Об образовании

Валерий Борисов-Лакаев
ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры), приводит систематику людей по уровню образования  (всего уровней три - начальное, среднее и высшее образование) и рассматривает изменения людей каждого уровня образования в процессе всей их жизни.

Конечно, при этом следует отметить, что приводимая систематика носит характер усредненных величин, а индивидуальная особенность каждого человека может иметь значительные отклонения от средних значений параметров.

Известно, например, что академик физик Яков Борисович Зельдович трижды Герой соц. труда не имел официального диплома о высшем образовании.

На графике по вертикальной оси (ось ординат) отложен объём знаний человека, выраженный в условных процентах, т.е. за 100% принимается средний объем знаний индивидуума, успешно окончившего среднюю школу (без троек).

Кривой «синей» соответствует график развития людей с начальным образованием. Максимума своего развития они достигают в 13-14 лет (7-8 классов), при этом по величине максимум их знаний равен 50% в принятой нами шкале ординат. Как правило, эти люди в жизни усваивают из математики только действия первой ступени арифметики ; сложение, вычитание, деление, умножение. Этого вполне достаточно, чтобы уметь считать деньги.

Количество  активных нейронов их мозга составляет примерно 5% от  общего количества нейронов всего мозга. Поэтому их возможности познания окружающего мира весьма ограничены. К 70-ти годам такие люди деградируют и зачастую находятся в состоянии старческого маразма.

Кривая «розовая» описывает развитие людей, успешно окончивших среднюю школу и получивших среднее или среднетехническое образование.

 Максимума объема своих знаний 100% они достигают в 16-17 лет и к 70-ти годам опускаются в развитии до 50%, т.е.  максимума уровня людей из «синей» кривой. Количество активных нейронов головного мозга в этой группе людей составляет примерно 10%.

     В математике они способны мыслить алгебраически, владеют тригонометрическими функциями, но частенько испытывают затруднения при решении геометрических задач.

Отметим, что основным методом познания окружающего мира для людей обоих описанных типов является «индуктивный» метод (детский принцип подражательства своим родителям), принципиально сводящийся к копированию действий  людей, уже освоивших определенные действия или достигших некоторых материальных благ и знаменитых в мире, что активно используется в рекламах. Норма поведения таких людей сводится к формулировке «делай как все и всё будет нормально».

Однако, экономя на мыслительном процессе, копируя чьи-то поступки, этот тип людей находится в процессе подражательства другим более развитым или успешным людям, что естественно порождает чувство зависти и страдания от собственной неудовлетворенности жизнью.

Что же тогда дает высшее образование?
               
На рисунке  развитие людей с высшим образованием представляет кривая «зеленая».

  Можно видеть, что максимума своего развития они достигают в 22-23 года до величины примерно 125%, но к 70-ти  годам спад наблюдается всего до 100%.

Дело в том, что, с точки зрения развития мозга, количество активных нейтронов в этой группе составляет   ~ 20%, т.е. в 2 раза больше, чем у предыдущей группы людей.

 Люди с высшим техническим образованием усваивают дифференциальное и интегральное исчисление, что весьма существенно. Например, Исаак Ньютон говорил, что он развивал дифференциальное и интегральное исчисления, чтобы обосновать существование бога, поскольку математика – это язык, на котором бог разговаривает с человеком, а человек  разговаривает с природой.

Другим параметром, отличающим эту группу людей, является то, что они способны мыслить и владеют как «индуктивным», так и «дедуктивным» методами познания.

 Индуктивный метод уже обсуждался выше. Дедуктивный метод считается методом более высокого уровня по сравнению с индуктивным методом.

 При дедуктивном подходе формулируется общий закон, описывающий определенный круг явлений. Затем определенное явление рассматривается как частный случай в рамках общего закона и устанавливается их логическая связь.

Например, дедуктивным методом владел известный литературный сыщик Шерлок Холмс. Создав свою дедуктивную систему раскрытия преступлений, он любой «загадочный» случай рассматривал как частный случай в границах его дедуктивной системы. Он собирал необходимые улики и, разгадав источник явления, эффектно задерживал преступника, вызывая восхищение окружавших его коллег.

Дедуктивное мышление требуется при решении задач геометрии и физики, поскольку эти науки формулируют вначале аксиомы, теоремы или законы природы, а затем решают частные конкретные примеры и задачи.

Владеть дедуктивным подходом весьма желательно, также как дифференциальным и интегральным подходами к проблемам. Для чего этим надо владеть, можно продемонстрировать, на примере произведения «Как стать счастливым человеком».

Таким образом, высшее образование дает возможность человеку оставаться в здравом уме всю его жизнь, а поэтому это стоит немало.