Книга Патралова

Галина Щекина
Книга  Андрея Патралова «Включенное  наблюдение» для  меня  совершенно непривычное  чтение, потому что привыкла к художественным текстам  с их  эмоциональностью и неожиданной  подачей. Отпечаток личности автора всегда является  для меня причиной   прочтения  текста. Здесь же  мы  видим мемуарный  текст.  То  есть  документальный, а не  художественный. У него  цель диаметрально другая, чем у  худлита – не рисовать  образ, а восстановить  цепь  реальных событий  жизни автора. Его черты – почти полное отсутствие  эмоций, выборочная фиксация событий, но перечисление не всех участников и не всегда с именами, некоторых с условными именами. Но  автор имеет на  это  право, ведь он ведет рассказ лишь   о самом важном с его  точки  зрения. Об истории  Вологды  люди будут судить не по нашим  пылким  стихам или рассказам, а вот по таким спокойным и взвешенным страницам. А ведь писать это гораздо труднее и ответственнее.
Первая моя реакция – скучное тяжкое чтение. Точно повинность какую отбываешь. Да и заголовок можно было найти интереснее («Камера  включена») Но дальше приходят интересные сравнения, например Татьяна  Андреева с ее книгой «Прощай, ХХ век». Это  тоже вологодская документалистика, где  разные  эпизоды связаны  между собой  биографией автора. И еще вспомним  призыв  Людмилы Улицкой «Писать должны все!», хотя бы о себе.  После этого становится ясной неопровержимая ценность  мемуаров Андрея Патралова. Да я могу подвергнуть сомнению эпизоды студенческих пирушек, но автора  тоже понимаю – молодость самое лучшее, что  человек может вспомнить.
Значение книги  велико. В ней  есть кирпичики социального  идеала эпохи. Положительная программа  жизни -. учеба  карьера, семья.
Есть то, без чего страны бы не было. Разные сферы  жизни – сельская  школа, советский быт, сфера науки. В каждой сфере благодаря правдивому рассказу делаешь для себя открытия (сухой профессор).
Мы  все  дети  советского строя со всеми его атрибутами – с карточным  голодом,  например, с абсурдом комсомола и партии, жизнь  с внешним благополучием и некрасивой  изнанкой.  Однако не каждый осмелится это открыто  заявить. Андрей Патралов, будучи профессиональным историком, верен себе. И  здесь я приношу автору огромную благодарность, И каждый человек сам по  себе уникален, и кроме того,  его мысли могут стать  побудительной  силой для других летописцев.
Галина Щекина