Критерии в искусстве

Валерий Протасов
    На многое, сами того не сознавая, мы смотрим чужими глазами. Особенно это касается оценок произведения искусства во всех его формах, от монументальных до камерно-интимных, от эпоса до лирики, от живописи до  литературы.  Пока не подготовленному уму не сказали что-то специалисты и авторитеты, а также диктаторы моды, он не знает, как отнестись к тому, что видят его глаза. И откуда взяться самостоятельности, если  чувства обычного человека не готовы к диалогу с предметом искусства?  Самостоятельное суждение любителя кажется дерзким, а то и невежественным, если оно не совпадает с уже ранее высказанным знатоками. Критерии оценок то расплывчаты, изменчивы, то либо шокируют оригинальностью, то вызывают резкое и устойчивое неприятие. А формы искусства с течением времени становятся всё более сложными, эгоцентричными. Мир искусства для простого зрителя подобен морю, в котором не найти правильный курс без лоций и навигаций. Как тут быть? Сложное искусство зовёт к подъёму сознания, выравниванию вкуса. Тут есть своя борьба и своя диалектика.