, мне было интересно ознакомиться с творчеством хореографов антрепризы С.П. Дягилева. Посмотрела некоторые исторические сведения и современные материалы о создании и деятельности в начале ХХ века балетной антрепризы Сергея Павловича Дягилева. Хотелось обобщить всё прочитанное и сохранить и для себя, и для тех, кто заинтересуется.

При этом удалось показать, в том числе и на конкретных примерах, вклад этих получивших мировую известность хореографов в реализацию уникального для всей мировой практики проекта Дягилева. В этом проекте проявился потенциал русских хореографов, сделавших свой важный вклад в развитие русского и мирового балета.
Мне показалось интересным показать на примере творческих судеб перечисленных балетмейстеров стремление творческого человека к поискам нового, к самовыражению, к полной самоотдаче, а также умение (так необходимое, но не всегда проявленное) работать со своими сподвижниками в условиях конкуренции, высоких требований, творческих поисков, понимать и реагировать на реакцию разных слоев публики. Подумалось, что это в принципе важно для любых сфер деятельности.

Передо мной также предстал ход исторического развития балета, вклад хореографов в сохранение лучших традиций и обновление балета, придание балету современного, часто предвосхищающего импульса развития.

Удивительно (или вовсе не удивительно, а так и должно быть?), что по прошествии столетия по-прежнему личности хореографов антрепризы Дягилева вызывают интерес оставшимся после них творческим вкладом. Это осуществлённые балетные постановки, творческие хореографические решения и находки, педагогическая и организационная работа во многих странах мира, воспоминания и теоретические труды. Создалось впечатление, что их время не ушло. Каждый из хореографов по-своему уникален и неисчерпаем, хотя, к сожалению, многие из их решений и находок в силу возможностей того времени не могли быть записаны, сохранены, как это можно делать сейчас.

Оказывается, исследователи и профессионалы вновь, даже в нашем веке, обращаются к достижениям этих хореографов. Это и понятно даже потому, что доступ к новым архивным материалам, к цифровой информации делает более широкими возможности по изучению творческого наследия хореографов начала прошлого столетия.
Интерес к постановкам эпохи Дягилева по-прежнему возникает у современных постановщиков, которые возвращают зрителей к балетам, созданным в ту эпоху, в своих современных интерпретациях. Теперь появились новые технические возможности на мировых балетных сценах, выросло общее профессиональное мастерство исполнителей. Здесь замечу, что мне очень не нравится, когда современные постановщики, возвращаясь к балетам дягилевской антрепризы или к классике, бывает, настолько трансформируют их, что вызывают возмущение. Так и хочется сказать: «Если вы такие творческие, сделайте новый, совершенно новый балет на новую музыку, не уродуйте сиюминутными выгодами от скандального интереса сделанное вашими предшественниками. Не надо портить вкус зрителей, не надо скатываться до пошлой переделки».

Проанализировав репертуар дягилевских балетных сезонов, обнаружила, что в историческом репертуаре Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где работали мои дети, в разные годы имелись в репертуаре балеты из дягилевских сезонов. Это «Шопениана», «Жизель», «Эсмеральда», «Болеро». Хотелось бы видеть эти и другие балеты дягилевского периода регулярно.

Мне кажется, что было бы интересно и правильно в балетных студиях перемежать занятия непосредственно хореографией уроками знакомства с историей балета.

Естественно, я просмотрела и отдельные видеозаписи балетов, сцен и танцевальных номеров, массу фотографий в интернете. С одной стороны гордишься этими русскими хореографами, с другой – жаль, что их судьбы связаны в последние периоды жизни в основном с Западом. Жаль также, что много современных деятелей искусства (да и не только искусства) работает на Западе. С одной стороны, это прославляет русскую культуру (науку, высшую школу), с другой – чувство Родины, желание работать на неё, любить её не должны угасать. Она родная!

И закончить в связи с этим затронутым моментом хочу когда-то написанным стихотворением:

Не сбегай от родных никуда
Пусть в чертогах мерещится счастье –
Рассыпаются в прах города
В бездуховности, алчущей власти.

Как сжигает нам души вина,
Обнаружить придётся однажды,
И не хватит любого вина
Утолить эту жгучую жажду.

Будет сниться ночами родник,
Где укрыты туманом истоки…
Добежал бы, упал и приник –
Да пропущены давности сроки.

Вот и станешь себя укорять
(А с годами – всё чаще и чаще),
Что нельзя прокрутить время вспять –
К роднику, прожурчавшему в чаще.