А раньше меня любили

Нил Крас
Совсем недавно, каких-то всего 66 лет тому назад, меня ещё любили. И мои почитательницы (на фотографиях - сокурсницы по Винницкому медицинскому институту) толпились вокруг меня, умоляя сфотографироваться вместе с ними (на верхнем снимке видна организующаяся очередь из желающих попасть через 2/3 столетия во всемирную паутину).
А что сейчас? В основном — упрёки в том или в другом, стремление затаври'ть меня тем или иным нехорошим именем, ложно обвинить в не-содеянном. И, главное — установка не печатать в Украине ни единого моей рукой выбитого на клавиатуре компьютера сло'ва. И даже не произносить или, ещё ужаснее, не печатать мои имя и литературный псевдоним. Словно бы я не в эмиграции, а в изгнании. Скоро потребуют закрасить место моего рождения - Winniza - в моём удостоверении личности и в паспорте [см. фотомонтаж тут: Дедушка, а маланцы - это кто такие? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)].

Сейчас у меня — не скромные почитательницы, а напористые читательницы, с обвинений (меня — в ненаучной фантастике) которых и начну (но после привычного для меня литературного вступления) об этом печальное своё повествование. Которое можно было бы обозначить как «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте, 1774), если бы не мои возраст и «толстокожесть», наработанная годами жизни. Так что, не волнуйтесь: самоубийство не намечается. Прочие причины прекращения моих публикаций, между тем, не исключены.

***

Есть у А. И. Куприна (1870-1938) рассказ «Штабс-капитан Рыбников» об японском шпионе, выдававшем себя за означенного выше российского военного, и о фельетонисте большой петербургской газеты Владимире Ивановиче Щавинском, сразу же ощутившем фальшь в этом будто бы под Ляояном контуженном в голову, а при Мукденском отступлении раненном в ногу маленьком, хромом офицере. «Щавинский — и по роду его занятия и по склонностям натуры — был собирателем человеческих документов, коллекционером редких и странных проявлений человеческого духа. Нередко в продолжение недель, иногда целых месяцев, наблюдал он за интересным субъектом, выслеживая его с упорством страстного охотника или добровольного сыщика.»

Я не могу похвастаться тем, что, как Щавинский, «зарабатывал большие деньги, отлично одевался и вел широкое знакомство.» У меня всё - было и, тем более, есть - значительно скромнее. Но двадцать пять лет в науке (особенно 16 из них, проведенных в Казани) научили меня многому: отличать естественность от притворства, стройную логику доказательств от пустой болтовни или писанины, истину ото лжи.
А самому' —  стараться избегать неточностей и ошибок в моём, так сказать, посленаучном мемориальном и публицистическом творчестве. В результате, пока не было обвинений в неправде написанного мною: бывали уточнения, которые я тут же обнародовал, исправлял текст и благодарил помогавших мне не нарушать мои же принципы изложения былого.

Посему обернулась провалом попытка правнука В. Я. Куликова (профессора-нейрохирурга, как и его отец — публикатор книги о деде) «постоять за честь» автора лукавых воспоминаний о Виннице в годы оккупации. И — как бы набрали в рот воды остепенённые (кандидаты и доктора наук) винницкие историки, ознакомившиеся с моими аналитическими работами, например, об Иерусалимке, Симоне Петлюре и Ляле Ратушной, улице Верхарна, карте Винницы при смене ею подданства, пр. Это — не только проявления простого игнорирования моих публикаций, это — и следствие зависти и беспомощности предложить иные, свои версии, а также — того, что крыть нечем, нечего оспаривать или нечему возразить.

С годами, естественно, в памяти многое стерлось, но на последнем этапе пути в бессмертие прибавилось мне осторожности и самоиронии. Посему «мне, грешному», полагаю, можно повторить слова из монолога Пимена, о том, что «Недаром многих лет свидетелем Господь меня поставил и книжному искусству вразумил...» [из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837)].

***

26.01.  с. г. на винницких сайтах были опубликованы мои уточнения и дополнения по умершему в эмиграции бывшему жителю города, о котором сообщили за пару дней до этого многие СМИ Украины. Сведения были весьма приблизительными, некоторые из них — неточными. Однако никто не смог (не захотел?) ничего добавить или поправить. Поэтому, не состоя в интернетовских сетях, я попросил модератора сайта «Вінниця цікава» ознакомить читателей с отрывком из моих воспоминаний, в котором я рассказывал об одной из встреч с этим моим школьным приятелем (мы учились в параллельных классах; особой личной дружбой связаны не были, но знали друг друга неплохо).

В тот же день последовали отклики читателей, среди них — двух дам, ни с того, ни с сего обвинивших меня в выдумке: мол, того, что описано, не могло произойти. Аргументы их были наивными и изложены несколько странно.
«Нина Мороз: 1956. Вопрос только один: кто мог продать в КАЗАТИНЕ … газету на немецком. А уж тем более межрегиональную „Junge Welt“. Ладно бы в Виннице какую то немецкую центральную газету... Я ошибаюсь? Поправьте.» (16 лайков) - Зина Куролан: «И мне тоже этот вопрос интересный.» (3 лайка).      

Через несколько дней откликнулся читатель, объяснивший дамам «что к чему», потом - опять с помощью любезного модератора сайта - было опубликовано моё разъяснение даме, смело утверждавшей, что берлинская „Junge Welt“ — газета всего лишь «межрегиональная» (видимо, курсирующая от одного германского региона к другому, объезжая столицу за десятки километров).
И что вы думаете: извинились винницкие провинциалки за свою неуместную язвительность? Не дождётесь!

      ***
А теперь ещё об одной дерзости, на этот раз — коллективной.
Вінничанин, що подарував Залужному мільйон доларів, залишається загадковою персоною - Новини Вінниці (news.vn.ua) 29.01.2023. Автор не указан. Просто: «Редакція» (то есть, все скопом на меня одного!). Читаем вместе.
 
«… Пан Степанець підтримував листа на підтримку дисидентів», – зазначив Портніков. Переважна більшість українських ЗМІ оприлюднила саме цю версію виїзду пана Степанця з СРСР.» Сразу же за этим следует:
«Проте, Ніл Крас, (псевдо Соломона Вайнштейна, ред.), у книзі «Моя Вінниця», глава «Про школи» пише, що був особисто знайомий зі Степанцем, проте, не надто тісно спілкувався.»
Остановимся и подумаем. «Проте» - противительный союз (однако, но). И читать его мне в этом месте  п р о т и в н о. Почему? Потому что, по смыслу этой синтаксической конструкции, я опровергаю мнение «переважної більшості». О чём у меня не было ни пол-слова!

“Далі Ніл Крас повністю заперечує тезу про українське дисидентство Григорія Степанця ..” Чем, поинтересуетесь вы, «повністю заперечує»? Вот этими, по мнению составителей коллективной отповеди «псевду Соломона Вайнштейна», словами: «У 70-х я десь прочитав, що він емігрував через Італію за єврейською візою, швидше за все – до Штатів». За моїми ж уявленнями, в євреях Степанець ніколи не значився. (Тут я помилявся: восени 2012-го року від братів Вайсбергів я дізнався, що Степанець мав єврейську маму.)»
Возьмите, пожалуйста, стекло с 10-кратным увеличением и поищите тут «заперечення українського дисидентства»: у меня, увы, ничего не получилось! Хотя  у к р а и н с к о г о  диссидентства на самом-то деле, действительно  н е   б ы л о . Его выдумали ультрапатриоты  з «Новин Вінниці». Иначе, по их мнению, миллионы Григория Степанца будут читателям казаться пресными, а вот под соусом «Made in news. vn. uа» - аппетитными. Схавают мгновенно.

Как вам нравится подленькая группка авторов сего вранья? «Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется!», - призывал Дон Базилио в комедии «Севильский цирюльник» (1775) Пьера Огюстена Бомарше. И его услышали почти через 250 лет винницкие ценители французской драматургии. А. С. Пушкин перевёл это выражение с французского несколько по-иному: «Злословие даже без доказательств оставляет прочные следы» (отрывок «Гости съезжались на дачу»).  Это — то же самое, по сути. Но для меня — имеющее очень важную характеристику: по крайней мере, хотя бы вы знаете теперь доказательства, что это — з л о с л о в и е, на сочинение которого и пяти минут многовато. Такие гадости срыгиваются мгновенно.
Думаете, что это — всё? Что на большее презренные людишки не способны? Тогда вы их просто недооценили. Подивитесь-ка их глубоким философским рассуждениям, сногсшибательной сатире!

“ Щоправда, Ніл Крас – джерело не вельми надійне, бо часто його твердження про вінничан, чи події, що розгорталися у місті, дуже суб’єктивні. Це й не дивно, адже він писав книгу спогадів, а не історичну монографію. А спогади – річ суб’єктивна та й часто – не об’єктивна. Як кажуть про Ніла Краса і його знайомства у Вінниці, «він знав особисто всіх вінничан, починаючи з самих князів Коріатовичів».”

Парирую эту блевотину такими же высокого стиля и предельной правдивости анти-доказательствами.
Конечно же, знал князей великого княжества Литовского из рода, происходившего от Михайло-Корията Гедиминовича, князя новогрудского и волковысского. Но только всего двух из семи или более. Юрий всегда называл меня уважительно «омнисчье'нт» (всезнающим). А если напивался бражки, то иронически, но с завистью - «кно'виттоа'те» (всезнайкой). Константин — тот был суровее, часто обращался ко мне с вопросом: «Ар иве'иксимэ монго'лус-то'ториус?» (Одолеем мы монголов-татар?), намекая на мои полтора десятилетия жизни в столице Казанского ханства. И рычал при этом то ли на меня, то ли на Золотую орду…
 
Что было, то было. О б ъ е к т и в н о (вопреки наклепу — см. выше), но какая же эта новость, глашатаи винницких новостей? Вже  д е с я т ь  років (!) так “кажуть про Ніла Краса”...
Жаль, что совместных фотографий с братьями не могу предъявить. Прячут их от всех (и от меня), как и многие другие материалы, Державний архів Вінницької области та архів СБУ.

П р о т е  таки почитайте мою рецензию на великолепное издание Областного краеведческого музея - Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), эту и другие четыре части. И вы увидите, со сколькими винничанами, изображёнными на помещённых в однатысячавосьмистраничном томе, я познакомил сотрудников музея!
Или справьтесь у правнука известных винницких стоматологов - супругов Шехтман, у обладателя ценного архива фотографий его родни и сотрудников его же прародителей - Et vos, Brutes? И Вы, Бруты? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru): кто ему разъяснил «кто есть кто» на представленных им миру исторических фото?

Или ознакомьтесь с тем, как я провёл вашего хромающего на обе пишущие руки брата-журналиста (коллегу или, так сказать, журналистского калеку) из /vn.20minut.ua/ по комнатам дома Райхера (за нами семенила нынешняя владелица этих хоромов, ни черта об их истории не знавшая): Где расположен Канин Нос? - часть I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) и часть II — тоже.
Да, я помню, очень даже хорошо помню, как обсуждал с застройщиком и с его будущим соседом - владельцем построенного несколькими годами ранее перед этим дома - Романом Борисовичем Шерром, планировать ли в доме туалеты при отсутствующих (но уже намечающихся) в городе водопроводе и канализации. Я тогда сказал Фроиму-Беру Райхеру: «Фрошеле, ну на х..р тебе перестройка пото'м, не жмись на пару квадратных метров — не пожалеешь!». Фроим колебался: мол, в вынужденно узком доме и так будет тесновато (он был известным сквалыгой), но мы с Ромкой его убедили … [«Фрошеле» — уменьшительно-ласкательное от немецкого der Frosch (дер Фрош — жаба; у Фроима-Бера были глаза навыкате). И немецкий, как и я, он знал.]
Печально, что никто из гурта собирателей новостей об этом разговоре не слышал.

Можно было продолжить тему «він знав особисто всіх вінничан, починаючи з самих князів Коріатовичів»... Однако же, виртуозы-борзописцы, не переживайте. Я, даст Б-г, постараюсь не забывать ваш неописуемый (правильно я написал это слово?) вклад в описяние моей публицистики. Как уже долго не могу выбросить из памяти малодушие того «специалиста по уличным туалетам», который не извинился перед читателями за преподнесенный им бред, сопровождаемый почти десятком фотографий … самого себя.
Но сейчас мне более — не до вас.

Хотя ещё об одних «Отличниках независимой журналистики» или «Отличниках журналистики Независимой» ну никак не могу не упомянуть.
“У Вінниці знайшли фото американського мільйонера Степанця, який залишив спадок Залужному”, - такую сенсацию публикует 31 січня 2023, 09:55 сайт Вінниця.info | Місто | Новини Вінниці (vinnitsa.info). В  В и н н и ц е,  подчёркиваю! Не в немецком городе Кёльн. Цитирую начало этой, по другому не скажешь, продукции жёлтой прессы: “У Вінниці знайшлись люди, які пам’ятають Степанця зі шкільних років.” («люди»: обо мне — уже во множественном числе, как о царствующей особе; помните: «Мы, NN, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій, Московскій, Кіевскій,  ...»). За этим следует - слово в слово,  б е з  упоминания моего имени -  м о й  рассказ.

И это не первый случай плагиата на винницких сайтах. Когда-то я писал таким воришкам, потом, не получив ни единого ответа, успокоился. Но это сообщение вполне подходит как приложение к заявлению в прокуратуру по обвинению в клевете и плагиате. Исправить им ничего там низзя! С самого верха дали указание. Вспомнилось: «Берёт – как бомбу, берёт – как ежа, как бритву обоюдоострую, берёт, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую. (Вл. Маяковский). Добавьте первые три слова «Пишут Нил Крас» и далее замените везде «берёт» на «пишут» — нарушится ритм, но смысл останется тот же самый. Не забыли, небось, «Стихи о советском паспорте». Того автора, чья улица пронизывала Старый город от моста до самых до окраин …
Спрашиваю вас: отличается ли чем-то и эта «Редакція» от ОПГ — организованной преступной группки?

***

Но конца требующим внимания знатокам (наипаче по чужим денежкам) нет числа (Сайт «Старі фото Вінниці», 27. 01.2023.)
Вот утверждает один из них, специалист по географии и информатике: «Для чувака проработавшего в силиконовой долине много лет - " лимон" баксов , это как тыс. грн. для любого украинского пенсионера...» (Олег Долошкевич). Посмертно прославившийся винничанин (по происхождению) работал в США в городе Redmond.  До Silicon Valley (San Francisco) оттуда 1315 км (на автомобиле — более половины суток езды). Интересно, каков при этом должен был быть график работы сборщика «лимонов»?

А другой знаток (финансовых операций) продемонстрировал лишний раз образ мышления лиц, обдиравших Независимое государство без стыда и совести (или мечтавших об этом) при первых пяти президентах. Имея в виду, несомненно, честного, высокоодарённого и благородного человека, этот откровенный наглец и неудачник (Олександр Бурлаков) провозгласил: «Цікава інтерпретація Схеми " Дальній Родственік" при офшорному приховувані " Брудних Грошей" , це в МГУ на нього оформили Міліон при втечі з СРСР» [передано мною в оригинале, без всякой коррекции — Н. К.].

Ну меряющих всё по себе подонков достаточно. А вот возразивших ему, пристыдивших его среди читателей этого мерзкого утверждения не оказалось в Украине  н и  е д и н о г о. В этом беда Независимой первых пяти президентов — кричали, размахивали руками, «оранжевели» даже, но почти никто не отважился подставить плечо, чтобы остановить скатывание, которое бывает, естественно, только вниз. А в это же время дельцы и ультра-патриоты закручивали гайки, которые, как положено, затягиваются обычно  в п р а в о.

Вас, понятно, удивляет мой грубоватый отпор всем, отреагировавшим - соответственно их понятиям и интеллекту - на то, что не только винничане оценили совершенно по-иному. Но кому-то надо называть вещи своими словами, а не прятаться за эвфемизмами. Вы можете мне отвечать тем же и в такой же «оркестровке». Но — аргументированно. Постарайтесь только не выходить за рамки нормативной лексики, потому что компьютер-чистильщик на этом сайте, заметив нецензурщину или что-то подобное, выбросит ваши возражения в мусорную корзину. А вы подумаете, что это — моя работа.
Совсем-то — и нет. Я даже сам выброшенные «рецензии» не вижу, замечаю только увеличившееся их общее число (видимо, подсчёт происходит до контроля). Сам же я ничего не выбрасываю, даже если оно — бессмыслица. Просто не отвечаю, но, повторяю, не удаляю с моей страницы в Прозе.ру.