Трудные места Библии. Зло Давида

Виктор Тарасенко
      Сегодня дорогой читатель мне рассудилось обсудить с тобой ещё одно трудное место Библии, читая которое неподготовленный человек может разочароваться в героях веры, тем более что речь пойдёт о великом герое и благословенном царе Давиде.
      Как я уже писал ранее, мне порою не совсем понятно, да думаю, что и многим другим, зачем Бог открывает нам все неприглядные стороны героев веры (взять к примеру, Аврама, или Самсона). Но сегодня речь пойдёт именно о великом царе Давиде, которого избрал Бог, и который был практически полностью посвящён делу служения Богу и своему народу. Он много претерпел, много испытал и перенёс, и тем обиднее то зло, которое он совершил.
      Зачем нам все эти неприглядные поступки Бог открывает? Вы об этом когда-нибудь задумывались? Давайте попытаемся сегодня немного поразмышлять над этим.
      Итак, как вы уже, наверное, догадались сегодня мы постараемся исследовать ряд грехов Давида, которые он совершил, когда совершил грех прелюбодеяния с женой Урии – Вирсавией. Этот случай подробно описан во второй книге царств в одиннадцатой главе. Прочитайте для начала всю главу самостоятельно, и затем вернитесь к нашему разговору для дальнейшего обсуждения.
     Ну как вам? Не потрясло? Трудное место? Несомненно!!!
     Что ж, с Божьей помощью, помолясь, продолжим наш разговор и обсуждение этого греха и злого дела для нашего назидания. Да, именно назидание мы должны получить в конечном итоге для нашей души. Потому что всё, что Бог оставил нам в Своём Священном Писании служит нам к назиданию, обличению и исправлению.
     Итак, на что вы в первую очередь обратили своё внимание, когда самостоятельно читали эту главу? Не знаю, как вы, но для меня совершенно очевидно то, что привело Давида к столь тяжкому греху, написано в начале этой главы. Что, спросите вы?
     Ответ мой прост – праздность! Да, именно праздность вчера и сегодня и завтра являлась, является и будет являться тем проводником низменных желаний, которые одолевают человека. Рассудите сами, как часто подобные грехи происходят и сегодня, когда люди «празднуют» какое-либо событие.
Но, скажите вы Давид не устраивал пира. Да, однако, как пишет автор книги он остался во дворце. При этом он не упоминает о болезни Давида или ещё каком-либо важном деле, которое не позволило царю отправиться в военный поход, как раньше тот всегда делал, ибо по своей сути Давид был храбрым воином (достаточно вспомнить его поединок с великаном Голиафом).
  Однако в тот раз, когда надлежало отправляться в новый военный поход Давид остался во дворце, послав во главе своего войска своего верного военноначальника Иоава, который и осадил столичный город Аммонитян – Равву.
Итак, все шло своим чередом: войско воевало, а Давид отдыхал во дворце, что в принципе и неплохо, скажите вы. Ведь сегодня совершенно не принято, чтобы главные лица государства были во главе воющего войска. Да, сегодня это так, но в те далёкие времена, именно нахождение царя во главе своего войска давало воодушевление воинам и вело сражение к победе. Солдаты видели, что война которую они ведут также важна царю, как и им, и опасность быть убитому царь разделяет с ними. Оттого храбрые воины Давида многократно рисковали своими жизнями ради своего царя, находящегося при войске. Однако, на этот раз, что-то пошло не так.
     Возможно Давид устал или был занят особыми государственными делами, но, как пишет автор книги он прогуливался по кровле своего дворца, т.е. был свободен, в том числе от государственных дел, по крайней мере на тот момент.
И здесь, на мой взгляд и кроется, как мы уже обсудили с вами, источник будущего греха – праздность человека.  Посмотрите, у царя всё есть, его царство Бог укрепил, его основные враги разбиты и платят дань, он успешен во всех делах, и даже когда он в этот раз посылает войско воевать без него, это не вызывает недовольства у его слуг. То есть, можно сказать, что и управление царством и своими подданными на должном уровне.
       Другими словами, всё у Давида хорошо, он может себе позволить немного расслабиться от царских дел, и как говорится в одном известном кинофильме устами героя Ивана Васильевича: «думаете легко нам царям?»
Давайте попробуем с вами перенести эту ситуацию на день сегодняшний. Вам ничего не напоминает? Сколько подобных грехов творят на первый взгляд успешные люди?
      Пусть они не цари, как Давид, но многие из них, упорно трудящиеся и достигшие своей намеченной цели, вдруг оступаются и предают своих верных жён и детей, которых им дал Господь и увлекаются более молодой женщиной. И часто первопричиной этому является именно праздность и расслабление от своих дел.
      Но это только две причины. Давайте рассмотрим третью. И на мой взгляд третьей причиной греха Давида явилось вожделение. Собственно говоря, вожделение возобладало и над Адамом с Евой, когда они вкусили прекрасный плод познания добра и зла. Вот это страстное вожделение – обладать тем, что запрещено тебе Богом, является тем, что влечёт и сегодня испорченную греховную сущность человека. И здесь человеку без Бога не справиться с этим влечением.  Мы видим, что Давид, случайно увидев с кровли своего дворца купающеюся Вирсавию не устыдился, не помолился Богу о своём, вдруг так возросшем плотском желании страсти, а напротив того, послал слуг своих разузнать о том, кто эта женщина, и когда получил ответ, что она жена Урии – одного из его храбрых воинов, не остановился в своё страсти, а приказал привести её к нему.
      Что для нас здесь, какой урок? Вожделение, как правило приводит человека к страстному желанию обладания чего-либо, будь это женщина, незаконное обогащение, или получение вожделенной должности. И в тот момент, когда к вам вдруг подходит подобное чувство, нужно внутренне остановиться и помолиться Богу, раскрыв Ему все ваши потаённые страстные желания. Если вы этого не сделаете, то будьте уверенны, ваше вожделение и страсть победят вас, ибо по природе все мы грешные, и только Бог даёт победу над грехом.
      Идем дальше. И рассмотрим последствия содеянного греха Давида.  Их греховная связь с Вирсавией продолжалась некоторое время, когда она известила его о том, что беременна. Тогда за такой грех женщина побивалась камнями до смерти (таков был закон Моисеев), и Давид желая с одной стороны защитить Вирсавию от смерти (какой заботливый!), а с другой стороны, снять и с себя ответственность за содеянное, предпринимает, как ему кажется умный план: вызвать из войска на побывку мужа Вирсавии Урию на несколько дней, имея целью сокрыть их греховные отношения с его женой. Но в том конкретном случае скрыть и переложить ответственность своего греха на Урию у Давида не получилось.
     Так часто бывает и в наши дни согрешающий перед Богом и людьми часто пытается переложить свою ответственность на других, не думая о том, что пред Богом нет ничего сокровенного.
Мне не совсем понятно почему Урия не пошёл в свой дом к жене своей Вирсавии.
      Напрашивается два возможных варианта: первый – он был особенно благочестив и не мыслил для себя даже краткого отдыха от ратных трудов, когда его боевые товарищи были на поле брани, рискуя своими жизнями, об этом собственно он и говорит Давиду. Давайте рассмотрим его ответ царю.
«И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошёл бы в дом свой есть и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и
жизнью души твоей, этого я не сделаю.» - 2 Цар.11:11
Да, первая часть ответа Урии как бы подтверждает нашу первую версию об особом благочестии Урии, но как вам вторая часть его ответа? Когда он говорит царю, что клянётся жизнью царя и жизнью его души? Вам не странно читать такие грозные слова? Достаточно было бы и первой части его ответа. Мы конечно не были свидетелями этой сцены, и тем более не знаем внутреннего состояния ни Давида, ни Урии, но что-то подсказывает мне, что этот диалог был по-особенному напряжён и трагичен.
       На мой взгляд Урии уже доложили «доброхоты» о греховной связи его жены и царя Давида, и хотя этого нет в Священном Писании, но я вполне допускаю, что так и было. Потому что Давид не самостоятельно вошел тайно к Вирсавии, а посылал к ней своих слуг, и кто может поручиться, что кто-то из них, по разным причинам, не сказал об этом Урии?
Из всего этого следует один библейский принцип, который записан в Писании, и должен быть известен каждому: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу.» - Мар.4:22.
Мог бы Давид покаяться здесь и сейчас, когда услышал такой ответ? Да, мог, но побоялся, ибо согрешил. Вот так и для любого другого человека один грех влечёт за собой другой и часто вместо раскаяния от одного содеянного греха он умножает его. Увы, человеческая сущность греховна и труслива в плане ответственности за свои греховные поступки.
    Что же сделал Давид? Ровно то, что и сегодня делают те прелюбодеи, которые нарушили супружескую верность, желая всякой хитростью и обманом переложить свой грех с «больной головы на здоровую». Поняв, что трезвым Урия не войдёт в свой дом к Вирсавии, Давид фактически спаивает его: «И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним, и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господи своего, а в свой дом не пошел» - 2 Цар.11:13.
    Когда и этот хитрый план сокрытия греховной связи с чужой женой терпит крах, то Давид решается на больший грех – убийство Урии чужими руками. Для этого он пишет своему верному военноначальника Иоаву, давая тому четкие установки как погубить Урию.
   При всём при этом в этой в этой дерзкой и неподготовленной атаке на городскую стену погибает не только один Урия, но и другие храбрые воины, и Иоав, когда даёт наставление посланному к царю рассказать об этой неудачной вылазке, предвидя гнев того о столь значительном поражении, говорит посланному, чтобы тот упомянул и Урию Хеттеянина, чем погашает возникший гнев царя. По всему видно, что и Иоав был в курсе согрешений Давида. Что также говорит нам о том, что как правило соделанный грех открывается многим, и только некоторые могут мудро обличить согрешившего, остальные же, как правило, покрывают грех молчанием или забвением.

    Что же было дальше? Всё, как будто пришло в норму, Вирсавия оплакала гибель своего мужа, Давид взял её в жёны, и у них родился сын. Для всех тех, кто был не в курсе греха Давида всё было в норме. Наверное, многие, произносили хвалебные тосты на брачном пире. Люди торжествовали, прославляли своего царя, но то что высоко в глазах людей – низко у Бога, и мы видим какую оценку даёт Бог согрешениям Давида: «…. И было это дело, которое соделал Давид, зло в очах Господа» - 2 Цар.11:27

    Теперь давайте прочтём следующую 12 главу второй книги Царств и увидим, как Бог, любя согрешившего Давида, обличает и наказывает его.
    Притча о богаче и бедняке, рассказанная пророком Наганом так потрясает Давида своей несправедливостью, что он выносит свой царский приговор тому богачу, который отнял единственную овечку у бедного человека: «сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал Нафану: жив Господь! Достоин смерти тот человек, сделавший это» - 2 Цар.12:5
     И когда услышал от пророка ответ Бога: «…ты- тот человек…» - 2 Цар.12:7, то в смирении принял все пророчества и наказания, которые Бог устами Нафана предал ему. А что ему ещё оставалось? – спросите вы.
     Реакция на самом деле могла быть самой различной, но в том то и дело, что Давид любил Бога и это зло, которое он сотворил с Вирсавией и последствия сокрытия своего с ней преступления и гибель неповинных людей, терзало его внутреннего человека так, что он пишет покаянный псалом №50.
Прочитайте его самостоятельно, и вы поймёте то внутреннее переживание и потрясение Давида, его раскаяние в совершенном злодеянии.
     Его покаянные слова, написанные в этом псалме актуальны для всех согрешающих людей: «Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.» - Пс.50:11-13.
 
      Сегодня все мы являемся грешниками перед Богом, и если и не совершаем зло, подобное тому, что совершил Давид, то часто виновны в самом страшном грехе человека – неверия во Христа Иисуса как Сына Божьего и Мессию, взявшего на Себя весь грех всех живших, живущих и будущих поколений людей. И как я уже писал неоднократно, мне порой не всегда понятно, почему Бог не скрывает от нас всех грехов и согрешений праведников в Своём Священном Писании.  Но я восторгаюсь честностью Бога по отношению к героям веры, таким как Давид. И все читатели, кто внимательно читает Библию знает, что зло Давида, которое он сотворил с Вирсавией, Бог не оставил без наказания.
      Вследствие своих грехов Давид понёс многие испытания: умер младенец, восстал любимый сын Авессалом, который сотворил явно на кровле дворца Давида то зло, что тот сделал тайно с Вирсавией, преданный военноначальник Иоав перестал быть послушным Давиду (вспомните его поражение Авессалома, вопреки воли Давида) и многое другое.
Но при всём этом, Давид остался «мужем по сердцу Бога», и это главный вывод который мне бы хотелось донести до тебя, дорогой мой читатель.
      В крови Иисуса Христа, Бог прощает нам любой грех, и не желает, чтобы мы жили по своим страстям и похотям, вожделениям и согрешениям, которые порой восстают на нашу грешную природу. И причиной этих восстаний на нашего внутреннего человека часто является праздность, в которую впал в тот раз Давид, и в которой наши современники довольно часто погрязают многие дни, времена и годы.
      Остановитесь и покайтесь! Бог любит вас!


ТВГ, февраль 2023 г., г. Барнаул