Экспедиция трёх лейтенантов

Вячеслав Прытков
                ЭКСПЕДИЦИЯ   «ТРЁХ   ЛЕЙТЕНАНТОВ»

5  октября  1893  года  в  городе  Енисейске  завершилась, продолжавшаяся  почти  четыре  месяца, экспедиция  Л. Добротворского  из  Европы  в  Сибирь. Остался  позади  трудный  переход  с  его  пережитыми  невзгодами, опасностями, штормами, мелями, льдами  и  морозами, который  преодолели  корабли – двухвинтовой  пароход  «Лейтенант  Овцын», колёсный  пароход  «Лейтенант  Малыгин»  и  стальной  лихтёр  «Лейтенант  Скуратов». Команды  этих  судов, состоявшие  из  12  офицеров  и  59  матросов  Кронштадтской  базы,  выполняли  задачу  доставки  стройматериалов  и  рельсов  для  прокладываемой  Сибирской  железной  дороги, в  суровых  арктических  условиях  обследовали  пролив  Малыгина, Енисейский  залив  и  низовья  Енисея.
Плавание  началось  из  Шотландии, где  были  построены  корабли  экспедиции, но  их  необходимо  было  принять  и  подготовить, так  как  англичане  из  фирмы  «Денни»  выполнили  заказ  для  проформы, с  недоработками. К  судам  с  грузами  рельсов  присоединились – пароход  «Орестес», шхуны  «Бланкатра»  и  «Минусинск».
Полученная  инструкция  для  построенных  кораблей  предостерегала  их  командиров  от  движения  во  льдах, рекомендуя  двигаться  вдоль  берегов  Сибири  по  чистой  воде. Однако, на  деле  избежать  ледяных  полей  не  удалось, и  это  стоило  больших  трудностей  и  умения  экипажей. К  несчастью,  у  «Лейтенанта  Овцына», буксировавшего  лихтёр, случились  перебои  в  машине, и  «Лейтенант  Малыгин»  взял  на  буксир  оба  судна.

В  конце  сентября  караван  судов  приблизился  к  устью  Енисея. В  Гольчихе  его  встретили  пароходы  «Граф  А. П. Игнатьев»  и  «Бард»  с  баржами. Разыгравшийся  шторм  выбросил  три  баржи  с  перегруженными  рельсами  на  берег. Большого  труда  стоила  их  повторная  перегрузка  на  «Минусинск», отправившийся  по  Енисею. «Орестес»  и  «Бланкатра»  ушли  в  Архангельск. Во  время  шторма  потерпел  аварию  лихтёр  «Лейтенант  Скуратов».

Чуть  ли  не  весь  Енисейск  встречал  прибытие  «Лейтенанта Овцына»  и  «Лейтенанта  Малыгина», приветствуя  команды  судов  дружным  «Ура!»  Вся  Россия  присылала  поздравления  отважным  мореплавателям.
Командиром  «Лейтенанта  Малыгина»  был  Евгений  Леопольдович  Шведе  (1859 – 1893) – сын  русского  кораблестроителя  Л. Г. Шведе, на  этом  же  пароходе  исполнял  обязанности  штурмана  Владимир  Иванович  Семёнов  (1867 – 1910), написавший  очерк  «Забытый  путь  из  Европы  в  Сибирь. Енисейская  экспедиция  1893  г.», впоследствии  участник  Цусимского  сражения, писатель. Именем  Е. Шведе  названа  бухта  на  острове  Вилькицкого  в  Карском  море.

Имена  лейтенантов  Д. Овцына, С. Малыгина  и  А. Скуратова, которые  носили  суда  экспедиции, вписаны  в  историю  исследований  Русского  Севера. Символично, что  командиры  этих  кораблей – Л. Добротворский, Е. Шведе  и  другие  офицеры  продолжили  дело  своих  предшественников  по  освоению  Северного  морского  пути.

К  сожалению, лейтенант  Л. Добротворский – начальник  экспедиции  и  командир  парохода  «Лейтенант Овцын»  не  смог  продолжить  дальнейшую  работу  по  исследованию  Севера  ввиду  болезни  (упал  в  ледяную  воду  и  простудился), после  лечения  вернулся  во  флот, дослужился  до  контр – адмирала, командовал  крейсером  «Олег»  в  Цусимском  бою. Лейтенант  Е. Шведе  по  возвращении  из  экспедиции  умер  от  переутомления.

Работа, проделанная  участниками  экспедиции  1893  года, послужила  началу  постоянного  пароходного  сообщения  по  реке  Енисею, показала  возможность  проводки  судов  из  Европы  в  Сибирь, явившись  делом  исключительной  государственной  важности.

31  января  2023  г.                Вячеслав  Прытков.