Неслучайные совпадения

Елена Жестовская
У меня всегда хранятся разные старые документы. Люди все выбрасывают, а я храню, как Плюшкин. Письма, инструкции на бытовую технику, старые договоры, грамоты, несколько школьных дневников с пятерками, в назидание потомкам. Но иногда бывает в них что-нибудь нужное. Например, вчера мне понадобилась инструкция на старый музыкальный центр, который срочно захотелось реанимировать. И хотя он после всех домашних ремонтов года три прожил в гараже, в пыли и паутине, но вот что-то захотелось чистой музыки не из компьютера.  А как включать, забыла напрочь. Убивалась, вспоминала. Нет. В голове все пусто, диск самооочистился на этот счет).

Рылась в своих бумажках весь вечер. Нашла кучу полезного. Например, инструкцию от стиральной машины, провела по ней ТО, оказывается, его нужно и можно самим проводить! Какие-то медицинские документы, которые сто лет хранятся непонятно зачем. Еще нашла кучу ненужных, но приятных душе записочек, старую телефонную книгу, которой давно нет применения, потому как телефонов домашних уже практически ни у кого и нет, но там есть знакомые и дорогие имена, и выбросить рука не поднимается. То, что искала, конечно не нашла. Но нашла два документа, очень знаковых для меня. Между ними разница в 31 год. Большая прожитая жизнь. Жизнь с некогда любимым человеком, которого я больше никогда не впущу в свою жизнь.

Первый документ – уведомление из ЗАГСа о предстоящем бракосочетания, с датой и временем регистрации, и напоминанием о том, что мы сможем пригласить гостей и родных. На обратной стороне - талон в магазин для новобрачных. Там перечислены товары, которые мы можем приобрести: наряды свадебные, постельное белье, полотенца и даже одеяло! Ну в общем все, с чего, собственно, начинается семья). Показала дочери, ей тридцать с хвостиком. Она удивилась:
- Мама, это что, реклама магазина?
- Нет, рекламы тогда не было. Это разрешение купить дефицитные товары, которых не было в свободной продаже. А через салоны для новобрачных их покупали. И даже иногда подавали фальшивые заявления, чтобы отовариться чем-нибудь нужным, например, обувью или хорошим бельем. Потом заявление забирали, конечно, или просто не являлись на регистрацию.

А если все было по-честному, то после регистрации была пышная свадьба, и не на один день, а на два, на три. Свадьба, которая знакомила и сближала два клана родственников или наоборот, разводила их в жизни далеко друг от друга.

И у нас была свадьба. Я ее помню. Но она мне не понравилась. И никого не сблизила. Да, в общем-то, в этом и не было особой необходимости, потому что в родной город жить мы вернулись нескоро и ненадолго. Как-то у меня там не складывалось с работой, и отношения наши с мужем там испортились впервые.

Когда моя взрослая дочь встала перед вопросом замужества, больше всего ее почему-то пугала именно свадьба. Ей, видимо, хотелось как-то обойти этот момент, как в кино, вырезав эпизод с пьяной гулянкой незнакомых доселе и потом неродных друг другу людей. Примерно так мы и сделали. Кадр 1: торжественная регистрация нарядных молодоженов. Кадр 2: длительная молодежная прогулка по золотому сентябрю в древнем Томске с шикарной фотосессией, необычной и веселой. Кадр 3: короткие посиделки родителей с новобрачными в красивом грузинском ресторане. Кадр 4: сабантуй молодоженов с друзьями за городом. В общем все, как они хотели сами. Родственники? Ну да, не поняли, некоторые обиделись. Ничего, все пережили и всё забыли. Зато у ребят есть что вспомнить. Конечно, было все равно много подготовки, суеты, сомнений и разного рода расстройств. И невеста казалась себе неидеальной, и прическа ее была испорчена, как она думала, и были временные нестыковки, и дождь иногда принимался. Но зато был молодой задор, неприкрытое обожание женихом своей красавицы-невесты. Большой зонт не только прикрывал молодых от холодного дождя, но и позволил им сделать незабываемые фото на память. А еще было простое человеческое тепло от заботы всех друг о друге, от знакомства родителей, от смеха молодых друзей, и прохладный сентябрьский денек уже не казался таким хмурым.

Моя же свадьба была большой, шумной, бестолковой, со странными и пьяными гостями, и, хотя была она в теплом августе, но настоящего тепла и радости мне она не принесла. У меня не было тех цветов, которые я хотела, не было улыбок одобрения и радости за меня, кроме моих самых близких и родных. Были просто два шумных застольных дня, которые мне были не близки, и в которых я как будто бы не была главным действующим лицом, а смотрела какой-то фильм с ускользающими эпизодами чужой пьяной глупости и переживаниями моих любимых родителей.

Потом мы уехали в свадебное путешествие в Анапу, где непрерывно ссорились от непонимания друг друга, ведь мы не жили вместе, и все было новым для нас, все бытовые привычки и пристрастия. Любовь? Была, конечно. Она и спасала, и мирила. Но было несколько эпизодов, когда мы могли расстаться навсегда прямо в медовый месяц. Потом они казались смешными и стали историей семьи, а тогда это была подлинная трагедия! Конечно, трагедия была в основном у меня, но мой молодой муж был вынужден в ней принимать участие, и доставалось ему крепко!

Потом жизнь развернула все в нужную сторону и потянулись дни, месяцы, годы и десятилетия нашей семейной жизни. Она была разной. Но пришло время расстаться. Потому что вдвоем стало совершенно невозможно. И мы развелись. Не мирно, как могли бы, а через суд. Потому что муж мой отчаянно цеплялся за все формальности, пытаясь не отпустить меня. При этом ничего абсолютно не делая в реальной жизни, чтобы наладить отношения, изменить свою жизнь и удержать меня. Скорее, наоборот, он делал все, для того, чтобы уверить меня в правильности моего решения. И это было самым больным…

Так вот, в самой нижней кучке документов я нашла вчера письмо из суда с решением о разводе. И вспомнила, что прошло уже пять лет, как я живу без него. Я прочитала это письмо последним, откладывая его все время в сторону. Как откладывала все пять лет в сторону воспоминания о прошлой своей семейной жизни. Обо всем хорошем, что было. О начале, о чувствах, о радостях. И только случайно найденный листок из ЗАГСа с приглашением на наше бракосочетание заставил меня задуматься о большой прожитой вместе жизни и том хорошем и радостном, что в ней все-таки было. И о том темном и страшном, из-за чего она закончилась.  Или неслучайно нашла я вместе эти забытые документы? Для чего-то же в жизни бывают такие неслучайные находки. Все равно ничего уже не вернуть и не изменить, и жизнь идет дальше, другая. Она разная, в ней появились другие близкие мне люди, иногда она дарит радости, бывают и трудности. Ничего уже не вернуть. Но все-таки есть память. И ее будят вот такие маленькие неслучайные случайности.