Паси агнцев Моих..

Евгений Глушаков
     Думаю, что каждый верующий в Иисуса Христа человек вправе сказать вслед за пророком Илией: «Ревную о Господе!» И ревность эта неотделима от стремления к Истине, которая, как мы знаем, и этому великому пророку была открыта не вполне. Почему Вседержитель и сообщил впавшему в уныние Илии о 7000 мужей, не преклонивших колени перед идолом и не целовавших его. Да не впадём в уныние и мы, и будем постоянно готовы к тому, что прежде запечатленное, откроется по милости и щедрости Божией и одарит нас новой благодатной радостью в познании Господа.
     Не один десяток лет провёл я в мучительных размышлениях над проблемами, поднятыми на этих страницах. Были и горячие споры, и холодные дискуссии. И лишь теперь, когда всё созрело и выкристаллизовалось, выношу на ваш суд, дорогие читатели. Кто-то, возможно, поддержит меня, кто-то возразит. Пускай будет полемика. Но чья бы точка зрения не восторжествовала, полагаю, что все мы останемся в выигрыше.
               
                Разбой на путях Спасения

     Странное дело, стоит появиться какому-либо благу, как обязательно на его страже становится некая группа людей, которая налагает на это благо свою хозяйскую руку и стрижёт купоны. И касается это не только нефтяных скважин, дачных участков, мест в парламенте и прочей суеты. Находятся желающие пограбить и на пути Спасения точно так же, как на большой дороге. Ну а кроме откровенных разбойников объявляются тут и просто «инициативные» люди, которые не прочь поставить свой заградительный шлагбаум, чтобы не «пущать».
     А между тем Господь отдал Себя всем и безо всяких условий! И грехи всех взял на Себя тоже безо всякого разбора, а посему каждый, признавший этот факт совершившимся, то есть уверовавший в Спасителя, будет спасён. Но тороватые ловкие люди спешат обнести своим заборчиком и этот целебный Источник, объявить на Него монополию и в той или иной форме торговать Божьей благодатью и Господним спасением. А свои эксклюзивные права на Иисуса Христа обосновывают Его известными словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). И связывают доверившихся узами своей неправды, и разрешают всякое беззаконие.
     И невдомёк им, что разрешать надобно от греховных пут, а связывать нечистую силу. И невдомёк им, что обращены эти слова Иисуса к Его ученикам, ведающим, что надо творить и как поступать. Ну, а к тем, кто грабит на пути Спасения и устраивает засады, обращены, вероятнее всего, другие слова Господа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:23). И не послужит к оправданию этих людей, ни то, что они пророчествовали Его именем, не то, что исцеляли Его именем, не то, что чудеса совершали. И останутся они вовне, и не войдут, ибо других не пускали, захватив ключи понимания.

                Об очищении

     Трижды благословенна Реформация, которую дано было совершить Лютеру, ибо она очистила, омыла Церковь, Невесту Христову, от преданий человеческих, дабы в день посещения оказаться ей приготовленной и не укоризненной. Но и тут кто-то постарался, и тут вкралось разумение человеческое и встало на пути Божьего предначертания. Появлялись люди, ревнующие не столько о Самом Господе, сколько о благе Им дарованного Спасения. И отнюдь не для каждого открывали путь к этому благу. Не о таковых ли ревнителях сказано: «Сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лук.11:52)? Не мешало бы задуматься над этой фразой, которою Христос ясно даёт понять, что те, кто других не пускает, и сами не вошли.
     Очевидно, Реформация Лютера не была последней, ибо не единожды выметается сор из комнаты, не единожды очищается и всякий человек, но постоянно по мере загрязнения своего. Кто же боится очищения? Должно быть, только те, кто и сами – сор, ибо, не имея силу или утратив её, только и пригодны, чтобы их выбросили «на попрание людям» (Матф.5:13). Ну, а тем, кто стремится к заповеданному совершенству, надлежит вновь и вновь омываться в Иисусе Христе от всего наносного и вредного, что привносилось и будет привноситься человеческим своекорыстием и ложными мудрствованиями.
     Таковую природу имеют все явные или скрытые догматы, производящие разделение между христианскими конфессиями. Ни каких таких догматов в наставлениях Христа нет, ничему такому Он не учил и всё это, попросту говоря, высосано из пальца. Если же всякое «своеобразие», которым кичатся различные конфессии, выбросить, оставшееся и окажется истинным вероучением, свободным от человеческих фантазий и домыслов.

                Все дети – сыны Царства
      
     Одним из таковых человеческих «изобретений» является представление о том, что становиться на путь Спасения можно лишь по достижении определённого возраста.
     В чём тут резон? В том ли, что наши юные братья и сёстры не способны сознательно исповедать свою веру? Или в том, что Господь будто бы не силён спасти и дитя малое, ещё не покаявшееся в своих грехах по причине их отсутствия?   
     Доподлинно, таковые ставят телегу впереди лошади. Чего желает Господь от человека: покаяния или, собственно, чистоты? Конечно, чистоты. А покаяние необходимо лишь при отсутствии этой самой чистоты, как начало пути к ней. Да и каялся ли Сам Христос, когда крестился? Нет, конечно, ибо по чистоте Своей не нуждался в покаянии.
     А крестился Он, как и делал всё прочее, только в назидание, во спасение нам и чтобы исполнить «всякую правду» (Матф.3:15), в частности, чтобы грядущие «крестители» не требовали покаяния от тех, кто чист. Если же Иисус говорит о детях: «таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14), то не прегрешает ли против души своей тот, кто становится на пути сынов Царства и пытается не допустить их к Царю? Разумеется, прегрешает.      
   
                Власть, разделённая с Господом
               
     Теперь о соблюдении формальной стороны, которая для чиновников от религии столь же значима, как и для всяких других. Необходимо ли волеизъявление самого ребёнка, чтобы он был принят в Христову Церковь? Отнюдь. Оказывается, достаточно, чтобы некто, имеющий власть над человеком, проявил эту власть должным образом, то есть, проще говоря, поделился ею с Иисусом Христом, дабы тем самым утвердить власть Господа над посвящённой Ему личностью. А иначе как бы могло произойти такое в случаях с Павлом и Петром, когда уверовали темничные стражи, а крестился тотчас весь целиком дом каждого, то есть и жёны, и престарелые родственники, и слуги, и, конечно же, дети. Вот она делегированная Господу власть.
     Этой же самой властью Иисус Христос исцелил и слугу сотника, и дочь Хананеянки. В Библии нет примеров, когда бы совершалось исцеление родителей по вере детей, или исцеление господ по просьбе слуг. Но всегда наоборот. И чтобы понимать это, важно помнить об истине, на которую указывал апостол Павел: что «нет власти не от Бога» (Рим.13:1). Возвышался перед Богом царь – возвышалось и его царство. Падал царь – падало и царство. Как говориться: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мар.14:27).
     Что же касается родительской власти, то она утверждена и заповедями Божьими, и законами человеческими. Согрешали родители – дети несли расплату за их грехи, и, наоборот – до тысячи родов Господь творит милость любящим Его и соблюдающим заповеди Его.
     По родительской власти мать одного из величайших пророков – Самуила, посвятила Господу своё дитя ещё тогда, когда оно не было зачато. По этой же власти Иосиф и Мария дали своему Сыну имя Спаситель, когда Он ещё только появился из материнской утробы на свет.
     Именно в силу огромного значения, предаваемого власти, велика её ответственность: «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). Кто взыщет? Господь всех господствующих, Который и Сам не остался в стороне от подобной ответственности, но принял на Себя все грехи человеческие и понёс за них наказание.

                Предызбранность

     Говориться в Библии также о предызбранности всех, кто дарованы Отцом Сыну ещё до сотворения. Что это – насилие над этими людьми, вписанными в книгу жизни до начала веков, а не то, что до рождения? Ведь их не спросили, не приняли от них покаяния? Нет, это – не насилие, а воля небесного Отца. Точно так же и отцу земному дана власть распоряжаться своими несовершеннолетними детьми, а детям заповедано с полным доверием и почтением подчиняться этой власти. Поэтому родители вправе посвящать своих детей Богу, чтобы по вере родителей их крестили во имя Христа, которому они принадлежат изначально по смыслу и сути творения.
     Беззаконие и насилие над правдой как раз-таки и начинаются с отпадения от Бога и продолжается непризнанием своего личного искупления кровью распятого Иисуса. Впрочем, для этой пагубы ещё остаётся возможность и для крещённых. Такова человеческая свобода и таковы злоупотребления ею. Но не признавать истинность родительской власти – не меньшее преступление, чем отрицать власть Божественную, власть небесного Отца.

           Христос – достояние всего человечества
               
     Многие люди рвутся к власти, едва ли понимая, какая это ответственность перед Богом, но, более обращая внимания на моральные и материальные преимущества, с нею сопряженные. Известно, что и ученики, сопровождавшие Иисуса, неоднократно пытались узурпировать права на Него. И всякий раз получали от Господа надлежащий отпор.
     К примеру, когда Иоанн сообщил Христу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Мар.9:38), – Христос ответил: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мар.9:39-40). Вот, сколь широко очерчен Господом круг, достойных Именем Его действовать, а значит, и освящаться.   
     Однако собственническое отношение к своему Учителю не покидало учеников. Уже тогда они ревниво относились ко всем прочим и, полагая, что тем самым служат Ему, пытались ограждать от тех или иных посещений, как верная секретарша, ограждает своего шефа. И это в то время, как Иисус призывал к себе всех, кому трудно, кому горько, кто изнемогает под бременем своих страданий. И ещё очень, очень многих…
     Посчитали ученики, что и детям незачем к Нему приходить, малы ещё. Вот он древний прообраз поборников взрослого крещения. И сколь неожиданно для учеников ответил Спаситель на их своевольную выходку: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). Более того, Он не только посчитал детей достойными Своего общества, но и поставил их выше самих учеников, поставил им в пример: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3).
     Или, может быть, детское крещение закрывает путь к покаянию? Никак нет. Христианин, крещённый в детстве по своей чистоте и по вере родителей своих, а потом согрешивший, не только может, но и обязан каяться ради праведности своей и прощения. Очевидно, что возможность для покаяния, всегда найдётся в жизни любого взрослого человека.
               
                О повторном крещении

     Ну а чем является для человека повторное крещение, так называемое крещение в сознательном возрасте? Допустимо ли оно и вполне ли безопасно?
     Увы, повторным крещением таковой человек свидетельствует, что до этого он не был во Христе, то есть свидетельствует против себя. И не только против себя. Кто в дополнение к детскому крещению крестится ещё раз, тот тем самым признаёт за истину, что первое было не действительно и что не только он сам не был христианином, но не являются христианами и все те миллионы людей, которые были крещены в детстве, и таким образом объявляет их достойными осуждения.
     А ещё свидетельствует он и против Христа, ибо умаляет Его: дескать, Господь не силён принять в Себя, усвоить маленького человека. В итоге получается, что повторно крестившийся свидетельствует против истины, против себя, против всех окрещённых в детстве, и против Бога.
     Повторным крещением создаётся соблазн креститься ещё и ещё, ибо всегда можно придраться: дескать, священник не тот, не та вода, не тот день, не та конфессия и т.д. Поэтому главное в крещении это – для взрослых – покаяние, для детей – чистота. Остальное совершает не священнослужитель, а Сам Господь. Ну, а там, где не крестят детей, лучше и взрослому не креститься, ибо цитированное выше предостережение Христа: «если не будете как дети», – располагает именно к этому.

                «Не судите…»
   
     Опрометчиво поступают и те священнослужители, которые препятствуют чьему-либо причащению, то есть опять-таки становятся на пути человека к Иисусу Христу. Полагаю, что, когда Он, благословив хлеб и преломив, оделил им в одном случае 5000 возлежащих, а в другом случае 7000, это тоже было не просто актом утоления голода, но тоже вечерей Господней, тоже великим актом причащения человеческого естества к Божественной Сущности Спасителя. Об этом свидетельствует и то, что время было позднее, и люди, присутствующие на трапезе не случайные, но те, кто шли за Христом и внимали Ему. И не было такого, что бы хотя бы одному из этих 12000 Христос сказал: отойди, ты не достоин.
     Да и на тайной вечере никто не был отстранён от причастия. Хотя и мысли у некоторых учеников в ту пору были не самые благочестивые, к примеру, о том: «Кто бы из них был больше?» (Лук.9:46). А один уже и сговорился с первосвященниками, чтобы предать Учителя своего в их руки. Но даже Иуде Христос не сказал: «Отойди, ты не достоин».
     И в Нагорной проповеди Господь опять-таки всех призывал питаться Хлебом, Сошедшим с неба. Всем предложил Себя в пищу, дабы через соединение с Собой освятить тленное человека Своим нетленным и очистить его греховное Своей святостью. И только одному дьяволу отказано в причастии, ибо однажды сказал Господь Иисус Христос, что таковой «во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30).
     Тот же из нынешних священнослужителей, кто не допускает кого-либо до причастия, тем самым осуждает его, как недостойного, и в первую очередь осуждает на пребывание вне Христа, осуждает на то, чтобы человек этот не имел жизни вечной. И даже приравнивает к дьяволу. Не мешало бы таковым ревнителям почаще вспоминать слова Господа: «Не судите да не судимы будете» (Матф.7:1).

                «Испытывайте себя»

     Апостола Павла не было среди двенадцати ближайших учеников Иисуса, не входил он и в число семидесяти. При земной жизни Спасителя Павел, возможно, и вообще не общался с Ним. Но в своё время, будучи Им призван, неукоснительно следовал всем повелениям Господа и неустанно благовествовал о царстве Его.
     Так вот, может быть, Павел своею немалою властью оставил кого-либо без причастия? Не было такого. Хотя он и вполне понимал, что перед Богом «огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс.49:3), и приближаться к Нему небезопасно всем тем, кто не чисты. Более того, апостол призывал устремляться к Богу через все страхи и опасности, через все временные осуждения и наказания, только бы обрести, в конце концов, вожделенный венец спасения: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе» (1Кор.11:28-29).
     Может быть, кто-то из современных священнослужителей, опасается – как бы с причащающимся недостойно не приключилось чего-либо плохого, как бы он не умер во время причастия и тем самым не навлёк неприятностей и гонений на данную конфессию? На подобные опасения можно ответить только словами из Апокалипсиса: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откр.21:8). Сам же Христос в ответ на мирские страхи Петра сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мар.8:33).
     Да и когда созидалась первая христианская община, разве апостол Пётр не мог сказать, мол, достойные продавайте своё имущество и вносите деньги в общинную казну, а недостойные воздержитесь, ибо это опасно? И тогда бы Анания и его жена, попытавшиеся обмануть Духа Святого, остались бы живы. Но нет, апостол поступил так, как поступил, и одни, выдержав испытание, оказались чисты перед Богом, а другие, не выдержав, погибли. И что такое наша вера в Иисуса Христа, как не испытание в любви, истине и правде? Потому и воспрещено людям осуждать друг друга, ибо непосильна для человека такая роль по неведению и недомыслию его, ибо судит Сам Бог по всеведению и премудрости Своей: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим.12:19). Нам же следует поступать по слову Его, не мудрствуя лукаво и не измышляя ничего такого, что уводило бы от истинного смысла Господних наставлений.

                Распят за всех

     Когда Иоанн Кронштадтский отказывал в причастии николаиткам, то был наказываем от Бога тем, что эти женщины, приходя в неистовство, набрасывались и кусали его самого, ибо, не имея возможности утолить свою потребность в теле Христовом, вдруг воображали, что стоящий перед ними священник и есть Иисус Христос.
     И подлинно, кто кроме Самого Христа волен распоряжаться Его телом, которое Он добровольно отдал на поругание и растерзание, на сострадание и любовь? Через причастие и определиться тайная сущность человека, ибо недостойный причащается тела и крови Христа себе в осуждение, как Его палач, а достойный – в оправдание и спасение, как любящий Господа и сострадающий Ему.
               
                О благоразумном рабе

     Существует немало конфессий, в которых «благоразумные рабы» только и делают, что кормят своих подопечных Библией и в результате плодят новейших книжников. Многие годы на храмовых и домашних собраниях слово за словом, фраза за фразой обсасываются тексты Святого Писания, толкуются и перетолковываются.
     Прибавляет ли это святости усердным книгочеям? Ничуть. Гордые своими познаниями, они готовы считать себя «академиками» по части богословия и смотрят на прочих как на невежд. А посему и всегдашнее предложение их – давайте изучать Библию. И благовествуют они уже не о Христе, не о приближении Царства небесного, но о Библии. Это уже какая-то новая вера – в Библию.
     Что ж, может быть, при таковом преклонении перед Святым Писанием эти люди преуспели в его понимании? И этого нет. Более того, изощрённые и всегда тенденциозные толкования столь далеко увели их даже от самых простых и ясных слов Божественного откровения, что они уже и всякое место в Библии воспринимают только в неком иносказательном, а потому и произвольно выбранном смысле. И уже ровным счётом ничего в ней не способны понять, ибо ко всякой фразе привешивают целые тома невразумительных, а подчас и бредовых «пояснений».
     Так чем же благоразумный раб должен кормить Господних слуг? Тут никаких сомнений и быть не может – Христом, ибо и Сам Он говорил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек»  (Иоан.6:51). Но каким образом Христа можно есть? И тут ответ напрашивается сам собою – причащаться Ему и в преломлении хлеба, и в питье из чаши, и в общих с Ним делах благовести, помощи ближним, а главное – в любви к Богу. Одним словом, благоразумный раб должен подавать слугам Господним Самого Господа и делать это вовремя, то есть пока они живы и натурально, и для веры.
     И возникает вопрос – можно ли назвать благоразумным раба, если он говорит детям: «Отойдите. Вы ещё малы и поэтому Христа не получите»? Не окажется ли таковой раб виновен перед Богом, если кто-то из этих детей совратится или умрёт, не вкусив Хлеба, Который сошёл с небес, Хлеба, дарующего спасение и жизнь вечную? Конечно же, окажется, ибо промешкал и вовремя не накормил.

                Напутствие Петру

     Позаботился Иисус Христос о детях и перед самым вознесением Своим в напутственном слове к Петру. И первыми, кого Он поручил попечению избранного Своего, были дети. «Паси агнцев Моих» (Иоан.21:15), – сказал Учитель Своему самому преданному ученику. А потом дважды напомнил о взрослой пастве: «Паси овец Моих» (Иоан.21:16). Примерно в такой пропорции и соотносится число малолетних к людям зрелым: 1:2.
     Ну, а прежде таковых указаний Христос трижды задал Петру вопрос. Первый раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Иоан.21:15).  И дважды: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?»  (Иоан.21:16). Ученик даже обиделся этому вроде бы трижды повторённому вопросу. А между тем, Христа интересовала простая вещь – по адресу ли Он обратился со Своим напутствием? Этот ли ученик наиболее ревностно исполнит порученное? Ибо, нам известно, что понимал Иисус под любовью к Себе: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23). Вот он главный довод, чтобы со всей тщательностью соблюсти Господний наказ и более не отделять от стада Христова Его агнцев. Ибо к тем, кто не соблюдает Его наказа, и Христос не придёт, и Бог такого человека не возлюбит. А то, что пасти агнцев ещё ответственнее, чем овец, следует из того, что лишь в первом случае Господь спросил о любви большей, чем у других учеников.

                Отречься от себя
            
     Покаяние – основа христианской жизни, но свойственно только нижнему слою, рядовым верующим, а начальствующим, как бы олицетворяющим собою всё «стадо», каяться не с руки. Особенно в условиях межконфессиональной вражды. А нет покаяния – нет и очищения. Поэтому все многочисленные ответвления христианского вероисповедания так и пребывают в теологическом разногласии, так и не устремляются к Истине, Которая, как известно, является одной из ипостасей Иисуса Христа.
     Более того, увязая в этой непрекращающейся вражде с братьями по вере, предпочитают очистительному покаянию запретное осуждение, радостному и смиренному единству – гордую разобщённость. Предпочитают следовать не за Христом, но однажды сделанным ошибкам. Как говориться у Исайи: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» (Ис.28:13).
     Но легко ли это сделать, легко ли признаться в собственных заблуждениях? Конечно, не легко. Ибо если взревновавший об Истине начальник ещё только заикнётся об этом, как тут же ревнующие о высоком месте заместители постараются обвинить его в отступничестве и спихнуть. Ну, а паства, заботливо утверждённая в этих заблуждениях, конечно же, поддержит пафосную демагогию ретроградов.
     Половина тысячелетия потребовалось католической церкви, чтобы признать сожжение Коперника на костре ошибкой. И это при всей многовековой очевидности его правоты. Но без такового признания, без способности отречься от самого себя невозможно следовать за Христом. Как раз об этом написано у Матфея: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).
      Есть тут и прямое указание на трудность подобного отвержения, ибо придётся взять крест свой. Но разве не должны мы подражать Христу и в Его крестном пути на Голгофу?

                Путь спасения
      
     Тесны врата спасения и узок путь. Тем удобнее встать поперёк этого пути в этих вратах и, заслонив проход, грабить, насиловать, убивать. А, может быть, потому он и узок этот путь, оттого и тесны эти врата, что немало гордых и корыстных людей сторожит на этом пути и в этих вратах всякого проходящего, всякого, кто устремляется к Богу? И, очевидно, не было бы спасённых, если бы Сам Господь Своею милостью и премудростью не приводил к Отцу Своему каждого, кто уверовал, каждого, кто воистину возлюбил Отца и Сына. Но каков Христос, таков и путь нашего спасения – путь благовестия и крестных страданий, путь истины и любви, путь искупления грехов и усыновления Богу. И кто бы не пытался задержать нас на этом пути, воспрепятствовать восхождению к небесным обителям, не будет иметь успеха, и все его усилия окажутся тщетными.