Читаем Дневник. Франя

Мария Владимировна Романова
Ф р а н я

Читая Дневник. 1968-69е ...

,,Мы не помним дни,
       мы помним моменты.”

     Мне захотелось написать воспоминания без прикрас , без фонов. Так, как я запомнила, как было на самом деле. Конечно же, это мои собственные, эксклюзивные воспоминания. Все искренне, честно и без прикрас.
     Продолжим о Фране.
     Нам открыла дверь высокая , сухощавая пожилая женщина.  Если бы сейчас, я запомнила бы ее много лучше, но тогда мне было восемь - девять лет. Я была все такой же застенчивой, как и в свои три годика. Во мне было много переживательности внутренней, я как и прежде пряталась за папу. Сейчас я понимаю, мне был дан дар наблюдательности, иначе как же можно все запомнить, ещё и так красочно и органично.
     Вернёмся же к Фране. Она была одета во что то темное. Сколько ей было лет, не скажу. Не знаю. Выглядела она, как сказали бы - пожилая женщина. Лицо ее было во множестве морщин, может и не так стара она была, как казалась. Голос ее с хрипотцой, постоянно курила. Мы прошли в ее комнату, а я уже писала, что квартира была на несколько хозяев. В отличие от нас , проживающих на Юго востоке, а если ещё и тогдашние коммуналки , это  общий коридор, где не пройти, велосипед, коляска, какие то чаны, вещи, ненужный комод. Все это висело, стояло, лежало в общем коридоре. А вот у них, что и поразило нас, такое ощущение, что зашли на минуточку.  Сейчас посидим и уйдем вновь куда то  . Минимум вещей, много пространства, чистота, запаха супа или ещё каких кухонных ароматов,не было. Пахло везде только мастикой для паркета.  Такою же и комната Франи была - пустой, посредине стол, стулья. Она угостила нас настоящим кофе. Жестяная баночка, кофейный аромат. У нас в Днепродзержинске кофе не было. И у Франи мы его впервые и попробовали,  вблизи была польская граница, Чехословакия, привозили оттуда сюда много вещей. И кофе, и косметику, и ткани с модным тогда люрексом. Вобщем, какая то иная жизнь. Ну и .....она поставила на стол бутылку водки и кофе, таким образом давая нам понять, что заходите ,но обязательно с водкой. Пила она рюмку за рюмкой. И курила. Много говорила..... Мы с родителями ещё несколько раз к ней заходили, была у папы с мамой та же черта , что и у меня - неловко. Неловко слово резкое сказать, а вдруг обидится. Неловко прекратить общение, тоже обидится. Решили постепенно сводить на нет эти походы к ней. Мама тогда с папой ещё говорили , что понимают теперь ,отчего Иван Миршавка увез свою ненаглядную Маричку так далеко от тети . 
     Что я помню об этой женщине..... Родители к ней заходили, предварительно купив бутылку водки. Именно там впервые в гастрономе, в отличие от незатейливого выбора у нас в Днепродзержинске, мы увидели водку Перцовка и , помню, колбаски Охотничьи, тоненькие  и очень вкусные . Франя водке была очень рада, пила много, много курила. Осанка ее была величественная, она совершенно не гнулась, и сидела на стуле как на троне. Любила , выпив, много поговорить. Папа мой, интеллигентный, много читающий, любящий историю, умел слушать. И этот новый открывшийся мир , был для нас очень необычен, мы не привыкли к такому. Это была иная ментальность. Чужая, для нас непривычная и непонятная, холодная, не прилегающая к душе. Вобщем, родители с интересом и вниманием ее слушали.
     Франя сидела ,положив ногу на ногу, рукою опираясь на стол, с неизменной сигаретой. Пила , запивая водку черным кофе, и с наслаждением , чуть прикрыв глаза рассказывала о прошлой жизни. Мы были ошарашены, увидев , что наша общая Родина , не такая и похожая, не такая привычная . Это был иной, другой, нам чуждый мир. Франя была из какого то родовитого польско шляхетского рода. Конечно же родителям она рассказала, но я не помню ни фамилии , ни каких то иных особенностей. Она рассказывала, что когда город был Станиславов и был под Польшей, жизнь была иной. У ее родителей был дом в центре, жили богато. В городе, как она выразилась , жили поляки, евреи, немцы. Украинцев не было. Она назвала их быдло, совершенно нас не стесняясь. Быдлу в город был запрещен вход. Они имели право лишь в пять утра принести продукты своего личного хозяйства на торговицу (рынок), и к пробуждению панства уйти. Полиция за этим следила ревностно.  Ещё, к нашему изумлению, ведь жили в Днепродзержинске с пониманием интернациональной дружбы, мы узнали впервые диковинные слова.... Быдло, пся крев.... Также говор местного населения был не похож на украинский, а с примесью слов польских, венгерских, немецких и румынских . А то и какие то своеобразные местные обороты речи .  Вот такой и была Франя, истинной пшечкой. О своей племяннице Маричке она сказала, что хорошая но быдло. Ее мать была украинка. Отец, поляк, женился на простой украинке, и в браке родилась эта племянница. Поэтому для Франи она была нечистокровной, пся крев .
     Вобщем мои родители постепенно, шаг за шагом избавились от назойливого общения с Франей. Да и появилась работа. Мама устроилась калькулятором на турбазу Карпаты , а папа - работавший ранее на заводе, не мысливший себя где то в ином направлении,  пошел работать инженером на маслосырбазу. Но об этом в следующем рассказе.


2 февраля 2023 года